Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема: В.Ю. Драгунский  « Главные реки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnye_reki_konspekt_uroka.doc45.5 КБ
Файл glavnye_reki_dragunskiy.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

 Урок   по литературному чтению в 4 «б» классе

Тема: В.Ю. Драгунский  « Главные реки»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".

Задачи:

• раскрыть нравственный смысл произведения;

• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;

• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

• совершенствовать библиографические навыки;

• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

• развивать читательский интерес.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Начинаем урок литературного чтения

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, на слайдах будут выводиться иллюстрации к «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца. Вспомните, какому эпизоду сказки они соответствуют.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД  3

Как вы думаете, как  теперь будут жить ребята, вернувшие  потерянное время?

СЛАЙД 4

На доске рисунки: часы, пожар, Некрасов, карта (с изображением  реки)

-Предположите, почему именно эти изображения на доске.

- Ребята, вы догадались, о чем будем говорить на уроке?

- Тогда вам еще подсказка – стихотворение:

III. Основная часть урока

  1. СЛАЙД 5
  1. Речевая разминка (текст напечатан на карточках).

Причина

«Причина»- какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Не сделал,

Забыл,

Тяжело,

Далеко…

Причину найдёшь –

И дыши глубоко!

С совестью мир,

Не запятнана честь…

Чего-то там нет,

Но причина-то есть!

Ребята, ребята,

Вы завтра – мужчины.

Не надо причин!

Не ищите причины!

( В.Викторов)

- Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?                                                                                                                                                    Вы прочитали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?

- Прочитайте пословицу и соотнесите её с прочитанным ранее произведением.

* Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.

- Кто из героев нами прочитанных произведений терял время?

- А как выдумаете, терять время попусту, это достоинство человека или его недостаток?

- А сейчас вы догадались, о чем будем говорить на уроке?

  1. СЛАЙД 6 
  1. - Расшифруйте фамилию автора произведения.

– Мы с вами познакомимся  с произведением В.Ю. Драгунского.

- Какие  произведения этого автора  вы знаете? Чем они вам понравились?

– Что у них общего? Какие они? (о детях, о Денисе Кораблеве)

  1. Биография В. Ю. Драгунского (УЧЕНИК ВЫСТУПАЕТ. Презентация «Жизнь и творчество В. Ю. Драгунского»)

– И сегодня мы познакомимся еще с одной историей, которая вам тоже чем-то поможет .

  1. СЛАЙД 7. Словарная работа .

- Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте. Подберите к ним синонимы:

Прыть – быстрота, подвижность

Позор - бесчестье, стыд и срамота ( и срам) –позорище

Ловко - проворно, юрко, вертко

Сноровисто - удобно

Примчаться - прибежать, приехать

Вежливый - учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный

Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно

Продекламировать - прочитать

Влепить - поставить, ударить

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Первичное чтение.

Чтение подготовленными детьми (..) до слов «…и я тебя отпущу», дальше дети читают самостоятельно.

-Совпали ли ваши предположения о содержании?

- Ваши впечатления от прочитанного?

- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент?

  1. Стихи

Мужичок с ноготок (из стихотворения «Крестьянские дети», 1861г.), (читает Ворсина Анна)

Однажды, в студёную зимнюю пору…

Я из лесу вышел,

Был – сильный мороз,

Гляжу, - поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз

И, шествуя важно, походкою чинной,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном

В больших рукавицах

А сам - с ноготок…

- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?

- Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.

– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!

(Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать ( пол лета читал) ,хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных…)

– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа с текстом
  • Стр. 19– Давайте вернёмся к произведению и найдём  отрывок,  подходящий к иллюстрации. Найдите и прочитайте.
  • СЛАЙД 8 -У меня есть запись этого произведения, я включу вам отрывок, а вы находите его и продолжаете читать.
  1. Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый мужчина, взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?

Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”.                                            Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик.

- Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор?

- Обратимся к тексту произведения ещё раз.

- К какому жанру относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)

- Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие, небольшой объем)

- А как вы думаете над чем заставляет задуматься нас автор?

- Вернемся к названию - вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?

 - В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)

- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы прошли ( «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? ( не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)

- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (начало и конец произведения)

IV. Подведение итогов

Чему вы научились на уроке?

Что нового узнали?

- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?

- Что мы узнали о Викторе Драгунском?

- Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)

- Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ)

- О ком его рассказы? ( О ДЕТЯХ)

- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского? Какой бы вопрос вы мне задали?

О чем бы вы хотели, чтобы я вам рассказала еще?

Слайд 10.

V. Домашнее задание:

Выразительное чтение текста по ролям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.Ю. Драгунский « Главные реки»

Слайд 5

Некрасов Н. А.

Слайд 6

«Причина»- какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдёшь – И дыши глубоко! С совестью мир, Не запятнана честь… Чего-то там нет, Но причина-то есть! Ребята, ребята, Вы завтра – мужчины. Не надо причин! Не ищите причины! ( В.Викторов)

Слайд 7

В.Ю. ЙИКСНУГАРД

Слайд 8

(1913 – 1972) Драгунский Виктор Юзефович

Слайд 9

Иллюстрации к каким рассказам В. Драгунского вы здесь видите?

Слайд 10

Все рассказы разные: над одними смеешься до слез, над другими задумываешься , порой грустишь и огорчаешься. Когда читаешь эти рассказы, замечаешь, что Дениска похож на каждого из нас. Он любит то, что любим мы. Вот как об этом написано в рассказе «Что я люблю»: «Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Очень люблю звонить по телефону. Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. Все это я люблю дарить. Я люблю посмеяться. Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех – смотришь, через пять минут и вправду становится смешно. Я много чего люблю!»

Слайд 11

Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему, что приводит к смешным ситуациям. Если он видит, что обижают слабого, нужна помощь, то никогда не останется в стороне. Не беда, что не все получается у Дениса или получается не так, как хотелось бы. На примере «Мотогонки по отвесной стене» В рассказе «Сверху вниз, наискосок» Денис решил стать маляром и покрасил Алёнку с головы до ног, а заодно чистое белье, новую дверь и управдома Алексея Акимыча . Дети так увлеклись своим занятием, что забыли обо всем на свете. Денис никогда не сидит без дела

Слайд 13

Прыть , позор, ловко, сноровисто, примчаться, вежливый, бодро, продекламировать

Слайд 14

Книге Драгунского «Денискины рассказы» скоро исполнится 50 лет, но дети уже нашего 21 века с увлечением следят за приключениями озорного мальчишки, вместе с ним играя в прятки, уча уроки, строя космический корабль, катаясь на велосипеде и распевая частушки на детском празднике. Писатель часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое свое послание он заканчивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!»

Слайд 15

В. Драгунского уже давно нет с нами, но «Он живой и светится», и его книги всегда с нами. Детский поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский. Если бы я был доктором, я бы всем детям выписывал специальное лекарство: «Витамины Драгунского» - его рассказы. Принимать ежедневно!!!»

Слайд 16

Список литературы 1. Драгунская А. О Викторе Драгунском // Начальная школа. – 2000. – 8. 2. Драгунская К. Про папу моего // Кукумбер . – 2003. – 10. – (Доска почёта и уважения). 3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2004. 4. Драгунский В. Денискины рассказы.- М. Эксмо , 2005. 5. Драгунский В. Старый мореход.-М. Советская Россия, 1964. 6. Материалы сайтов: http://www.biblioguide.ru http://www.rgdb.ru http://bookoliki.gmsib.ru 7 . Фотоматериалы сайтов: vecherka.su www.livejournal.ru http://www.biblioguide.ru www.izbrannoe.ru ozon.ru moscow-live.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...