Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кыналы Вера Дмитриевна

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний

Тема: Н. Артюхова «Саша - дразнилка»

Образовательные цели:

• продолжить работу над содержанием произведения Н. Артюховой «Саша-дразнилка»;

• продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, активизировать «вдумчивое чтение»;

• отработать навыки работы с текстом; осмыслить сюжет; продолжить работу над составлением характеристики героев, помочь понять мотивы их поведения и увидеть авторское отношение к ним.

Развивающие цели:

• развивать устную речь обучающихся, навыки выразительного чтения;

• развивать образное и логическое мышление, творческое воображение;

• развивать артикуляционный аппарат;

• развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать.

Воспитательные цели:

• продолжить воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения;

• воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать дружно в паре, группе;

• воспитывать умение оценивать свои поступки и окружающих.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uz_po_chteniyu_1_klass_kynaly.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 1 класс

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний

Тема: Н. Артюхова «Саша - дразнилка»

Образовательные цели:

• продолжить работу над содержанием произведения Н. Артюховой «Саша-дразнилка»;

• продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, активизировать «вдумчивое чтение»;

• отработать навыки работы с текстом; осмыслить сюжет; продолжить работу над составлением характеристики героев, помочь понять мотивы их поведения и увидеть авторское отношение к ним.

Развивающие цели:

• развивать устную речь обучающихся, навыки выразительного чтения;

• развивать образное и логическое мышление, творческое воображение;

• развивать артикуляционный аппарат;

• развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать.

Воспитательные цели:

• продолжить воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения;

• воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать дружно в паре, группе;

• воспитывать умение оценивать свои поступки и окружающих.  

Оборудование: портрет автора, опорные слова, карточки, доска, учебник, иллюстрация, сигнальные карточки, карточки настроений.

Ход урока:

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Проверьте, все ли готово к уроку чтения.

Самоорганизация

Самопроверка

УЭ 0.2.

Эмоциональный настрой

Готовы ли вы к уроку друзья? (Да)

На вас надеюсь я друзья.

Вы хороший дружный класс,

Все получится у вас.

Проверка готовности, создание эмоционального настроя через самоорганизацию

УЭ 0.3.

Психологическая гимнастика

- Какое сейчас время года? (Весна)

- Какое время года было перед весной? (Зима)

- Покажите, как вам было холодно зимой? (Дети  ежатся)

- А как вам тепло, хорошо весной? (Расправляются плечи)

- Вам в глаза светит яркое солнышко, как вы щуритесь? (Щурятся)

- У вас хорошее настроение, вам спокойно и комфортно. (Спокойно садятся)

(солнышко и тучка)

- Вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке чтения.

- В конце урока мы посмотрим, какое у вас будет настроение.

Активизация эмоционального настроения у детей.

Выбор карточки настроения обучающимися

Обратная связь (учитель

ученик)

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

УЭ 1.1

- Что мы умеем?

• читать;

• отвечать на вопросы;

• подтверждать свои ответы выборочным чтением;

• делать выводы, то есть понимать тему произведения, содержание и выделять главную мысль.  

- Над каким же произведением мы продолжим работу? (Н. Артюхова «Саша – дразнилка»)

- Сегодня мы будем работать с текстом Нины Михайловны Артюховой «Саша-дразнилка». Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению, попробуем в известном тексте открыть для себя что-то новое.  

Фронтальная дискуссия

Самоосмысление и самовыражение

Работа с опорными словами на доске: ТЕМА

ИДЕЯ

Самовывод темы урока

Целеполагание

УЭ

1.2

Обучающиеся сообщают сведения об авторе произведения:

1 ученик: Н. М. Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет.

2 ученик: Нина Михайловна была дочерью известного купца Михаила Ивановича Сабашникова.

3 ученик: Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей.

4 ученик: Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.

5 ученик: Свои рассказы Н. М печатала в детских журналах «Затейник», «Мурзилка».

6 ученик: Ее произведения о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому. Об умении по-настоящему дружить.

7 ученик: Хорошо известны ее рассказы «Совесть», «Трусиха», «Маринка», «Саша-дразнилка» и другие.

«Свободный микрофон»

УЭ 1.3

Игра «Что хорошо и что плохо?»

- Прочитайте слова:

трудолюбие

гордость

леность

прилежание

зависть

доброта

злость

упрямство

честность

благодарность

скука

радость

- Предложите задание (Распределить эти слова в две группы)

- По какому признаку мы распределим эти слова? (Положительные черты характера человека и отрицательные)

- Назовите хорошие качества.

- Назовите отрицательные качества человека.

