Литературное чтение, открытый урок- русская народная сказка " Рукавичка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Русская народная сказка " Рукавичка". Цель: познакомить с русской народной сказкой. Определять главную мысль сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку2.17 МБ
Файл Ход урока33.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока: Русская народная сказка «Рукавичка».

Слайд 2

Чтоб умным человеком стать- Учись читать, учись читать. И помни: каждый ученик Не может жить без добрых книг.

Слайд 3

Ру-са – са – са – в лесу бегает _______ ; Со – ка-со – со – у Вовы ____________ ; Ос – вич - ос – ос – на поляне много ____ ; Ка - су – су – су – было холодно в _____ ;

Слайд 4

Ру -са – са – са – в лесу бегает лиса ; Со – ка - со – со – у Вовы колесо; Ос – вич - ос – ос – на поляне много ос ; Ка - су – су – су – было холодно в лесу.

Слайд 7

По-пры-гуш-ка – попрыгушка По-скре-буш-ка - поскребушка По-бе-гай-чик – побегайчик

Слайд 8

Об-ро-нил Спра-ши-ва-ет Бре-дёт Не по-вер-нуть-ся [ ца ] Под-хо-дит Ра-зор-вёт-ся [ ца ] По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ ца ] Бро-си-лись врас-сып-ну-ю

Слайд 9

Игра «Найди нужный сюжет в сказке»

Слайд 14

Не учись разрушать, а учись строить. Сила сломит всё, а ум – силу. Жить – Родине служить. Учение – свет, а неученье – тьма. В тесноте, да не в обиде.



Предварительный просмотр:

Тема: «Русская  народная  сказка «Рукавичка»

Цели:  

- познакомить с русской  народной  сказкой «Рукавичка»

Задачи:

- обучать  плавному, выразительному, осознанному  чтению целыми  словами;

- учить  соотносить   иллюстрацию  с  содержанием  текста;

- учить  пересказывать  сказку  на  основе самостоятельно построенной   схемы-цепочки;  определять  главную   мысль  сказки;  отвечать  на  поставленные  вопросы  учеников  и  учителя; развивать  речь, мышление.

Планируемые  результаты:

- Учащиеся  обучаются  прогнозировать  тему  урока, ставить  цели;  научатся пересказывать  сказку  по  схеме, определять  последовательность  событий в сказке,  сравнивать  народную  и  литературную  сказки: находить  общее и  различное; находить способы решения поставленной  проблемы , отгадывать  загадки  на  основе  ключевых  слов. Работать в  паре, договариваться  друг  с другом,  проверять  и  оценивать   чтение  друг  друга, работая  в паре.

Оборудование:

 - На  доску:     таблички   СКАЗКИ

                             АВТОРСКИЕ    НАРОДНЫЕ      (перевернуть) Тема : Р.Н.С. «Рукавичка»

 Карточки :   дед        мышка(2)     лягушка(2)     зайка(2)     лисичка(2)    волк  кабан      медведь

Пожелание – напутствие  на  парты

“Учись читать”
Чтоб  умным  человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг

Распечатки с пословицами , карточками  -  названиями  героев, таблицами, толковый  словарь, презентация к уроку.

ХОД  УРОКА

  1. Организационный  момент.

  Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

  1. Актуализация  знаний.  Постановка  целей  урока.

-Прочитайте  (ШЕПОТОМ)  стихотворение…

  Чтоб  умным  человеком  стать-

Учись  читать, учись читать.

И   помни:  каждый   ученик
Не   может  жить  без  добрых  книг.

- Для  чего  нужны  уроки  чтения в школе?

 - Чему  мы  учимся  на  уроках  литературного  чтения?  (Учимся  плавному, красивому  чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
- Итак, в добрый  путь!   Подготовимся к  чтению.

Речевая  разминка   (СЛАЙД 1)

РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ  - О-ПА-ДА-ЮТ  ЛИС-ТЬЯ  В  СЕН-ТЯБ-РЕ

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ   ИГРУШКИ  У  МАР-ГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – ЧИ-ТА-ЕМ  МЫ  НЕ  ПРОСТО  ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК – НА  ЛИСТ  УСЕЛСЯ  МАЙ- СКИЙ  ЖУК

 - Какие  слоги  в  каждой  строке  были  лишние? Почему вы  так  считаете? Постройте из  лишних  слогов  слово. Что получилось?  (Рукавичка)

-Определите  тему  урока.  (Мы  будем  знакомиться со сказкой «Рукавичка»)

- Откройте  учебник  на  с. 38. Кто-нибудь из вас знаком  с этой  сказкой? Попробуйте  определить,  кто  автор?

- Как  догадались, что  эта  сказка  русская народная? Какие  сказки  мы  называем р-н?  Какие  - авторскими? Какие  ещё  русские народные  сказки  вы  знаете? Попробуйте  предположить, о чём  эта  сказка?

-Посмотрите,  как  записан  текст  сказки. Что вы заметили? (  Есть  запись  диалога)

-Что такое  диалог? Что  бы  это  значило? ( Герои  много   разговаривают)

Проблемная  ситуация  

-Ребята,  сегодня  к  нам на урок  пришли  гости. Внимательно  послушайте  их  разговор .    

(Две  ученицы  переодеты в  костюмы  лисичек.)

Разыгрывается  проблемный  диалог

1 лисичка:  -Привет!

2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо)  - Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка  ( с возмущением):  - Удивительно! А где ты  живёшь?

2 лисичка:  - Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: - А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!

