УУД на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_na_uroke_literaturnogo_chteniya.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

        Нестерова И.В., учитель

БГОУ СОШ № 382 Красносельского района

Санкт- Петербурга

Формирование и развитие  УУД у учащихся на уроке литературного чтения

        Учителя начальной школы должны реализовывать современные идеи и требования ФГОС второго поколения по модернизации содержания образования, быть компетентными в области формирования универсальных учебных действий младших школьников.

        Надо помнить, что ключевой навык чтения - понимание прочитанного. Только когда ребенок овладеет навыком чтения вслух по слогам или целыми словами, можно отрабатывать другие приемы. Особую эффективность имеет проверка чтения про себя с последующим выполнение заданий, правильность выполнения которых поможет понять, осознанно ли читает школьник и верно ли воспринимает прочитанное.

В соответствии с новыми образовательными стандартами темп чтения не является основным критерием оценки навыка чтения. Поэтому нельзя ограничивать время ознакомления учащихся с текстом. Главное в оценке- понимание прочитанного. Но с целью формирования навыка беглого чтения следует сокращать время для знакомства с текстами. Если после выполнения заданий выявлены ошибки, необходимо прочитать текст вслух вместе с ребенком и найти причины непонимания содержания (в тексте есть незнакомые слова; ребенок невнимательно читал и слабо запомнил; недостаточно сформирован навык чтения, и это ведет к ошибками и искажению понимания прочитанного). В зависимости от выявленных причин необходимо провести дополнительную работу: по обогащению словарного запаса, по отработке навыка беглого внимательного чтения вслух и т. д. Задания по прочитанному могут варьироваться в зависимости от способностей и уровня обученности чтению. Они могут быть не одинаковы для всех. Так создается ситуация успешности для каждого ребенка при использовании личностно-ориентированного подхода. При необходимости учитель может скорректировать задания, дополнить их по своему усмотрению. Устная беседа с учеником развивает его монологическую речь. Формируя прочный навык беглого чтения про себя, мы готовим детей к дальнейшему обучению в средних и старших классах, где объем устных предметов возрастает.

Если останавливаться подробно на планируемых результатах начального общего образования по новым образовательным стандартам, то результатом изучения курса чтения для выпускника начальной школы будет: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Актуальность развития универсальных учебных действий для начального образования обусловлена следующими факторами: необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Требования к результатам изучения предмета литературное чтение включают все виды универсальных учебных действий: личностных коммуникативных познавательных и регулятивных, «с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации».

Что такое литературное чтение? Это деятельность ребенка, направленная на осмысление прочитанного, на освоение идейно-нравственного содержания, на развитие эстетического восприятия. Художественная литература помогает транслировать духовно-нравственный опыт общества через «коммуникацию системы социально-личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков литературных героев». Важным средством организации понимания позиции автора и его отношения к героям своего произведения и к отображаемой действительности для учеников начальной школы является выразительное чтение. «Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания» (Л.С. Выготский).

По мнению авторов книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова учебный предмет «Литературное чтение» может способствовать формированию следующих универсальных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

-самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

-основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

-эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

-действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

-эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

-умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь, с учетом целей коммуникации особенностей слушателя;

- умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

На уроках литературного чтения ученики формируют умение четко и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свое мнение в ходе дискуссий, аргументировать его и отступать от неверных выводов, принимать позицию собеседника, уважать мнение оппонента, как своего сверстника, так и учителя. Предмет литературное чтение наиболее полно развивает именно коммуникативные и речевые действия, которые являются наиболее универсальными и имеют максимально-обобщенный характер.

Ведь именно художественная литература оказывает комплексное воздействие на все стороны личности человека, формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.

