Урок литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Монгуш Айлана Кошкар-ооловна

Конспект урока составлен по литературному чтению для 2 класса, тема урока "Добрая хозяюшка". Предназначен для учителей. Конспект урока составлен с использованием технологии проблемного  чтения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чтение. Добрая хозяюшка. 2 класс20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Монгуш А.К, учитель начальных классов

 МБОУ Гимназии №5 города Кызыла

Урок литературного  чтения в 3 классе

«Добрая хозяюшка»

Цели урока:

  • учиться находить главную мысль текста, характеризовать поступки героев;
  • уметь осознавать авторское и собственное отношение к персонажам, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  • учиться восстанавливать деформированный картинный план, составлять пересказ по измененному плану;
  • воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Обдумывание этапа антиципации

После проверки домашнего задания (игра «Радиотеатр» по сказке Н. Сладкова «Медведь и Солнце») учитель предлагает детям посмотреть на доску.

Слайд 3

Работа с текстом до чтения

На слайде представлены названия произведений: «Синие листья», «Просто старушка», «Три товарища», «Волшебное слово», «Хорошее».

Учитель: Кто автор этих произведений?

Ученики: В.Осеева.

Учитель: Какие произведения мы уже читали во 2 классе? В 1 классе?

Ученики: «Синие листья», «Просто старушка», «Три товарища», «Кто наказал его?» Учитель: Какая тема объединяет все эти рассказы?

Ученики: Они о детях, об их поступках - хороших и плохих.

Учитель: Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему? (Ответы детей. )

Слайд 4

Учитель: Что вы можете сказать об авторе этих рассказов? Познакомимся с ней поближе.

II. Прочитайте тему нашего урока (тема на доске)

Учитель: Догадались, о чем сегодня будем читать? Какую цель поставим?

Ученики: Цель: на примере литературного героя раскрыть понятие «настоящий друг».

III.  Прогнозирование содержания текста по заголовку . Работа с текстом во время чтения

Учитель предлагает детям открыть учебник на с.79 и прочитать заголовок.

Слайд 5

Учитель: Как вы понимаете название произведения?

Ученики: Вероятно, произведение будет о девочке, у которой есть питомец.

Учитель: Какой вы представляете себе добрую хозяюшку?

Ученики: Заботливая, ухаживает за своими питомцами, играет с ними, отзывчивая. Учитель: Мы с вами спрогнозировали содержание произведения, а сейчас мы его прочитаем и проверим наши предположения.

IV.   Работа с текстом во время чтения

Чтение учащимися вслух законченных по смыслу отрывков.

Чтение эпизода о петушке. (По ходу чтения объясняется значение слова «завалинка».)

Слайд 6

Учитель: Как жили девочка и петушок?

Ученики: Жили дружно, заботились друг о друге, им вместе было весело, радостно. Учитель: Почему петушок опустил голову?

Ученики: Девочка меняет его на курочку.

Учитель: Почему она отдала петушка?

Ученики: Понравилась курочка. (Чтение эпизода о курочке.)

Учитель: Хорошо ли девочке с курочкой? (Ответы детей.) Чем закончилась эта дружба? ( Ответы детей.  Чтение эпизода об уточке.) Может быть, дружба с уточкой получилась?

Ученики: Нет, она уточку тоже обменяла. (Чтение последнего эпизода. )

Учитель: Как развивались события дальше?

Ученики: Щенок убежал от девочки.

Учитель: Почему же девочка осталась одна?

Ученики: Не умеет она дружить, не умеет дружбой дорожить. (Проверка своих предположений о содержании прочитанного. )

Учитель: Давайте определим наше настроение от прочитанного. Выберите настроение-«мордашку». (Дети показывают карточку с «мордашкой».) Почему прогноз был не точен? (Ответы детей.) Определите жанр произведения. Обоснуйте свое мнение. (Это сказка, потому что…)

V. Работа с текстом после чтения.

Детям предлагается самостоятельно выполнить задание No2: поставить рядом с изображением каждого персонажа цифру в том порядке, в каком эти герои встречаются в сказке.

Слайд 7

Проверка.

VI. Обобщающая беседа 

Учитель: Кто вам понравился в сказке? Почему?

Ученики: Все, кроме девочки.

Учитель: Действительно ли девочка добрая хозяюшка?

Ученики: Нет, она не добрая, а злая хозяюшка.

Учитель: Почему девочка кажется плохой, злой? Разве она бьет животных, которые у нее живут? Может, она им есть не дает?

Ученики: Нет, она их и поит, и кормит.

Учитель: Так чем же она их обижает?

Ученики: Она их не любит.

VII. Обобщение

Слайд 8

Учитель: Зло, оказывается, в том, что девочка своих животных не любит. Она ими забавляется, а как надоедят - бросит, отдаст соседям, обменяет. А они-то ее любят, искренне о ней заботятся. И это очень больно, когда на любовь отвечают безразличием, когда обманывают в дружбе. Это очень большое зло. Причинить его способен только недобрый, нехороший человек. Ребята, а почему же В.Осеева назвала сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть, это ошибка?

Ученики: Она так назвала нарочно, ведь сначала девочка кажется очень доброй. Учитель: Как вы думаете, нравится ли автору эта девочка? (Ответы детей. ) Какие чувства вложила автор в свою сказку:  уважение, иронию, насмешку, гордость? (Ответы детей. ) Конечно, B. Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками. Обратимся к теме и цели нашего урока. Кто такой «настоящий друг»? (Ответы детей.) Вы бы хотели дружить с этой девочкой? Почему? (Ответы детей. ) Что бы вы посоветовали девочке? (Ответы детей) В сказке В.Осеева показала взаимоотношения человека и животных. А возможны ли такие же ситуации между людьми? (Ответы детей. ) Подумайте, может ли вас кто-то назвать настоящим другом? Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют пословицы. )

Слайд 9

Пословицы о дружбе. (Урок можно закончить песней «Настоящий друг».)

VIII. Домашнее задание

Пересказ сказки на основе картинного плана.

Литература:

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии.Начальная школа.Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего  обучения»).-Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 2003.-448 с.
  2. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении.-М.:Просвещение,1992.
  3. Бабанский П.В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса.-М.:Просвещение, 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...