2  лисичка:   (удивлённо) - Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!!!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников?    (уходят)

  - Как  вы  думаете, одинаковые  ли  сказки  предлагают  для  изучения  авторы  учебника?  

-  Какие  цели  вы  ставите перед  собой?  

-  Какую  работу  вы  должны   провести,  чтобы   достичь  поставленных  целей? (Прочитать  сказку  и  сравнить её со  сказкой  «Теремок»)

-Что  можно    сравнить? (героев, события, чему  учит сказка)

  1. Работа  по  теме  урока.

а).  Подготовка  к  чтению.

- В сказке  встретятся  слова, которые  я  вам  предлагаю  прочитать.

(Слайд 2)

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

По-скре-буш-ка -  поскребушка

По-бе-гай-чик – побегайчик

- Прочитайте  сначала по  слогам, затем  целыми  словами.

 (Слайд 3)

-Прочитайте   шёпотом, затем  вполголоса.

Об-ро-нил

Спра-ши-ва-ет

Бре-дёт   (спросить о  значении этого  слова)+  поработать  с толковым  словарём

Не  по-вер-нуть-ся  [ца]

Под-хо-дит

Ра-зор-вёт-ся [ца]

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся  [ца]

Бро-си-лись    врас-сып-ну-ю   (спросить о  значении этого  слова)+ поработать со  словарём

Физминутка  для  глаз

б).  Первичное  знакомство со  сказкой.

Читает  учитель.

в). Проверка  понимания  прочитанного.

-Понравилась вам  сказка?  О  ком  она?

-  Докажите, что это  сказка?

- Назовите  героев.

- С  чего  начинается   сюжет?

 -Кто  первым  поселился  в  рукавичке?

- Кто  был  последним?

- Пустили ли  звери  медведя  в  рукавичку?

- Кто  испугал  зверей?

(На  партах  лежат  листы  бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со  словами  (героями сказок).

  (1- я часть -  сказка «Теремок»,   2-я часть – сказка «Рукавичка»)

-     Расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек.  

(Работа выполняется   в  парах ,  2   ученика  выполняют  на доске)

Сказка  «Теремок»

Мышка

Лягушка

Заяц

Лисичка

Сказка  «Рукавичка»

 дед

мышка        

лягушка  

зайка        

лисичка    

волк  

кабан    

медведь

 

- Проверим, как  ребята   выполнили  задание.

- В  чём  заключалось задание? Какая  была  цель?

- Тебе удалось достичь  поставленной  цели?

-Ты  справился  правильно  или  с  ошибкой?

- Справился  полностью  сам  или  с  чьей-то  помощью? Оцени  свою  работу.

- Сравните  свои  результаты с тем, что получилось  у  ребят.  Какой  вы  можете  сделать  вывод?  (Герои  сказки  похожи, но  отличаются  количеством и  кличками).

ФИЗМИНУТКА

(Учитель  называет разных  животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» ) Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.  

г).   Повторное  (выборочное)  чтение  сказки

-Задайте  друг  другу  вопросы  по тексту.

 - Можно ли эту  сказку назвать  сказкой-цепочкой?  Почему?

-Какие  ещё  сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)

д). Закрепление   изученного.

Игра  «Найди  нужный  сюжет в сказке»

(Слайд 4,5,6…)

(Учитель  открывает   иллюстрации, дети  зачитывают  нужный  сюжет  в  учебнике)

IV. Сопоставление   сказок   «Теремок»  и  «Рукавичка»

-Предлагаю  вам  продолжить   сравнение   сказок  «Теремок» и  «Рукавичка».

а).   Заполнение  таблицы  в  рабочей  тетради  (с.32)

1

2

Название  сказки

«Теремок»

«Рукавичка»

Герои  сказки  (разные или  одинаковые)

События  сказки  (разные или одинаковые)

Конец  сказки (разный или  одинаковый)

б). Соотнесение  пословиц  со  сказками.

- Найдите  среди  списка  пословиц ту, которая  больше  подходит  к  сказке  «Теремок» .  К  сказке  «Рукавичка». Объясните   своё  решение.

- Одинакова  ли   главная  мысль  сказок?

-Чему  учит  сказка  «Рукавичка»?

V.   Итог  урока

-С какой  сказкой  познакомились? Одинаковые  или  разные   были сказки?

-В чём  отличие  сказок?

-Почему сказки-цепочки  так легко рассказывать?

VI. Рефлексия деятельности. 

- Вспомните, какие  цели  вы  ставили   в начале урока?

- Удалось ли  достичь  целей?

- Каким   способом    решали   проблему?

(работа  в   паре, с помощью   учителя и т.д.)

 -Кому вы можете рассказать эти сказки?

-Почему вы так быстро запомнили их?

-В  чём  отличие  сказок? В чём их  сходство?

VII. Оценка  деятельности

- Оцените  свою  работу на уроке. (по памятке)

  - Если вам понравился наш урок,  поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы   ставите нашему уроку  оценку «отлично» - похлопайте!  

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Мне приятно  было с вами  работать. Спасибо.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме  «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...

Презентация к уроку "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка "РУКАВИЧКА"

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме  «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка Рукавичка" 1 класс

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»Тип урока: открытие новых знаний.Цели: Метапредметные:формирование умения осознанно и произвольно...

открытый урок Русская народная сказка "Рукавичка" 1 класс

1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».2. Тип урока: Открытие нового знания.3. Представление о результатах:- личностные результаты: проявление познавательных...