Работа с текстом на уроках литературного чтения
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Полчанинова Светлана Леонидовна

Одним из важных направлений работы на уроках литературного чтения в начальной школе является работа с текстом произведения. Навыком чтения так или иначе овладевают все ученики начальной школы. Но это не значит, что они становятся читателями. Сегодня учителя отмечают такую проблему: дети, читая текст, не понимают прочитанное, затрудняются в ответах по содержанию, не ориентируются в тексте, не находят нужную информацию. С помощью различных приёмов и методов нужно добиваться понимания читаемого произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx40.81 КБ

Предварительный просмотр:

        Одним из важных направлений работы на уроках литературного чтения в начальной школе является работа с текстом произведения. Навыком чтения так или иначе овладевают все ученики начальной школы. Но это не значит, что они становятся читателями. Сегодня учителя отмечают такую проблему: дети, читая текст, не понимают прочитанное, затрудняются в ответах по содержанию, не ориентируются в тексте, не находят нужную информацию. А современное образование построено так, что ученики должны усваивать и перерабатывать огромное количество прочитанного материала, уметь выделять главное, запоминать его и применять для дальнейшего обучения. Главное не только прочитать, но и понять произведение.  А для этого необходимо у маленьких школьников формировать деятельность, включающую умения:

  1. Воспринимать текст.
  2. Понимать читаемое.
  3. Высказывать свои суждение о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному и воссоздавать в своём воображении художественные образы.
  4. Воспроизводить текст.

         Этому детей надо учить. С помощью различных приёмов и методов нужно добиваться понимания читаемого произведения.

        Прежде всего, необходимо учить детей видеть текст, его структурные элементы (абзац, глава, часть). Это очень важно для ориентации в тексте. Знание абзаца как части текста помогает при работе с произведением. Ускоряет и улучшает работу с текстом, служит для дифференциации заданий, помогает быстро найти в тексте трудные слова, нужные предложения, описание героя.

        Работая с текстом, необходимо напоминать детям фамилию автора, заголовок, учить определять жанр произведения, тему. Когда ребёнок понимает, какое произведение по жанру он читает, ему легче осмыслить прочитанное, определить главную мысль, узнать, что хотел сказать автор. Здесь помогает метод моделирования. Метод моделирования предполагает введение «заместителей» жанров. Сказка – это круг, рассказ – прямоугольник, стихотворение – треугольник, былина, сказ, легенда – ромб, очерк – квадрат, пословица – узкий прямоугольник, загадка - треугольник с вопросом, басня – треугольник  (вершина вниз). Заместители тем – это цвет. О Родине – красный. О детях – жёлтый. О природе – зелёный. О животных – коричневый. О приключениях, волшебстве, фантастике – синий. Заместители фамилий авторов и заголовков – узкий прямоугольник. Во 2,3 и 4 классах дети пишут фамилию автора и заголовок.

Модель первой страницы обложки:

                                                  Фамилия автора: Бианки В.

                                       

                                             Сказка о животных (коричневый кружок)

              Заголовок: «Как муравьишка домой спешил»

               

        Ещё одним видом моделирования является моделирование цепочки событий (внутри определённой части произведения). Этот вид работы позволяет анализировать текст, осознавать уместность использования в тексте образных языковых средств, готовить подробный пересказ, проводить словарную работу.  Вот как выглядит цепочка событий в сказке «Теремок»:

Медведь        увидел         остановился       заревел        полез          не влез                  залез            развалил                                                                                    

        Моделирование диалогов героев даёт возможность формировать у детей более точные и полные представления о произведении, передавать эмоциональное состояние героев, проникать в замысел автора, тренироваться в выборочном чтении. Примеры моделей диалогов героев:

  М                         Л                    Л                          З      

        Сохранять интерес к прочитанному, нацеливать на многократное перечитывание, искать нужную информацию, анализировать в процессе чтения помогает метод активного чтения. Во время чтения ребёнок выполняет следующую инструкцию:

 «v» - Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете.

«+» - Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым.

«-» - Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали.

«?» - Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

«!» - Поставьте это знак на полях, если то, что вы читаете, важно запомни.

        Интерактивные методы обучения способствуют формированию у детей осознанного чтения, помогают им прочувствовать художественное произведение, испытать удовольствие от чтения.

 «Займи позицию»

        Зачитывается какое-нибудь утверждение, связанное с произведением, и ученики должны подойти к плакату со словом "ДА" или "НЕТ". Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

 «Сборщики»

Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать текст или правило.

«Пазл»

Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует данный интерактивный метод, который помогает организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. Например, на уроках литературного чтения даются для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, учитель просит повторить тексты соседних групп.

 «Микрофон».

Необходимо задать вопрос по прочитанному произведению. Как вариант, учитель задает вопрос - ученики отвечают. Ученики отвечают словами из текста

 «Исследователи».

Детям в группах или парах предлагается исследовать текст с конкретной целью, например, найти ответ на вопрос, имя героя, какое-либо число и т.д.

 «Ромашка».

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы, относящиеся к прочитанному произведению, ищут подтверждение своим ответам в тексте.

        Как известно на уроках литературного чтения происходит первичное и вторичное восприятие произведения.  Для организации первичного восприятия предлагаются задания, связанные с эмоциональной сферой. При вторичном восприятии, учащиеся объясняют своё понимание героев, событий, рассуждают, доказывают. При этом произведение неоднократно перечитывается. Идёт работа не только над навыком чтения, но и над осознанием прочитанного.

         Виды работ с текстом произведения на понимание прочитанного:

  1. Определи тему текста, основную мысль.
  2. Подбери заголовок.
  3. Раздели текст на части (род руководством учителя) и составь план.
  4. Ответь на вопросы, задай вопросы товарищам.
  5.  «Лишний вопрос». Детям задаются вопросы по произведению, среди них есть те, которые не подходят к произведению. Например: «Когда поселилась в Теремке белка?
  6. Выборочное чтение.
  7. Найди незнакомые слова и узнай их значение. В словаре или из текста.
  8. Соедини начало и конец предложения.
  9. Чтение текста с пропущенными словами.
  10. Подбор пословиц к произведению
  11. Восстановление текста.
  12. Составление рассказа по ключевым словам.
  13. Распространение предложений.
  14. Для понимания сюжетной линии перед детьми ставятся вопросы, которые ведут их вслед за автором. Например: (по сказке «Теремок»)

Как начинается сказка?

Кто первый пришёл?

Что он стал делать?

Кто пришёл второй?

Чем они стали заниматься? И т.д.

        Такая работа, проводимая систематически, разовьёт в детях вдумчивых читателей, научит их не только понимать прочитанный текст, но и находить в нём нужную информацию, и использовать её для дальнейшего своего развития и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Работа с текстом на уроках литературного чтения

Данные работы помогут учителям оценить умения учеников читать текст, понимать написанное и отвечать на поставленные вопросы....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...