конспект по литературному чтению на тему "Маршак "Кот и лодыри"
материал по чтению по теме

Навнычко Анастасия Валерьевна

конспект по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1.02.2018.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 1.02.2018

База практики: МБОУ «Трубчевская СОШ №1»

Образовательная система: «Школа России»

Класс:

Ф.И.О. учителя: Лёвкина Е.В.

Практикант: Навнычко А.В.

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Маршак «Кот и лодыри»

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака.

Задачи:

Предметные:

  1. Формировать представление о творчестве С.Я.Маршака.
  2. Уметь отвечать на вопросы по содержанию.
  3. Уметь осознано, правильно, выразительно читать текст, а так же чтение по ролям.

Личностные:

  1. Формировать умение характеризовать героев, выражать своё отношение к ним.
  2. Формировать умение оценивать жизненные ситуации  и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные: способствовать формированию метапредметных УУД.

Планируемые результаты:

Предметные:

     1. Формирование представления о творчестве С.Я.Маршака.

     2.Умение отвечать на вопросы по содержанию.

     3.Умение осознано, правильно, выразительно читать текст, а так же чтение по ролям.

 Личностные:

     1. Умение характеризовать героев, выражать своё отношение к ним.

     2. Умение оценивать жизненные ситуации  и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  1. Умение осознано читать, строить речевые высказывания.
  2. Овладение навыками выразительного чтения стихотворения «Кот и лодыри».
  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
  4. Умение чтения по ролям.

Регулятивные:

  1. Способность принимать  и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться на учебном материале, содержащем средства для её решения.
  2. Сформированность умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Начальный уровень сформированности умений  проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Коммуникативные:

  1. Умение высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  2. Умение оформлять свои мысли в устной форме.
  3. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Образовательный ресурс: УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение», авторы  Л.Ф. Климанов, В.Г Дорецкий и др. Учебник для общеобразовательной организации в двух частях. Москва «Просвещение» 2017.

Оборудование: учебник, презентация.

      План урока

1.Организация начала урока(2 мин.)

    1.1. Приветствие.

    1.2.Эмоциональный настрой.

    1.3.Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

    2.1.Речевая разминка.

    2.2.Проверка домашнего задания.

3.Целеполагание.

4.Открытие новых знаний.

     4.1. Словарная работа.

     4.2.Рассказ об авторе.

5.Введение новых знаний в опыт.

    5.1.Чтение стихотворения.

    5.2.Работа над содержанием.

    5.3. Выразительное чтение стихотворения.

    5.4. Работа с пословицами.

    5.5. Чтение стихотворения по ролям.

6.Подведение итогов.

7.Рефлексия.    

8.Домашнее задание.

Сценарий урока

Этап урока

Ход урока

Формируемые УУД

1.Организация начала урока

Цель: включение учащихся в деятельность.

Методы: формирование готовности восприятия учебного материала.

1.1.Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Валерьевна, и сегодняшний урок у вас проведу я.

1.2.Эмоциональный настрой.

-Повторяйте за мной.

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

1.3.Проверка готовности.

-Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку.

2.Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала.

Методы: беседа, повторение.

2.1. Речевая разминка.

- Ребята, сейчас нам необходимо подготовить речевой аппарат к работе. У вас на партах лежат карточки. На них написана чистоговорка. Сначала её прочитаю вам я. Теперь прочитайте её самостоятельно про себя. Теперь давайте прочитаем её хором. Теперь читаем по рядам. Кто хочет рассказать эту чистоговорку?

Та – та – та - у нас дома чистота.

Ты – ты – ты – сметану съели всю коты.

Ти – ти - ти – кашу съели всю почти

Те – те – те – отложили мы шитьё.

То – то –то – стали мы играть в лото.

Ать – ать – ать – мы идём гулять.

Ат – ат – ат – берём с собой самокат.

2.2.Проверка домашнего задания.

-Ребята, с каким произведением вы познакомились на предыдущем уроке? (Корней Иванович Чуковский «Федорино горе»)

-Что было задано на дом? (выучить отрывок наизусть)

-Прежде чем начать проверять домашнее задание, давайте вспомним, по каким критериям мы ставим оценку за чтение наизусть? (1.знание текста;

2. выразительность: темп чтения, умение владеть голосом (тихо-громко), эмоциональность, умение передать личные отношения)

-Кто пойдёт отвечать домашнее задание?

-Какую вы оценку поставили? Почему?

К1 К3

К1 К3

3.Целеполагание.

Цель: определение целей и задач урока.    

Методы: беседа.

-Откройте учебник на странице 26. Прочитайте название произведения, которое мы будем изучать сегодня на уроке.

-Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Почему нельзя лениться?)

-Какую цель мы можем поставить перед собой? (изучить стихотворение Маршака «Кот и лодыри»)

-Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь этой цели? (1.Узнать новые факты из биографии Маршака 2.Читать правильно, выразительно.  3.Отвечать полными предложениями на вопросы.)

