Урок литературного чтения в 5 классе для детей с трудностями в обучении Л. Н. Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Лариса Дорожей

Тема урока: Л.Н.Толстой.  Акула

Тип урока: изучение нового материала

Время реализации урока: 45 минут

Цель урока: Развивать технику чтения, умение анализировать и составлять характеристику героя произведения.

Задачи урока:

  1. Познакомить с произведением.
  2. Содействовать  познавательной активности;
  3. создать условия для

-развития навыков чтения,

-умения самостоятельно ставить вопросы и подтверждать свои ответы текстом произведения

  1. организовать ситуации

-для взаимодействия через групповую и парную работу.

- для развития коммуникативных способностей учащихся;

  1. Способствовать

- развитию умения выделять и анализировать информацию.

          - формированию любви  к близким.

 

Дидактическое обеспечение урока: учебник «Литературное чтение» 5 класс

(часть 2), авторы В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова, модель корабля, карточки с заданиями.

На уроке использовались интерактивные формы организации учащихся: работа в группах постоянного состава, работа в группах сменного состава, парная работа; интерактивные приемы: " Интервью", "Толстые и тонкие вопросы", "Синквейн", прием "Обмен мнениями", "прогнозирование по опорным словам", прием "Моделирование". Проводилась работа по развитию зрительного и слухового восприятия; пространственных  представлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_akula_2.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 в 5 классе с трудностями в обучении

ГУО «Средняя школа № 15 г. Барановичи»

учитель – дефектолог Дорожей Л.Г.

Тема урока: Л. Н. Толстой.  Акула

Тип урока: изучение нового материала

Время реализации урока: 45 минут

Цель урока: Развивать технику чтения, умение анализировать и составлять характеристику героя произведения. 

Задачи урока:

  • Познакомить с произведением.
  • Содействовать познавательной активности;
  • создать условия для

-развития навыков чтения,

-умения самостоятельно ставить вопросы и подтверждать свои ответы текстом произведения

  • организовать ситуации

-для взаимодействия через групповую и парную работу.

- для развития коммуникативных способностей учащихся;

  • Способствовать

- развитию умения выделять и анализировать информацию.

          - формированию любви  к близким.

 

Дидактическое обеспечение урока: учебник «Литературное чтение» 5 класс

(часть 2), авторы В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова, модель корабля, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационное начало.

Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности путем создания эмоциональной обстановки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прием « Приветствие»

-Поздороваемся разными способами

-Сядет тот, чье полное имя или фамилия начинается с гласного звука; со звонкого согласного звука

Диктант пространственных действий

-На уроке я предлагаю отправится ..

 А куда, вы мне ответите, если будете внимательно слушать меня и составите слово из частей . 1 часть находиться и т.п…

Все стоят возле парт

Садятся на свои места, называя свои имена и фамилии

Следуют устным указаниям учителя

Составляют слово из частей.

( путешествие)

  1. Речевая разминка

Задача: Содействовать развитию читательских навыков.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Но перед тем, как начать путешествие и провести урок чтения, проведем речевую разминку.

 -Прочитайте самостоятельно стихотворение на доске. Подумайте, куда отправимся?

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали

-Подумайте, как бы мог прочитать этот человек с такой мимикой, т.е. выражением лица.( показ картинок лиц с различной мимикой)

Вывод: получилось ? Почему.

К..рабли   лавировали, лавировали,

 Да не вылавировали.

-Прочитайте скороговорку про себя и скажите, на каком виде транспорта отправимся?

- Какая буква пропущена в слове корабль? Можно ли ее проверить.    Прочитайте жужжащим чтением 1 минуту. Постарайтесь читать без ошибок и быстро.

-У кого лучше получилось? Почему?

Читают написанное на доске стихотворение. Определяют место путешествия (море)

Читают с разной интонацией.

Делают вывод о полученных результатах.

Читают скороговорку. Определяют вид транспорта для путешествия.

Читают. По очереди читают быстро.

Делают вывод.

  1. Лексическая работа

Задача: уточнить значение новых слов и выражений. Актуализировать полученные ранее знания. Способствовать умению работать в паре.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 ( прием «моделирование)

В произведении встретятся новые слова. Уточним их значение.

          Актуализация знаний

Я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки. А насколько точные знания об Африке, я проверю в игре «да-нет»

Уточним значение выражений,

 которые встретятся вам при чтении.

Поработайте в паре.

 Соедините выражение в левом столбике с его значением в правом:

 устроили купальню, замерли от страха, раздался ропот, открытое море

Проверка в парах.

С доски читают слова. Определят местонахождение предметов на судне. Закрепляют на модели корабля.

Выполняют действия: согласны-руки вверх, не согласны- приседают.

Работают в паре. Стрелками соединяют выражение в левом столбике с его значением в правом

  1. Объявление темы, постановка основных задач урока

Задача: подвести учащихся к постановке основных задач урока, определить их значимость. Содействовать познавательной активности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

     А как называется рассказ, который мы будем читать, вы узнаете, вспомнив названия геометрических фигур.

Посмотрите вокруг. Найдите фигуры с буквами внутри. Первая буква находится…

- Какие задачи поставим перед собой на уроке? Предположите.

Ведь чтение без размышления - скучное развлечение- гласит китайская пословица

А что мы знаем об акуле? Более точные сведения нам предоставит наш специальный корреспондент.

