В. Бианки "Лис и мышонок" технологическая карта урока
методическая разработка по чтению (1 класс)

Мишенькина Ольга Валерьевна

УМК: «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой. Литературное чтение 1 класс. В. Бианки "Лис и мышонок" технологическая карта урока

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx54.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Мишенькина О.В.

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

УМК: «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

Тема:        В. Бианки   «Лис и Мышонок»

Тип: открытие новых знаний

Цель: создать условия для ознакомления с литературной сказкой, развития умений читать целыми словами доступные тексты художественных произведений.

Задачи:

Образовательные: познакомить со сказкой В. Бианки «Лис и Мышонок»; способствовать развитию навыков осознанного, выразительного чтения; формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству.

Развивающие: развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение; сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умение  ориентироваться в тексте, развивать монологическую речь и интерес к чтению художественной литературы; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

 Воспитательные: воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию  учащихся, прививать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Предметные:

учатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, правильно называть произведение; умеют читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении.

Метапредметные:

регулятивные – анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют и находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания

Личностные:

анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

Межпредметные связи:

Технология – поделки из шишек; окружающий мир – правила поведения в лесу.

Ресурсы урока

Для учителя:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие
  • Обучение чтению. Литературное чтение. 1 класс: система уроков по УМК «Начальная школа XXI века» (компакт диск) издательство «Учитель».
  • Буктрейлер
  • презентация SMART
  • ПК учителя
  • Медиапроектор
  • программное обеспечение
  • УМК

Для учащихся:

  • Учебник с. 10-11
  • Рабочая тетрадь с.7
  • Пособие «Бабочка»
  • Карточки для работы в парах
  • Карточки для индивидуальной  работы
  • Ожегов Толковый словарь
  • Сигнальные карточки

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

                Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Рано солнышко проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Откройте глазки,  поднимите руку,  у кого появилось желание побывать на природе.

Эмоциональный  

настрой на дальнейшую деятельность

сопровождается музыкой

«Утро в лесу»

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(Л)

− Сегодня я вам приготовила подарок. Экран превратился в волшебное зеркало, которое откроет нам путь в сказочный лес. Как надо вести себя в лесу?

Не кричать, не сорить. Тихо, осторожно, наблюдать за красотой вокруг

Ценить и принимать базовые ценности:  «родина», «природа» (Л)

Подготовка артикуляционного аппарата

Итак, мы в лесу.

Ой, а мне кажется, кто-то шуршит. Кто это может быть?

Чтобы наши язычки хорошо работали, надо их размять. Давайте вспомним наше любимое стихотворение.

 А под листьями шуршат:

Шур, Шуршиха и Шуршонок:

Папа, мама и ребёнок.

Сядьте ровно. Вдохните, а на выдохе произнесите …

Сначала громко, а потом тише, а потом опять громко.

Какой звук встречался чаще всего?

Упр. «Порхание бабочки».

Давайте украсим наш лес, пусть по нему запорхают бабочки. Возьмите бабочку, подуйте на неё, чтобы она «полетела».

(на выдохе дуть бумажную бабочку на нитке, на уровне лица ребёнка, чтобы она «полетела»).

Ребята, для чего мы с вами делали эти упражнения?

Шуршата

Один ученик читает

Выполняют предложенное упражнение

…звук [ш]

Чтобы подготовиться к чтению

Выполнение действия по заданному алгоритму (Р)

Умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы учителя  (К)

Отработка скорости чтения 

Идём на берег озера. Давайте присядем под берёзкой и почитаем. Старайтесь читать  как можно быстрее. Для чего нужно уметь быстро читать?

Прочитаете рассказ, написанный на листочках.  

Лиса – очень красивое животное. У нее рыженькая шубка и такой же рыжий хвост. Лисий хвост служит хозяйке не только для красоты. Она заметает им свои следы.

Хитрая лиса живет в лесной норе.

Лиса – хищница. Она ловит мышей и зайцев. По белому снегу бежит рыжая лисица. Она опускает свою длинную мордочку и обнюхивает следы на снегу. Недавно здесь пробежал заяц-беляк. Лисица охотится за ним. Но поймать зайца непросто. С началом зимы он замаскировался под белый снег.

Но умеет лиса поживиться и у человека. Ночью лиса приходит в деревню и тихо проникает в курятник. Она ворует кур и уносит их с собой в лес.

Однажды я видел лису мельком. Это случилось на природе, возле костра. Лиса и вправду хитрая. Она спряталась за деревом и ждала, когда все пойдут спать в палатки. Если кто-то подходил к ней близко, она незаметно растворялась в темноте.

Ночью лиса обшарила все возле костра, поела косточки и остатки шашлыков. Наверное, она ушла в лес довольная.

159 слов

----------------------------------------------------------------------------

Полевая мышь это маленький зверек, который  живет на лугу, поле, на опушке леса. Она очень осторожна. Днём мыши спят в норках. Каждая норка имеет 2-3 входа. Внутри норка выложена сухими листьями и травой. В ней мыши отдыхают днем, а ночью, когда темно, разыскивают корм: семена растений, насекомых.