Р1 Р2 К3

4.Открытие новых знаний.

Цель: решение задач и обсуждение их решения.

Методы: беседа, рассказ.

4.1.Рассказ об авторе.

-Кто является автором стихотворения «Кот и лодыри»?

-Сейчас я расскажу вам о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака. Вы должны внимательно слушать мой рассказ,  чтобы ответить на вопросы по его содержанию.

- С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей.

  С.Я.Маршак рос в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Детство писатель провел в городе Острогожск, где работал мастером на заводе его отец. Маршак всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности и не усталости в труде.

Учась в гимназии, он уже переводил произведения древне-римского поэта Горация.  С.Я. Маршак побывал и в Петербурге, но вынужден был уехать на юг т.к климат был ему вреден. Во время Первой мировой войны Маршак помогал детям беженцам и беспризорным. В Краснодаре он организовал "Детский городок" - классы, мастерские, кружки, детские театры. Маршак прожил большую трудовую жизнь.

-Что нового вы узнали из биографии?

-Что запомнили?

4.2. Словарная работа.

-Но прежде чем начать читать это произведение, попробуйте объяснить мне смысл некоторых выражений:

Ранец с книжками

Без грамоты пропадёшь

Не пишем грифелем на доске, а коньками пишем мы на катке. (Не хотят учиться)

-Как вы думаете, что такое грифель (палочка из особой  горной породы  для письма  на доске)? Кто такие лодыри (лентяи, бездельники)?

-Давайте прочитаем по слогам трудные для прочтения слова.

О-бо-дран-ный

Две-над-ца-тый

Физкультминутка.

Хомка, Хомка, Хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хомка хочет сильным стать.

Пр1

Пр2

П3 К3

5.Введение знания в опыт.

Цель: формирование умений и навыков.

Методы: работа с книгой, беседа, творческое задание, использование игровых форм организации деятельности.

5.1.Чтение стихотворения.

-Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Кот и лодыри». Вам нужно внимательно слушать, чтобы ответить на мои вопросы. (Учитель читает стихотворение)

-Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

-Чем оно вам понравилось?

-Сейчас мы начнём с вами читать стихотворение по цепочке. Будьте внимательны и не отвлекайтесь.

5.2.Работа над содержанием.

-Куда же собирались лодыри? А куда попали?

-Случайно ли они оказались на катке? Почему?

-Кого они встретили? Какой был кот? Почему он такой?

-На что жаловался кот? Почему коту плохо жилось без грамоты? Найдите ответ в тексте.

-Найдите в тексте, что ответили лодыри коту?

-Коту понравился их ответ? Как он его воспринял? Найдите в тексте, что ответил кот лодырям?

-Почему кот хотел стать грамотным?

-Ребята, а вы бы смогли поступить, как главные герои?

5.3.Выразительное чтение стихотворения.

-Сейчас мы с вами будем учиться читать это стихотворение выразительно. Давайте прочитаем стихотворение четко, громко, с расстановкой знаков препинания и соблюдением пауз.

5.4. Работа с пословицами.

-Ребята, на доске вы видите 2 пословицы. Как вы понимаете значение 1 пословицы? 2 пословицы? Какая пословица больше всего подходит к содержанию этого стихотворения? (Делу – время, а потехе – час.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.)

-На мой взгляд, обе этих пословицы подходят к содержанию текста, потому что они отражают главную мысль стихотворения.

-Как вы думаете, какая главная мысль этого стихотворения (что же хотел сказать автор, написав такое стихотворение)?

5.5.Чтение стихотворения по ролям.

-Ребята, представьте, что мы будем снимать кино, но для этого нам понадобятся актеры.

-Нам нужны 3 человека, но мы возьмем только тех ребят, которые активно отвечали на уроке, были послушными, а так же выразительно читали стихотворение.

1 человек - читает слова автора, 2 человек – слова кота и 3 человек будет читать слова лодырей.

-А все остальные должны внимательно следить.

Пр1

Л1 К1 К2

Пр3 П1

Пр2 К1 К2 Л1П1

Л2П1

Л2П1 К1

П1 П2

Пр2П1 К2

Л2

Пр3 П4

6.Подведение итогов.

-Давайте вспомним тему нашего урока.

-Какую цель мы поставили перед собой?

-Какие задачи?

-Удалось ли нам их достигнуть?

-Что мы для этого делали?

-Чему нас учит стихотворение С.Я.Маршака «Кот и лодыри»? К чему приводят пропуски уроков?

Вывод: нельзя пропускать уроки по пустякам.        

Р1 Р3 К2

7.Рефлексия.

Цель: формулирование нового знания и освоенного опыта.

Методы: беседа, повторение.

-А теперь, ребята, закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Р3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...