- О какой черте характера мы узнали из произведения?  (Обидчивость)

- Это хорошая черта характера?

- В этом поможет нам разобраться рассказ Н. Артюховой «Саша - дразнилка».  

Чтение «цепочкой» слов

Работа в ППС

Контрольная пара у доски

Проблемный вопрос

УЭ 2

Работа над произведением

УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через анализ произведения.

УЭ 2.1.

Чтение 1 части рассказа

- Прочитайте 1 часть рассказа.

- Кто действующие лица в 1 части рассказа? (Папа, Ляля, автор)

- Почему Ляля обижалась и плакала?

- К кому обратилась за помощью Ляля?

- Что значит дразнить?

Дразнить – злить, умышленно раздражая чем – нибудь обидным, часто бывает до слез.

«Дразнилка» – человек, который дразнит другого.

- Какая проблема возникла между братом и сестрой? (Брат дразнит сестру)

- А какой совет дал папа Ляле? (… а ты не дразнись)

Чтение «Эхо» в ППС

Учебный диалог

Работа со словарем  

На доске появляется слово: ЗАВЯЗКА

УЭ 2.2.

Работа над второй частью

Цель: проверить знание второй части, формировать навык чтения диалогической речи, активизировать внимание детей.

- Что служит основой сюжета? (Диалог между сестрой и братом)

- Работа в малых группах

Задание: восстанови 2 часть текста  

- Предлагаю группе ребят прочитать этот диалог в лицах.

Самоосмысление и самовыражение.

Работа в МГ.

Мера помощи: учебник

Сверка с контрольной группой или с учебником

На доске: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

УЭ 2.3.

На доске:

АВТОР

ПАПА             САША          ЛЯЛЯ            МАМА

- Предлагаю проследить, как отреагировал Саша над изменением  в поведении сестры?

    САША                                              ЛЯЛЯ

начал Саша спокойно                      засмеялась

поперхнулся от удивления         я пойду послезавтра

дрожащим голосом                    спокойно ответила

проговорил Саша                       Ляля

Саша посмотрел кругом        

и крикнул                                  - Ешь на здоровье

Тут Саша не выдержал

и заплакал

- Меня Ляля обижает! –

Я ее дразню, а она не

дразнится!

- Почему в итоге Саша заплакал?

- Как чувствовал себя Саша?

- Как чувствовала себя Ляля?

- Какой самый  напряженный момент? (В этот момент появляется мама)

- Обидчивость – хорошая черта характера или нет?

Работа над партитурой чувств

Учебный диалог

На доске: КУЛЬМИНАЦИЯ

РАЗВЯЗКА

Решение проблемы

УЭ 2.4.

Работа над иллюстрацией

- Рассмотрите рисунок.

- Обратите внимание на выражение лиц героев и их жесты.

Внешний вид отражает внутреннее состояние человека.

- Можно ли обижать, дразнить самых близких людей?

- Обратите внимание на выражение лица мамы. (Довольна, улыбается) Почему?

- К какому эпизоду рассказа относится этот рисунок?  

- А какой совет вы бы дали плачущему Саше?

- Что бы ты предпринял, если бы оказался действующим лицом в ситуации, аналогичной той, что раскрыта в данном произведении?

- Бываешь ли ты похож на Сашу – дразнилку?

- А ты сам часто обижаешь своих друзей.

Аналитическая беседа

Выборочное чтение

Обыгрывание жизненных ситуаций

УЭ 2.5

Работа над идеей произведения

- Как вы думаете, какая главная мысль рассказа?

Работа с пословицами

Смеется тот, кто смеется последним.

Умей шутить, умей и отшучиваться.

Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

- Как вы понимаете смысл  каждой пословицы.

- Какая пословица выражает главную мысль произведения? («Смеется тот, кто смеется последним» - пословица о том, что лишь конец дела решит, кто был прав, на чьей стороне успех)

На доске: ИДЕЯ

Карточки с пословицами

Самоосмысление, самоутверждение,

самовыражение

Проблемный вопрос

УЭ 3

Итог урока

УЭ 3.0

Цель: подвести итог урока.

- Кто герои произведения?

- Что помогло нам узнать характер героев?

РЕЧЬ

ПОСТУПКИ                                 ХАРАКТЕР

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Самовыражение

Самовывод итога урока

3.1

Рефлексия

Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.

- Выберите карточку, соответствующую вашему настроению и покажите.

 

УЭ 4

Информация о домашнем задании

УЭ 4.0

Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания.

- прочитать рассказ в лицах;

- нарисовать кадры к фильму;

- составить рассказ о том, как ты общаешься со своими друзьями.

Самовыбор домашнего задания

Составила:                                          В. Д. Кыналы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...