Урок литературного чтения для 1 класса «Что за прелесть эти сказки…»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Волкова Ирина Юрьевна
Учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ №23
Волкова Ирина Юрьевна

Урок литературного чтения для 1 класса «Что за прелесть эти сказки…»

Цели: познакомить с  биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
 
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно. Целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.
 
Оборудование: портрет и книги А. Пушкина, рисунки по сказкам, кроссворд.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Что за прелесть эти сказки…»
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина

I. Актуализация знаний:

- Поздоровайтесь с гостями, тихонечко садимся, начинаем наш урок.

- Посмотрите видеоролик (слайд №1).

- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (о сказках)

- Вот послушайте:

В путешествие пойдём,

в страну сказок попадём.

Послушаем, понаблюдаем,

Сказки наши отгадаем.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости захотели

Снова в гости к нам прийти.

(слайд №2)

- Прочитайте фразу. («Что за прелесть эти сказки…») Вы согласны?

- Итак, отправляемся в путешествие. А чтобы нам не заблудиться в стране сказок, у каждого из вас на парте лежит маршрутный лист, с помощью которого мы будем выполнять задания.

II. Работа по маршуртному листу.

- Сказки бывают разные. А какие вы знаете? (народные, авторские)

- Сегодня мы познакомимся со сказками известного русского поэта. Чтобы узнать - кто это,  в маршрутном листке  найдём станцию №1 «Кроссвордную». Перед вами кроссворд.

- Возьмите карандаш и впишите слова-отгадки в пустые клеточки кроссворда. Кто первый заполнит клеточки, поднимет руку.

Кроссворд:

1) Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Ответ: Петушок

 2) Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

Ответ: Лукоморье

3) Что взял с собой Балда – мужичок,

когда отправился к синему морю,

чтобы забрать у чертей оброк?

Ответ: Мешок

4) Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

Ответ: Рыбка

5) Сбылась трех сестер мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна?

Ответ: Ткачиха

6) Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

Ответ:  Невод

- Кто же угадал поэта? (Александр Сергеевич Пушкин)

- Ему принадлежит фраза. (слайд №3)

- Назовите тему урока. (слайд №4)

- С чем мы познакомимся?

- Чему будем учиться на уроке?

(слайд №5)

-Давайте познакомимся с поэтом поближе.

- Пушкин родился в 1799 году в Москве в дворянской семье. Воспитанием маленького поэта занималась бабушка. А вот его няня рассказывала ему народные сказки .Они так понравились А.С., что сюжеты этих сказок вошли в основу его произведений.

- Как звали няню Пушкина?

- А какие сказки Пушкина вы знаете?

(слайд №6)

- Следующая наша станция – «Театральная». Представьте, что мы попали в театр на представление. Давайте посмотрим сценку и угадаем сказку.

(отрывок из «Сказки о царе Салтане…»)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит её сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

- Узнали сказку? А теперь давайте проверим вашу память.

- В маршрутном листе найдите станцию №2 и выполните задание -соедините героев с названиями сказок Пушкина.

Шамаханская царица
Царевна Лебедь
Ветер
Балда
Сварливая старуха

Сказка о царе Салтане

Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о попе и работнике его Балде
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Сказка о Золотом петушке

Зачитать.

(слайд №7) Проверка

- Театральное представление продолжается .Давайте посмотрим другую сценку. (отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Раз он в море закинул невод, —

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой.

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

- В каждой сказке встречаются необычные предметы и вещи.

- Переходим на станцию №3 «Бюро находок». Проверим ваше внимание.

- Карандашом выделите только те предметы, которые встречаются в сказках Пушкина.

Веретено, говорящее зеркальце, сапоги-скороходы, шатёр, корыто, ковёр-самолёт, бочка, мешок.

Зачитать.

(слайд №8) Проверка.

III. Работа с отрывком из «Сказки о мёртвой царевне…»

- Посмотрите отрывок из мультфильма (слайд №9).

- Как называется эта сказка?

- Давайте вспомним героев сказки.

- В маршрутном листе найдите четвёртую станцию «Словарную» и соедините слоги одного цвета так, чтобы получились слова ,которые обозначают героев.

Солн

Ца

Ели

рев

це

тер

сей

на

сяц

Ве

Ме

Бо

га

ри

Ты

Зачитать.

(слайд №10) Проверка.

IV. Физкультминутка.

- Прежде чем перейдём к работе с учебником, потренируем наши глазки.

Дружно вверх мы посмотрели,

Опустили глазки вниз,

Вдруг налево посмотрели,

Где ты, месяц, отыщись!

Повернули взгляд направо,

Он мигает нам с экрана!

(слайд №11)

V. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 92-93. Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что вы увидели.

- Давайте перейдём к отрывку.

1) Прочитайте полушёпотом отрывок.

- Кто герои?

- Когда происходит действие?

- Почему королевич Елисей здесь оказался?

- К кому он обращается за помощью?

- Какие знаки препинания встретились?

-С какой интонацией надо читать отрывок?