Также в своей норке мыши устраивают кладовые для запасов пищи, которые используются зимой, когда почти невозможно собрать достаточное количество семян.                     66 слов.

О ком читали?

Поднимите руку, кто перешёл красную отметку? (Отметка у всех стоит в разных местах в зависимости от скорости чтения детей, но не менее 20 слов для  детей, которые не умели читать, придя в первый класс)

Молодцы, вы очень быстро прочитали.

Вы довольны своим результатом? Покажите мне.

Вы остановитесь на достигнутом?

Правильно, кто много читает, тот много знает

Чтобы хорошо понимать текст

Жужжащее чтение в течении 1 мин

… о мышке, …..о лисе

Используют сигнальные карточки

Нет

Умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы учителя  (К)

Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (Р)

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Продолжаем нашу прогулку по сказочному лесу. Посмотрите, на тропинке слова. Догадайтесь, как их прочитать?  (анаграммы: СИЛ, КОНОШЫМ).  

 Они идут к нам на урок. Как вы думаете, зачем?

А как называется произведение, которое мы будем читать  и кто его автор, вы узнаете, расшифровав запись на жёлтых листочках, которые лежат у вас на парте.

Предлагаю вам поработать в парах.

 Мысленно наложи следы на таблицу с буквами.

 Обведи буквы, попавшие под следы. Прочитай.  

У некоторых ребят зашифрован автор, у других – название произведения

С

В

Н

И

Т

О

А

Е

Л

И

Й

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

Т

Б

О

И

А

Л

Н

М

К

И

И

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

Т

Л

О

И

С

Л

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

               И

Т

М

О

Ы

Ш

Л

О

М

Н

О

И

К

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

http://www.voxota.ru/documents/W74_pasted_14.jpeg

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Назовите произведение.

Кто его написал.

Прочитайте тему нашего урока.

Тема: Виталий Бианки. Лис и Мышонок

Оцените свою работу

Я подготовила для вас буктрейлер. Вы знаете, что это такое?

Буктрейлер – это реклама книги, давайте его посмотрим.

Ребята, а хотели бы вы прочитать это  произведение? Просигнальте мне

Сегодня на уроке у вас будет такая возможность.

Чтобы работать дальше, нам нужно составить план урока.

А для этого ответьте на вопросы. Приготовьте сигнальные карточки

  1. Хотите ли вы узнать о человеке, который написал это произведение?

Для этого нам нужно познакомится с….

  1. Хотите ли вы узнать, что случилось с мышонком?

Как мы можем это узнать?

  1. Хотите ли вы побывать в роли актера?  

А как мы сможем это сделать на уроке?

- Рассмотрите выставку книг Виталия Бианки. О чём и о ком он писал?

Ребята, а что вы знаете об авторе этого произведения?

С Виталием Бианки мы впервые встречаемся на страницах нашего учебника, и Маргарита нам подготовила рассказ о нём. Давайте послушаем.

Итак, как сказала Маргарита, Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога.

А кто такой орнитолог?

А где мы можем узнать точное значение этого слова? Саша, прочитай нам, пожалуйста, значение этого слова.

Орнитолог – это человек, который изучает птиц и их повадки.

Что вы ещё запомнили об авторе.

Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В. Бианки живут обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.  

с права налево 

Мы будем о них читать

Работают с парах. Выполняют предложенное упраж.

Лис и Мышонок

Виталий Бианки

Ставят метку на шкале

Просмотр видеоролика

Показывают сигнальными карточками

писателем

прочитать произведение

Прочитать по ролям

О природе, о животных

Учащийся рассказывает подготовленную дома информацию

Предположения детей

В толковом словаре.

Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений.

поиск и выделение необходимой информации (П)

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Р)

Умение договариваться (К)

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Р)

Формирование у учащихся способности определять цель и план выполнения заданий под руководством учителя (Р)

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи (П)

Физкультминутка

Давайте немного отдохнём. Сядьте ровно.

Руки за спинку, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парту глядим.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем её,

И снова читаем. Немного ещё.

Выполняют предложенное упражнение

3

Открытие новых знаний

А теперь самое главное!  

Открываем с. 10 в учебнике. Найдите произведение, которое будем читать.

Чтение учителем (дети следят по тексту).

- Пока я буду читать, определите, кто главные герои произведения.

Первичное восприятие:

- Понравилось произведение? Что больше всего понравилось?

- Кто главные герои произведения?

- Какого жанра произведение Вы услышали? 

Почему вы считаете, что это сказка? 

Эта сказка авторская или народная? Почему вы так считаете?

- Так что же случилось с мышонком?

Правильно, ведь как гласит народная мудрость, на каждого хитреца найдется хитрец ещё больший.

Да

Лис и Мышонок

Сказку

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать.

…авторская

…перехитрил Лиса

Умение строить высказывания, отстаивать свою точку зрения (К); 

определять и  называют жанры и темы изучаемых произведений (П)

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи (П)

Так как вы уже хорошо умеете читать, я предлагаю вам самим прочитать сказку.

Но при чтении вам встретятся трудные слова. Поучимся их читать?

