Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лихоманова Инна Владимировна

«Волшебное слово» В.А.Осеевой.

Общая тема: «Я и мои друзья».

Тип урока: комбинированный.

Цель: обучение анализу художественного произведения.

Задачи:

Образовательные:

обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;

совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;

совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения;

учить работать с планом произведения.

Развивающие:

развивать навыки правильного чтения;

развивать творческую деятельность учащихся;

развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.

Воспитательные:

способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnoe_slovo_urok_chteniya_lihomanova_i.v.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебное слово» В.А.Осеевой.

Общая тема: «Я и мои друзья».

Тип урока: комбинированный.

Цель: обучение анализу художественного произведения.

Задачи:

Образовательные:

обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;

совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;

совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения;

учить работать с планом произведения.

Развивающие:

развивать навыки правильного чтения;

развивать творческую деятельность учащихся;

развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.

Воспитательные:

способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).

Ход урока:

Орг.момент:

- Ровненько встали, улыбнулись друг другу, пожелали удачи.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

Вступительная беседа:

- Как называется произведение, с которым вы познакомились вчера?  (Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»)

Сообщение темы:

- Сегодня мы продолжим с вами работу над этим произведением, а домашнее задание я проверю в ходе урока.

Проблемная ситуация:

- Как вы думаете, а зачем мы еще и сегодня будем говорить об этом рассказе?

- Верно, чтоб все понять, все осознать. Настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

- Сегодня мы с вами будем говорить о главных героях, размышлять об их поступках. И главная цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.

- Прочитайте его. (Может ли слово быть волшебным?) с. 92 вопрос № 1.

- Ваше мнение вы выскажете в конце урока.

- Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, давайте постараемся сегодня поработать так, чтобы солнышко заулыбалось и согрело нас.

Воспроизведение последовательности действий:

- Назовите героев произведения. (дедушка, мальчик, сестра, бабушка, брат)

- Давайте попробуем воспроизвести ход событий. Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.

События записаны вразброс на доске:

2. Разговор с Леной.

4. Беседа за обедом.

1. Встреча со стариком.

5. Возвращение в сквер.

3. Разговор с бабушкой.

- Что у нас получилось?  (план текста)

- Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.

Работа над лексическим значением слов:

- Но сначала вспомните лексическое значение некоторых слов.

стряпает (готовит пищу)

противень  (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения)

морщинки  (складки на коже лица)

сквер  (парк, сад в огороде)

Работа над иллюстрацией:

- Какое из этих слов подходит к иллюстрации на стр. 88?  (сквер)

- Используя данные слова, опишите словесно иллюстрацию:

скамейка

беседа

отдых

сквер

(В сквере, на скамейке, отдыхал дедушка. К нему подошел мальчик, дедушка завел разговор.)

Проверка домашнего задания:

- Перечитаем разговор Павлика со стариком «цепочкой». Это было домашнее задание, поэтому должны читать правильно, выразительно.

Стр. 87 – 89. со слов: …С тобой что-то случилось?...

                      до слов: …Он вскочил и побежал домой.

Анализ первой части слова:

- Давайте обсудим этот диалог. Ваше мнение.

- Подходят ли эти слова и словосочетания, под описание поведения Павлика?

сердитое лицо

сердито буркнул

сжал кулаки

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

- Каким Павлик вам показался?  (грубым, невоспитанным …)

- А старик?

- Почему старик захотел помочь Павлику?  (потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким)

- Сразу ли мальчик поверил ему?

- Погодите, он побежал сразу?  (да), значит, он все-таки поверил, но не был уверен, что это поможет.

- Найдите в тексте, где описывается его неуверенность. Стр. 89. «Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!»

 

Физминутка.

- Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было. Ветер дует нам в лицо …

Работа над второй частью текста:

- Что же в рассказе было дальше?  (Павлик стал просить у Лены краски)

- Прочитаем эту часть рассказа по-ролям, это было ваше домашнее задание.

- Определите действующих лиц этой части.  (автор, Лена, Павлик)

Стр. 90. со слов: Павлик боком подошел к сестре …

              до слов: Он думал теперь только о волшебном слове.

- Какое волшебное слово сказал Павлик?

- Как подействовало волшебное слово на Лену?  (широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала, удивилась, предложила краски)

Работа над третьей частью текста:

- К кому следующему пошел мальчик?  (к бабушке)

- Как отреагировала бабушка, когда она услышала волшебное слово? Прочитайте. (выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке)

Стр.  91.  со слов: - Горяченького … горяченького захотел, …

                до слов: румяный пирожок.

- А реакция Павлика?  (Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки)

Работа над четвертой частью текста:

- Какое самое трудное испытание ожидало Павлика в третий раз?  (уговорить брата, что бы тот взял Павлика покататься на лодке)

- Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вел себя за столом. (За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.)

- Как он обратился к брату?

со слов: Когда брат сказал, …

до слов: - Возьми меня, пожалуйста.

- Почему вдруг все выполнили просьбы Павлика?  (Павлик стал вежливым)

- В чем секрет волшебного слова?  (возникает взаимопонимание, добро порождает добро)

- Так в чем состоит главная мысль этого рассказа? (нужно быть вежливыми, воспитанными, уважительными к старшим, если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми …)

- А вы не забываете быть вежливыми?

- Какие слова вам в этом помогают?   По ходу открываются лучики на солнышке с волшебными слова. И перевернуть солнышко.

- Солнышко заулыбалось?  (да) И нам стало теплее.

- Давайте же вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока.  (Может ли быть слово волшебным?) – Может. Это в прямом или переносном смысле?  (конечно в переносном, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой)

- Понял ли мальчик, что без вежливости в жизни нельзя?  (да) Он увидел результат вежливости.

- В каком моменте это подтверждается?   (он побежал в сквер) последний абзац стр. 92.

- Зачем Павлик побежал обратно в сквер?   (чтобы поблагодарить старика)

- Так Павлуша стал вежливым, воспитанным?

- Вспомните пословицы, которые мы говорили на прошлом уроке.  

Добрый человек добру и учит.

Добрый человек в добре проживет век.

- Прочитайте еще одну пословицу, которая очень подходит к нашему уроку.

Доброе слово путь к сердцу открывает.

- Как вы это понимаете?  (человек становится улыбчивее, появляется хорошее настроение и ему хочется быть добрее)

- Чему научил вас рассказ Осеевой?  (быть вежливыми, воспитанными, уважительно относится к старшим…)

Оценивание:

- Работали все замечательно, все были активны и так много взяли для своего воспитания из этого произведения, что однозначно всем отметка 5.

Домашнее задание:

- На следующем уроке мы составим мини-книжку по иллюстрациям к следующим ситуациям:

1 ряд – разговор с сестрой

2 ряд – разговор с бабушкой

3 ряд – разговор с братом             и пересказать.

Учитель начальных классов Лихоманова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...