конспект по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок на тему: "Г.Х.Андерсен. Дикие лебеди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_dikie_leb_4_kl.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»

Цель урока:  создать условия для работы над содержанием произведения Х.К Андерсена Дикие лебеди». Способствующие более глубокому пониманию темы и идеи произведения.

Предметные результаты: работают с произведением, анализируют сюжет. Отбирают в тексте материал для характеристик героев.

Личностные результаты: оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

УУД(метапредметные):

познавательные: сравнивают, осуществляют анализ,отвечают на вопросы, подтверждают свой ответ из текста;

регулятивные: дают оценку результатам своей работы;

коммуникативные: умение работать в паре; умение договариваться, находить общее решение

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, компьютер для показа слайдов, карточки для работы в паре, доска оформлена( ромашка, картинки с изображением сердца), у каждого уч-ся таблица оценивания работы на уроке.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

I.Организационный  момент.

II. Сообщение темы и целей урока

-Вы должны сами  определить с каким произведением мы будем работать. Звучит медленная  музыка.

Слайд№1 (Картина  с изображением  лебедей)

III.Стадия вызова: актуализация знаний, побуждение интереса к сказке

А)Блиц опрос (по содержанию сказки)

1. Сколько братьев было у Элизы?(11)

2.Кому на воспитание отдала мачеха Элизу? (Крестьянам)

3.Сколько ягод дала Элизе крестьянка? (Горстку)

4. Чем были необычны лебеди, которых видела старушка?(В коронах)

5.Из чего плели сетку братья? (Из ивовой коры)

6.Где они умещались? (На утёсе)

7.Ты нарвёшь крапивы, разомнёшь  её ногами и что получишь?(Волокно)

8.Чем покрыты руки Элизы?( Волдырями)

9.Кто сидел на широких могильных плитах? (Безобразные ведьмы)

10.Кто не спал в ту ночь?(Архиепископ)

11.Какой подарок получила Элиза в подземелье?(Связку крапивы и рубашку-панцирь)

Б) Работа в парах

-Чтобы определить тему нашего урока предлагаю вам выполнить задание.

Перед вами  3 синквейна. Отгадайте, какое слово пропущено.

 -Определите первое слово  в синквейнах

1---------

2 надёжная, стойкая

3 не предасть, хранит , любит

4Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга

5 постоянство

1 --------------

2 беззаветная, бескорыстная

3обожать, боготворить, страдать

4испытывать внутреннюю склонность к чему-либо

5увлечение

1---------

2 внешняя, внутренняя

3 очаровывает, притягивает, побеждает

4 Это качество человека проявляется  в его делах.?

5 истина

  Ответы: верность или преданность, любовь, красота

-Сегодня мы поговорим о    верности, преданности,  о любви, о красоте и продолжим работу над содержанием сказки  Х.К. Анлерсена «Дикие лебеди».

IV.Стадия осмысления содержания

-Мы сегодня продолжим работу над содержанием сказки «Дикие лебеди» и поговорим о  красоте, верности, любви.

1.Работа над содержанием произведения:

выборочное чтение и ответы на вопросы

-Кто главная героиня ?

-Скажите, какое слово использует Х.К. Андерсен, чтобы описать внешнюю красоту  нашей  героини? (Прекрасна, прекрасная )

-Почему она трудилась? ?  (Она хотела освободить братьев от чар, колдовства

 -Как можно освободить братьев от чар. (Нарвать крапивы, размять ее и свить нити, из которых нужно сплести 11 рубашек и не говорить ни слова пока не окончит работу)

-В каких условиях приходилось ей работать? (НА доске запись - молчание, страх на кладбище, вязание крапивных рубашек в подземелье,  к месту казни,)

-Что помогло Элизе перенести все испытания и трудности?(Любовь к братьям, преданность, верность, доброта и чистота души)

- Мы выяснили, что  Элиза прекрасна внешне, так её описал автор. А что  вы думаете о внутренней красоте принцессы? ( Элиза  добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она  жертвует собой ради спасения братьев, значит, в ней есть и душевная, внутренняя красота. Её внутренняя красота проявляется в любви к братьям,  в доброте., в чистоте души)

Приём«Ромашка»

-Какая она? (Дети подбирают прилагательные для описания Элизы. Заполняют ромашку. Нежная, красивая, добрая, трудолюбивая, ласковая …)   

- Найдите строки, где говорится о трогательной и нежной любви братьев к Элизе и к друг другу.

-Как поступила мачеха с Элизой и принцами? Прочитайте об этом. (Элизу отправила к крестьянам на воспитание, а братьев хотела превратить в черных воронов)

Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)

- Какой вы видите мачеху? Как вы думаете она внешне красивая?  (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри неё в виде низких чувств и мыслей)

-Как вы считаете, любил ли король-отец своих детей? Почему же он позволил выгнать их из дома?  Как бы вы поступили на его месте

-Как вы думаете, любил ли  молодой король Элизу? Почему же он согласился её сжечь? Как бы вы поступили на его месте?

Сравнительная характеристика (Дети пишут  листочках и прикрепляют на сердце красное и чёрное)

МИР ДОБРА                                                  МИР ЗЛА

любовь                                                       злость

доброта                                                      ненависть

красота                                                        жестокость

нежность                                                      хитрость

ласка                                                               равнодушие

преданность                                                     эгоизм

отзывчивость                                                  корысть

Итог.   

-Как в любой сказке побеждает мир добра!

Испытания Элиза  и её братья выдержали достойно, до конца сказки во всех испытаниях они проявляли свои лучшие качества души.  (Учитель указывает на доску, где записаны слова: верность, красота, любовь) И вот произошло долгожданное чудо, как заслуженная награда за верность, доброту, любовь и преданность, чары, колдовство  рассеялись!

Обсудим

-Почему сказочник выбирает для этой сказки название «Дикие лебеди»?

 Дикий - неприрученный, неодомашненный, т.е любят свободу, независимые

Лебедь - символ чистоты, красоты, верности, любви

VI/Рефлексия

- «Дикие лебеди» - сказка о добре и зле. А чего больше в сказке?

- Перед вами кластер, когда  вы заполните его, мы узнаем, какие сказки  Андерсена вы прочитали самостоятельно

Кластер «Сказки Андерсена» 

-Оцените свою работу в классе ( по таблице оценивания)

-Покажите при помощи смайликов своё настроение

VII. Д/З: Прочитать ещё одну сказку Андерсена и написать отзыв о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...