От - но - ро – чек →     отнорочек,

Кла - до  - воч – ка →  кладовочка,

Под - сте - ре – гу → подстерегу.

Какое незнакомое слово нам встретилось?

Что такое отнорочек? Покажите на рисунке.

Вы готовы к чтению сказки?

Что мы для этого сделали?

Чтение учениками труднопроизносимых слов.

Отнорочек

Учились читать трудные слова

Выполнение действия по заданному алгоритму (Р)

развитие умения читать целыми словами (П)

Давайте с вами прочитаем сказку по «цепочке».

Сели ровно. Будем учиться читать выразительно. Обратите внимание на знаки препинания.

Читают по цепочке

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Р)

Вторичное восприятие

- Каким вы представляете Лиса? Мышонка?

Лис и мышонок приготовили вам задание.

 Откройте тетради на стр. 7

Прочитайте задание 1  сделайте выбор.

(2 ученика работают на доске)

Проверка

Высказывания детей

Самостоятельная работа в тетради

Участие в диалоге на уроке, умение отвечать на вопросы учителя (К)

решение поставленной задачи (Р)

Физ. мин

Я вам предлагаю отдохнуть вместе с жителями леса

Танцуют под музыку

Подготовка к выразительному чтению

Давайте вспомним план. Что мы ещё не выполнили?

Что осталось невыполненным?

Звери приглашают  нас в лесной театр, где мы сможем побыть в роли актёров.

Подумайте,  как будет говорить Лис?

А как будет говорить Мышонок?

Как вы отличите, где говорит Лис, а где Мышонок?

Как отделены др. от друга их реплики?

Я вам предлагаю выделить реплики цветом.

Каким цветом выделим слова Лиса?

А слова Мышонка?

Вторичное чтение сказки учащимися с целью подготовки своей роли.

  Предлагаю вам поработать в парах. Выберите себе роль и потренируйтесь прочитать по ролям.

Одна пара после подготовки читает сказку по ролям.

Получилось ли выразительное чтение?

Что для этого мы делали?

Дети перечитывают, находят, что ещё не все е задачи урока выполнены 

Не читали по ролям

насмешливо, уверенно, спокойно

сначала испуганно, затем увереннее, затем радостно

предположения детей

перед каждой репликой стоит тире

Дети выбирают себе роли и готовятся к чтению по ролям самостоятельно

Высказывания мнений

Соблюдали знаки препинания, старались передать голосом характер героя

Учатся:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (Р);

согласовывать свои действия с партнёром (К);

оценивать героев художественных текстов;

«примерять» на себя выбранную роль (Л)

4

Итог урока  

Мы отправляемся домой по ромашковому полю.

(Злючка-колючка предлагает детям нарвать цветов).

Нарвём цветочков?

Полевые цветы быстро завянут. Пусть радуют всех своей красотой.

Давайте подведём итог урока.

Смоделируйте обложку к сказке, которую мы прочитали.

Работа в парах.

Проверка на доске

- Какой фигурой обозначили сказку?  

Каким цветом обозначим тему сказки?

 

- Как называется сказка?

Где разместили название? 

- Назовите фамилию автора произведения.

 Где поместим её на обложке?  

Итак, у нас с вами получилась сказка о животных, которую написал В. Бианки.

Нет 

Обозначим кружком.

Сказка о животных, поэтому обозначим коричневым цветом.

Сказка называется «Лис и Мышонок»

Название сказки разместили  внизу обложки

Бианки

Поместим вверху обложки.

Уметь ценить и принимать базовые ценности (природа) (Л)

Умение строить высказывания, отстаивать свою точку зрения (К) 

Умение определять и называть жанры и темы изучаемых произведений(П)

знаково-символическое
моделирование (П)

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи (П)

Экспресс – диагностика

- Чтобы бережно расходовать лесные богатства, люди сажают в лесах новые деревья. Мы сейчас посадим дерево нашего настроения.

Прикрепите листочки к дереву.

Зелёный – настроение замечательное, на уроке всё получилось, вы собою довольны.

Жёлтый – настроение хорошее, но получалось на уроке  не всё.

Красный – настроение плохое, ничего не получалось.

- Жители сказочного леса и я благодарим вас за урок. Они прислали вам корзину с шишками.  

Скажите, где мы можем использовать это материал?

А теперь урок окончен. Спасибо за работу.

Дети берут листочки и приклеивают на дерево

на уроках технологии

Формировать умение адекватно оценивать свою работу (Л)

Планируемые результаты

В ходе работы на уроке учащийся научится:

  вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного) произведения;

читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать смысл прочитанного);

читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

 понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

оформлять свою мысль в монологическое речевой высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного произведения;

работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

читать по ролям литературное произведение;

Литература.

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие/Л.А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М.:Вентана–Граф. 2013.-192с.
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – 2-е изд., дораб. – М.:Вентана–Граф. 2011. 80с.
  3. Интернет источники
  4. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]- 2-е изд., дораб. – М.:Вентана–Граф. 2011 – 144с.
  5. Обучение чтению. Литературное чтение. 1 класс: система уроков по УМК «Начальная школа XXI века» (компакт диск) издательство «Учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...