Курс Э.Э. Кац «Литературное чтение» из УМК «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой решает эту задачу.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обуславливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

Задания, включенные в учебник, способствуют обогащению словаря и устной речи (развитию познавательных УУД), развитию умения актуализировать собственный жизненный и читательский опыт (развитию личностных УУД), выявлению творческого потенциала, формированию культуры общения (развитию коммуникативных УУД). Особое внимание уделяется развитию умения сочувствовать, осмысливать собственные переживания, давать нравственную оценку поступкам (развитию личностных и регулятивных УУД).

Автором учебника учтены разные уровни обученности чтению, сформированности мыслительных процессов младших школьников.

Специальные условные знаки (кстати, умение кодировать и декодировать информацию - это познавательные УУД) дают возможность легко регулировать и контролировать процесс обучения.

Знак «дифференцированные задания» указывает на возможность выбора задания. А это создаёт ситуацию успешности в обучении, т. к. личностно-ориентированный подход лежит в основе психологической комфортности учащихся. Каждому ученику можно предложить наиболее доступные для него задания.

Знак «информационный поиск» отправляет ребёнка обратиться к словарю или справочнику в конце учебника. Это не только обогащение словарного запаса. Это открытие нового способа получения знаний - пользование справочной литературой и исключение проблемы непонимания текста.

Знаком «работа в паре» отмечены задания, которые нужно выполнить совместно. Парная (так же как и групповая) форма позволяет включить в учебный процесс максимальное количество обучающихся. При этом дети усваивают разнообразные формы общения, учатся оценивать работу другого, осмысливают личную информацию, передаваемую своей «паре».

Задания под знаком «творческие задания» позволяют каждому ребёнку максимально использовать весь свой опыт, знания и умения, которые им приобретены: учащиеся могут иллюстрировать произведение, придумывать продолжение, читать по ролям, инсценировать.

Тексты, отмеченные знаком «семейное чтение», предполагает совместное чтение произведения детьми и родителями, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Подобное совместное чтение формирует все виды УУД. При этом появляется интерес к художественной литературе, укрепляются отношения в семье, дети учатся вести диалог, высказывая свою точку зрения и уважая мнение собеседника.

Художественные произведения разных жанров зарубежных и русских писателей, включенные в программу, объединены в тематические блоки. Один из таких блоков «Народные сказки» (рассмотрим 1 класс).

На уроке литературного чтения учит не учитель, а произведения, внимательно прочитанные, осознанные, трансформированные на личный опыт. Так чему же учат сказки?

Этот любимый с детства вид устного народного творчества помогает развитию этических чувств - регулятору морального поведения. Таким образом, обеспечивается формирование личностных УУД. Именно сказки помогают освоить чтение по ролям, т.к. на этом материале легче отработать технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. А это уже познавательные УУД. Сказку легче инсценировать. Так при выборе участников действия и обсуждении ролей идет постоянный поиск способов объяснить свою позицию, выражать свои мысли и, одновременно с этим, формируется умение управлять своей волей и эмоциями, т.е. идёт развитие коммуникативных и регулятивных УУД.

«Лиса и рак»

(Русская сказка)

Это первое произведение из блока «Народные сказки» помогает определить основные качества персонажа, выбирая их из списка предложенных, и учит строить монологическое высказывание при ответе на поставленный вопрос.

Вопрос 1 (стр.61): «Каким был рак: смелым, глупым, умным, хитрым, ловким, находчивым? Поясни свой ответ».

«Лиса и тетерев»

(Русская сказка)

Это произведение открывает для маленьких читателей типичные черты героев-животных из народных русских сказок. Дети учатся высказывать свою точку зрения и слушать собеседника: «Лиса - льстивая, коварная, хитрая. Тетерев - доверчивый».

Особое внимание уделяется внутреннему состоянию героев, которое определяет их поступки.

Вопрос 9 (стр.65): «О чём думала лиса, когда начала говорить с тетеревом?»

Вопрос 10 (стр.65): « О чём думала, когда убегала?»

«Лисичка - сестричка и серый волк»

(Русская сказка)

Работа над сказкой идет по частям. При этом юные читатели учатся воспроизводить последовательность действий персонажей в конкретной ситуации.