2) Чтение «цепочкой по строчке», отмечаем незнакомые слова.

3) Анализ произведения.

- Как называет королевич Елисей месяц? (дружок-рожок)

- Как вы понимаете слово «рожок»?

- В толковом словаре значение этого слова …

- Это слово многозначное.

(слайд №12) Рожок и его звучание.

- А ещё какой был месяц в этом отрывке? (круглолицый, светлоокий)

- Как вы понимаете слова «на стороже я стою»?

- Говорят ли так сейчас? Это устаревшее слово.

- А какие слова в тексте вам тоже показались устаревшими. (дева красная, с мольбой, обычай, ступай, в очередь свою).

4) Работа над выразительностью текста.

- Как вы думаете, чтобы прочитать текст по ролям ,сколько человек понадобится?

- Как общаются королевич и месяц между собой?

- Как нужно читать обращение королевича к месяцу?

- Как отвечает месяц?

- Читаем про себя и выделяем: 1 ряд – слова автора, 2 ряд – слова королевича, 3 ряд – слова Месяца. По одному человеку зачитали.

5) Творческое задание. Инсценировка отрывка.

- Вот головные уборы: цилиндр для автора, корона для королевича и месяц.

- Выберем на каждом ряду желающего.

- Выходите к доске с учебниками и прочитайте отрывок по ролям.

- Чем закончилась сказка?

VI. Заключение.

- А теперь нашли в маршрутном листе пятую станцию, «Заключительную».

- Чему нас учат сказки Пушкина? (совершать в жизни только хорошие поступки)

-Поработаем в паре с соседом. Правила работы в паре :не мешать, не шуметь, четко выполнять все действия. Соберите из слов знакомую фразу Пушкина. (работа в паре).

Зачитать.

(слайд №13) Проверка. Так можно сказать про каждую сказку А.С.Пушкина.

VII. Рефлексия.

- Все вы сегодня старались. Оцените свою работу на уроке?

- Поднимете жёлтую звёздочку, если вам всё понравилось, или  голубую , если где-то были трудности.

VIII. Домашнее задание.

По желанию выучить любой отрывок из сказки или нарисовать иллюстрацию к сказке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

« Что за прелесть, эти сказки… »

Слайд 4

Кроссворд

Слайд 5

Кроссворд П Е К О Ш Т У

Слайд 6

Кроссворд П Е К О Ш Т У Л У К О М О Р Ь Е

Слайд 7

Кроссворд П Е К О Ш Т У Л У К О М О Р Ь Е М Е Ш О К

Слайд 8

Кроссворд П Е К О Ш Т У Л У К О М О Р Ь Е М Е Ш О К Р Ы Б К А

Слайд 9

Кроссворд П Е К О Ш Т У Л У К О М О Р Ь Е М Е Ш О К Р Ы Б К А Т К А Ч И Х А

Слайд 10

Кроссворд П Е К О Ш Т У Л У К О М О Р Ь Е М Е Ш О К Р Ы Б К А Т К А Ч И Х А Н Е В О Д

Слайд 11

« Что за прелесть, эти сказки… » А.С. Пушкин

Слайд 12

Тема урока С чем познакомимся… Чему будем учиться…

Слайд 13

Пушкин Александр Сергеевич 1799-1837

Слайд 14

Арина Родионовна няня А.С. Пушкина

Слайд 16

Шамаханская царица Царевна Лебедь Ветер Балда Сварливая старуха Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Сказка о Золотом петушке

Слайд 17

Шамаханская царица Царевна Лебедь Ветер Балда Сварливая старуха Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Сказка о Золотом петушке

Слайд 18

Шамаханская царица Царевна Лебедь Ветер Балда Сварливая старуха Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Сказка о Золотом петушке

Слайд 19

Шамаханская царица Царевна Лебедь Ветер Балда Сварливая старуха Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Сказка о Золотом петушке

Слайд 20

Шамаханская царица Царевна Лебедь Ветер Балда Сварливая старуха Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Сказка о Золотом петушке

Слайд 21

Шамаханская царица Царевна Лебедь Ветер Балда Сварливая старуха Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Сказка о Золотом петушке

Слайд 22

Веретено Говорящее зеркальце Сапоги-скороходы Шатёр Корыто Ковёр-самолёт Бочка Мешок

Слайд 23

Говорящее зеркальце Сапоги-скороходы Шатёр Корыто Ковёр-самолёт Бочка Мешок

Слайд 24

Говорящее зеркальце Шатёр Корыто Ковёр-самолёт Бочка Мешок

Слайд 25

Говорящее зеркальце Шатёр Корыто Бочка Мешок

Слайд 27

Солн Ца Ели рев це тер сей на сяц Ве Ме Бо га ри ты

Слайд 28

Солнце Месяц Ветер Царевна Елисей Богатыри

Слайд 31

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» А.С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Конспект урока литературного чтения 4 класс «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Цель: создание условий для формирования заинтересованности учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях лирического жанра.Задачи у...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читат...