В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Бабенкова Наталья Николаевна

Разработка урока по литературному чтению В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова,  В.Г.Горецкий и др., 3 класс (изд-во Москва,  «Просвещение» 2013 г.) УМК «Школа России»

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Задачи урока:

Предметные:

Формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

Развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

Метапредметные:

а) познавательные УУД:

Развивать умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов;

Развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

Развивать умение слушать и понимать речь других;

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

в) регулятивные УУД:

Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:

Развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

Формировать умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: книги писателей, мультимедийный проектор, учебники, рабочие тетради, кружки зеленого, желтого и красного цветов, ведерки трех цветов.

Ι. Актуализация знаний.

Организационный момент.

Нетрадиционное начало урока (3 мин)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку. Посмотрите, какие книги перед вами.

- Прочитайте названия произведений

(Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»)

- Знакомы ли вам эти книги?

- Что общего может быть у этих произведений?

(Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)

- На какие группы вы бы распределили эти сказки?

(На авторскую и народную)

- Чем авторская сказка отличается от народной?

 (Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)

ΙΙ. Изучение нового материала.

1.Предположение детей (о чем будет произведение) (7 мин)

Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.

- Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.

- Откройте учебники на с.196 и прочитайте название сказки.

-  Кого вы сразу представили?

- Кто такой Мороз Иванович?

 (Предположения детей)

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

(Предположения детей)

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.

 - Кто из вас читал сказки В.Ф. Одоевского? Какие?

Рассказ об авторе с опорой на презентацию

Владимир Федорович Одоевский.

Был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.

Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.

- У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

(предположения детей)

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

(Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.)

– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов

  • Рубить платки – подшивать платки
  • Студенец - колодец
  • Горница – парадная половина крестьянской избы
  • Почивать – лег спать
  • Окостенели - замерзли
  • Стрепня – еда
  • Затейница – выдумщица
  • Брильянты – драгоценные камни
  • Горемычная – жалкая, несчастная
  • Студеная – холодная
  • Понадулась – обиделась
  • Исстари – издавна

А сейчас проверьте правильность своих суждений.

Пара, которая правильно определила значение всех слов, покажет зеленый кружок. Кто не смог определить значение 1 слова – желтый, 2 и более слов – красный.

- Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.

2.Осмысление (чтение текста с остановками)

(23 мин)

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

 

Чтение и анализ первой части сказки

 

Вопросы после чтения 1-й части

– Говорят ли имена девочек об их делах?

(Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)

 

- Что означает слово рукодельница?

(Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)

- Давайте обратимся к толковому словарю

Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.

 - Какие в нём два корня?

(рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.)

– Есть ли зачин у сказки?

(Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

(Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)

– Когда мы говорим считать мух?

(Когда бездельничают или ротозейничают.)

 - В прямом или переносном смысле использует выражение автор?

 (Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

Чтение и анализ второй  части сказки

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

(Она уронила ведерко.)

– Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?

 (Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира)

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил?

(Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.)

– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока?

(ответы детей)

– С чего началась их встреча?

(ответ)

– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

(Попросить об этом Мороза Ивановича)

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика?

(Предположения детей)

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

Физкультминутка

Чтение и анализ третьей  части сказки

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

(Нет. У нее очень замерзли руки)

- Какое слово вместо «замерзли» использует автор?

(окоченели)

– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

(Взбила перину, приготовила обед)

– Как отблагодарил её дед?

(Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку)

Чтение и анализ четвертой части сказки

После чтения 1–2-го абзацев:

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

(Вернуться домой с деньгами)

– Справится ли она с работой? Почему?

(Предположения детей)

После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

(Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед)

 

Чтение и анализ пятой части сказки

После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»?

(Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)

– Справится ли она с этой работой?

(Предположения детей)

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?

(ответы детей)

После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик?

(Он вместо пятачков дал ей лед)

Почему?

(Она была ленивая, ничего не хотела делать)

 Выявление первичного восприятия текста.

– С кем произошла сказочная история?

(С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей)

– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

(ответы детей)

Определение главной мысли сказки

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович?

(Ум, внимание, трудолюбие.)

3.Рефлексия  (5 мин)

 Работа в группах

– Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»?

«Мало хотеть – надо уметь»,

«Семь раз примерь, один раз отрежь».

«В большом деле и маленькая помощь  дорога».

 «Сделав худо, не жди добра»,

«Что испёк, то и кушай»,

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».

Проверка правильности выполнения задания

- Есть предложение, в котором заключается мудрая мысль «Какова твоя работа, такова тебе и награда».

– Какую близкую по значению пословицу вы знаете?

 (Что посеешь, то и пожнёшь.)

– Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось?

– Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой?

ΙΙI. Итог.

– Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.)

– Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский?

(Отношение к работе, желание прийти на помощь)

– Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета.

ΙV. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы автора в конце сказки с. 207-208

2. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.

3. Нарисовать иллюстрацию к сказке «Мороз Иванович».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.

Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....

Тест по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. для 3 класса по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"

Данный тест составлен для работы по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" (учебник стр.196 - 207)  для контроля умения работать с текстом. Подготовка к аттестации в 4 классе....

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Урок чтения В.Ф. Одоевский "Мороз иванович". 3 класс

Урок-обобщение по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз иванович."...

Урок чтения в 3 классе В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Урок чтения 3 класс. Знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз  Иванович»           - развитие навыков различать народную сказку от авто...