Самоанализ урока. В. И. Белов "Еще про Мальку".
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Казакова Елена Александровна

В самоанализе урока описаны цели урока, оборудование, тип урока, триединая дидактическая цель, задачи. Сделан анализ организации учебного процесса урока, дидактической и методической деятельности, анализ деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Давыдовская гимназия»

Самоанализ урока литературного чтения для учащихся   3 класса

по программе  Л. Ф. Климановой

«В.И. Белов. "Ещё про Мальку"

учителя начальных классов высшей категории

Казаковой Елены Александровны

Цели урока:

  • продолжить изучение творчества В. И. Белова;
  • познакомить детей с новым произведением “Еще про Мальку”;
  • научить определять отношение автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения “Еще про Мальку”;
  • помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям;
  • расширять читательский опыт учащихся;
  • развивать речь, мышление;
  • отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
  • тренировать наблюдательность;
  • воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • учебник “Родная речь” (книга 2, часть 2) (авт. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова);
  • тетрадь по литературному чтению;
  • аудиозапись отрывка из рассказа “Верный и Малька”;
  • выставка книг В. И. Белова;
  • выставка рисунков по рассказу «Малька провинилась»;
  • таблицы;
  • тренажеры;
  • сигнальные карточки;
  • перфокарты по вариантам;
  • толковые словари (Ожегов С. И.);
  • экран, проектор;
  • презентация;
  • книга В. И. Белова “Ещё про Мальку”.

Тема: «В.И. Белов. "Ещё про Мальку"».

Данный урок относится к разделу «Люби живое» в системе образовательной программы. В основу урока легло целенаправленное и систематическое использование приема антиципации для усиления субъектной позиции младших школьников, проблемно – исследовательская работа; личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, развивающая технологии обучения. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями девятилетних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

   Тип урока: развивающий.

Исходя из этого, были определены следующие цели и поставлены задачи

на урок.

Триединая дидактическая цель:

1)Образовательная        

-формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

-отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;

-формирование навыка осознанного, выразительного чтения;

-формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.

2) Воспитательная

-формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им

-воспитание чуткого отношения к живой природе;

-обогащение нравственного опыта младших школьников;

-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-воспитывать гуманное отношение к животным.

3)Развивающая

-развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;

-развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;

-развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.

Осознание учащимися особенностей восприятия и выражения в ходе слушания чтения произведений, наблюдений. Обнаружение сходства качеств человека и животного.

Задачи:

-расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека и любого живого существа. 

- воспитание культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, обогащения  мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём

- создание условий для постижения школьниками искусство- и литературоведческих понятий и практических и практического освоения приёмов художественной выразительности

- развитие разнообразных речевых умений школьников

- воспитание любви к малой родине, навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.

Анализ организации учебного процесса урока.

1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный   и  деловой  настрой, обеспечило необходимую мотивацию.

2.  Проблемные вопросы вовлекли учащихся к  детальному рассмотрению жанра.

3.   В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов закладывает основы понимания образной природы искусства, языка, словесных образов, согласно поставленным целям.

4.Система предлагаемых вопросов  и заданий позволила выявить как имеющиеся трудности в восприятии, так и степень обогащения читательского опыта.

5. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, дневники настроения, культура речи).

6. Время урока использовалось рационально, отступления от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям  учащихся данного класса.

7. Комментарий к домашнему заданию носит творческий характер, что позволило учащимся  использовать право выбора.

Анализ дидактической и методической деятельности.

  1. С целью осознания учащимися учебного материала проводилась словарная работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря.
  2. В процессе обучения использованы проблемно-сообщающиеся методы, такие как:

- доказательство путём сравнения подобий (с использованием репродукций и лирического произведения)

- частично-поисковые методы: поиск примеров, фактов, подтверждений с использованием произведений искусств и стихотворения (в групповой работе у сильных учащихся)

- исследовательские методы: в работе с учебником, самоанализ

  1. На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  2. Имела место индивидуальная. групповая и фронтальная формы работы учащихся.
  3. Использованный вид проверки преследовал цель предварительного контроля за знаниями учащихся по теме. Деление учащихся и работа в группах строилась на основе дифференцированного подхода.

Анализ деятельности учащихся.

  1. На уроке литературного чтения сочетались словесно–наглядно-практические, активно - деятельностный способы работы учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
  2. Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения  как в группах, так и совместно с учителем.
  3. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 3 класса.
  4. Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута особой методикой развивающего обучения нацеленной на формирование удивления и восхищения перед тайнами художественного слова.
  5. Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с с заданными целями урока, умение работать в группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации. Что показала как работа с дифференцированными развивающими заданиями в карточках, так и работа с развивающими тренажерами.
  6. Школьники показали хороший уровень применения новых терминов, эффективное использование в устных ответах полученных ранее знания о приёмах художественной выразительности, разнообразие речевых умений.
  7. У учеников сформирована оценочная самостоятельность, это выразилось в объективных оценках знаний товарищей и умении обосновывать, в самоконтроле и в самоанализе.
  8. Учащиеся данного класса показали хорошие навыки выборочного чтения, выразительного, умения находить и различать средства художественной выразительности, устно выражать отношение к прочитанному, увиденному и впечатление от прочитанного (дневники настроения).
  9. Система мультимедийных упражнений на развитие антиципации, устранении регрессий при чтении  в сочетании с вопросами учителя интегрированного характера позволили учащимся выступить в роли субъектов обучения и достичь высокого уровня активной и осознанной деятельности школьников.
  10.  Учащиеся предварительно осознавали, предвосхищали, прогнозировали содержание и виды учебных действий, чему способствовал триединый развивающий характер заданий.

На основании вышеизложенного делаем вывод, о том, что данные упражнения способствуют полноценному усвоению художественных произведений, формируют читательскую и учебную деятельность, создают устойчивый интерес к урокам литературного чтения.

Самостоятельность учащихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы любви к родной  стороне в произведении русского искусства.

На уроке имело место формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями: любви к малой родине, ко всему живому, чувства уважения, внимания, сопереживания, готовность прийти на помощь, навыков культурного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения В.Белов "Малька провинилась"3 класс УМК "Школа России"

Урок литературногочтения по теме В.Белов "Малька провинилась"составлен с целенаправленным и систематическим использованием приема антиципации для усиления субъектной позиции младших школьников....

К уроку по теме В. Белов. Малька провинилась

Презентация иллюстрирует урок по одноимённой теме....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России

Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....