Прием « интервью»

           Прогнозирование по опорным словам.

Подумайте, что может произойти в рассказе с таким названием и с такими словами и выражениями?

Как можно проверить ваши предположения?

Следуют указаниям учителя. Составляют слово « акула»

Предполагают стоящие задачи.

 Ученик читает доклад об акулах. На доске появляются картинки с изображением акул.  После рассказа ученик задает вопросы к собеседникам.

Высказывают свои предположения.

  1. Первичное восприятие

Задача: Способствовать полноценному восприятию художественного произведения, сопереживанию героям, эмоциональному отклику на прочитанное;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Предлагаю послушать рассказ.

 -Подумать, какие чувства он у вас вызвал.

Чтение под музыку.

-Что вы почувствовали?

-У кого совпали предположения о содержании рассказа?

Слушают произведение.

Рассказывают о пережитых чувствах

Определяют угаданный прогноз.

Вторичное восприятие

Задача: Создать условия для развития навыков чтения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    -Сейчас мы будем читать рассказ по частям.

-Посмотрите на план. Сколько частей будет в рассказе? Прочитайте название каждой части.

При чтении нам надо определить границы каждой части, т. е. узнать, где начинается и заканчивается каждая часть. Читаем цепочкой по абзацам.

Читают план. Определяют количество частей.

Читают цепочкой по абзацам.

  1. Анализ произведения

Задача: Создать условия для развития умения самостоятельно ставить вопросы и подтверждать свои ответы текстом произведения.

Содействовать развитию речи, умению анализировать прочитанное.

Организовать ситуацию для взаимодействия через групповую и парную работу.

Способствовать развитию умения выделять и анализировать информацию.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа в группах постоянного состава.

Задание №1

     - Для более полного понимания содержания рассказа и анализа поступков героев предлагаю поработать в группах.

- Объединитесь в группы по цвету.

- Распределите роли в группах. Кто спикер, организатор, писарь.

Организаторы групп возьмите первое задание.

     Я беру тайм- аут, а вы самостоятельно задайте вопросы.

1 группа задает вопросы к 1 части2 тонких и 2 толстых вопроса.

 2 группа ищет4 тонких вопроса вопросы во 2 части, 3 группа- задает 2 тонких и 2 толстых вопроса – в третьей.

Задание  №2

 -выполнив второе задание, мы составим характеристику героев произведения.

 1 группа работает по 1 части, 2 по второй, 3- по третьей.

Первая   группа:

  1. На карточке № 1 выберите и подчеркните черты характера, которые подходят к мальчикам.
  2. На карточке № 2 запишите черты характера артиллериста.
  3. Объясните смысл пословицы.
  4.  Отвага  -   половина спасенья.

 Вторая группа

  1. На карточке № 1 выберите и подчеркните черты характера, которые подходят к мальчикам.
  2. На карточке № 2 запишите черты характера артиллериста
  3. Объясните смысл пословицы. 

Берегись бед, пока их нет.

3 группа

  1. На карточке №1 запишите, в каком состоянии мальчики возвращались на корабль.
  2. На карточке №2 запишите, какие черты характера проявил артиллерист.
  3. Объясните смысл пословицы.

Не зная броду, не суйся в воду.

Работа в группах сменного состава. Прием «Обмен мнениями».

-Чтобы закончить словесные портреты главных героев, обменяемся мнениями.  

-Распределитесь в группы по номерам. С собой возьмите карточки с таким же номером.

Задание:

1 группа: дайте характеристику мальчикам.

2 группа: дайте характеристику артиллеристу.

3 группа

  1. Какая из пословиц может подойти к словесному портрету мальчиков? Объясните ее смысл.
  2. Какая из пословиц может подойти к словесному портрету отца - артиллериста? Объясните ее смысл.

 Объединяются  в группы по цвету.

 Распределяют роли в группах. Кто спикер, организатор, писарь.

Дети составляют вопросы и задают их участникам других групп.

Работают в постоянных группах

    На карточке № 1 выбирают  и подчеркивают  черты характера, которые подходят к мальчикам.

На карточке № 2 записывают

черты характера артиллериста.

     Объясняют друг другу смысл пословиц.

Меняются местами в соответствии с номерами. Работают в группе сменного состава.

Выполняют задание на карточках.

Спикер дает ответ от всей группы.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Задачи: организовать рефлексию с целью выявления усвоения материала.

Сохранить эмоциональное состояние учащихся для последующих уроков.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вывод: Так кто же главный герой рассказа?

-Подумаем, как сказать об этом удивительном человеке в нескольких словах?

Составим синквейн.

Отец
2 прилагательных
3 глагола

предложение
слово-итог

Итог

 Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом? 

- Я думаю, что у каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает что делать дальше.

 -Если в вашей жизни тоже встретится такой момент, я советую вам быть в этот момент смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение.
Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске

 - Вы согласны?

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

-Мне было очень приятно побеседовать с вами.

 Спасибо за урок.

Домашнее задание.

По выбору учащихся:

1)       краткий пересказ рассказа по плану;

2)       творческий пересказ текста от имени мальчика

Оценивание

Коллективно составляют синквейн.

Ответы детей.

– Любить и ценить своих близких и друзей!

– Не делать необдуманных поступков;

– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Урок литературного чтения 2 класс.Писатели - детям. УМК Школа России

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...