Вопрос 1 (стр.67): «Расскажи, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку».

Вопрос 1 (стр.69): «Расскажите с товарищем, как волк ловил рыбу. Один

начинает, другой продолжает».

Сказка продолжает формировать умение проникать во внутренний мир героев, понимать, что мысли и чувства определяют поступки, через «перевоплощение» в персонажа.

Вопрос 7-а (стр. 71): «Представь, что сказку рассказывает лиса: «Однажды я утащила у старика много рыбы. Вдруг подходит волк…»Продолжи рассказ лисы».

Через грамотно поставленные вопросы можно помочь ребенку сформировать личное отношение к герою.

Вопрос 3 (стр. 69): «Как ты относишься к волку: с жалостью, с гневом, со злостью, с сочувствием?»

«Конь и лиса»

(Немецкая сказка)

Работа над сказкой развивает умение находить необходимые для ответа на вопрос фрагменты текста

Вопрос 1 (стр.75): «Почему хозяин выгнал коня? Прочитай, что об этом говорит хозяин, а что говорит конь»

и умение восстанавливать логическую последовательность событий по предложенному плану.

Вопрос 4 (стр.75): «Расскажи, как лиса помогла коню вернуться домой, используя готовый план».

Система вопросов помогает сформировать умение сравнивать героев, выделяя существенные признаки.

Вопрос 7 (стр.75): «Сравни лису из немецкой сказки с лисицами из русских сказок. Чем они похожи? Чем отличаются?»

Следующие произведения из раздела «Народные сказки» находятся в вариативной части. Их можно предложить для внеклассного или семейного чтения. Эти сказки знакомят детей с экзотическими животными, но проблемы, с которыми сталкиваются герои, схожи.

«Как кролик взял койота на испуг» (Сказка американских индейцев)

и «Гиена и черепаха» (Африканская сказка) совершенствуют умения в оценке поступков.

Вопрос 3 (стр.77): «Каким был кролик? Выбери слова для ответа: трусливый, смелый…»

Вопрос 3 (стр.80): «Какими были леопард и гиена. Выбери для каждого из них подходящие слова: жестокий, равнодушный, чуткий…»

Чтение и анализ сказки американских индейцев способствует развитию внимания к собственному читательскому опыту:

Вопрос (стр.77):»Вспомни и расскажи сказку, в которой слабое животное было умнее сильного».

На итоговом уроке по этому разделу при сравнении черт характеров героев важно подчеркнуть, что существуют качества, вызывающие сочувствие, а есть такие, о которых говорим с осуждением, что нравственная оценка поступков людей, живущих рядом и на других континентах, одинакова.

«Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы и дальнейшего обучения вообще» - отмечено в стандартах нового поколения. Успешность обучения по предметному курсу Э.Э. Кац «Литературное чтение» из УМК «Планета знаний» очевидна. Представленные примеры личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, формируемых при изучении лишь одного представленного раздела «Народные сказки», тому пример.

« В сказке - ложь, да в ней намёк…»

Список использованной литературы

1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной дея-

тельности (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). М.: Издатель Расска-

зов А.И., 2002.

2. Воронцов А.Б. Вперед, от «ситуации успеха»! // Начальная школа. Ежене-

дельное прил. К газете «Первое сентября». М., 1998, №10.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. - М., 1984. - Т. 4.

4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1988.

5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я.

Гальперин. - М., 1985.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и

экспериментального психологического исследования. − М.: Педагогика,1986.

7.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. − М.: ИНТОР, 1996.

8. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников.- М.: Изд. Дом РАО, 2004.

9. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

10. Занков Л.В. Беседы с учителями. − М.: Просвещение, 1975.

11. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. -

Минск, 1993.

12.Изучение развития учащихся учителем. Методические рекомендации для

учителей начальных классов. / Под ред. М. В. Зверевой. − Самара, 1992.

13. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умения учиться:Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...