Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. К.И. Чуковский "Путаница"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока к учебнику " Литературное чтение" авт. Л.Ф. Климанова и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение . 2 класс. 13.01.2016

Тема: К.И.Чуковский «Путаница».

Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.

Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному;  прививать любовь к книге.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника; выражать своё отношение к прочитанному; определять особенности юмористического произведения.

Оборудование: аудиозапись сказки, выставка книг К.Чуковского, карточки (текст для речевой разминки, ноутбук ( слайды с портретом автора, иллюстрации: ковш, ушат, кадка).

                       Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, что значит «рабочее настроение»?

 (Настроение хорошо поработать.)

-  Я, надеюсь, у всех рабочее настроение?

-  Я рада, что вы готовы хорошо потрудиться на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

- Вашим домашним заданием было подготовить книгу для выставки любого из предложенных авторов (С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Н.Н. Носова, К.И. Чуковского).

Дети представляют выбранные книги.

III.  Актуализация знаний

Речевая разминка (Раздаются карточки)

- Прочитайте «жужжащим» способом

   Чудесный дом.

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

-  К какому жанру относится это произведение?

( Стихотворение – загадка).

 - Кто хочет прочитать эту загадку с удивлённой интонацией?

- Кто отгадал загадку?

(Яйцо и цыплёнок).

- Кто хочет прочитать эту загадку с весёлой интонацией?

- Кто знает автора этой загадки?  Мы встретились с затруднением.

- Как нужно относиться к затруднениям?

( Не бояться, т.к. они помогают открывать новые знания.)

 IV. Определение темы и цели урока.

- Почему вы не смогли назвать автора?

( Мы не изучали это произведение.)

  -  Что делаем, когда открываем новое знание?

( Определяем тему и цель урока)

- Обратите внимание на нашу выставку. Книг какого автора больше, чем других? ( К. Чуковского ).

- Прочитайте название этих книг. Знакомы вам эти произведения? Догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( Мы сегодня будем знакомиться с творчеством К. И. Чуковского)

-  Что вам известно про этого человека?

( Это детский поэт).

-  Правильно. Вы догадались, чья была загадка?

(Д. К.Чуковского).

V. Работа по теме.

  1. Работа над биографией. Знакомство с биографией писателя.

Слайд (Портрет К. Чуковского)

- Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) – русский писатель,   переводчик, сказочник,  критик. От рождения он – Николай Васильевич Корнейчуков. А Корней Иванович Чуковский – псевдоним. Он родился в Петербурге.

Его мать переехала в Одессу. Мальчика отдали в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключён. Чуковский перепробовал много профессий.  В 19 лет начал печататься в газете «Одесские новости».       Газета направила его в Англию. Там он самостоятельно выучил английский язык.

У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович…

Это первые строчки его сказки «Крокодил».

И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.

Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».

В  народе  Чуковского  называли  «дедушкой» ещё при жизни.

Благодаря его переводам с английского  все прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо

Важно отметить, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе почётное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича  называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни.  

 2. Знакомство с авторской небылицей «Путаница». Первичное восприятие.

- Сейчас познакомимся с произведением К. Чуковского «Путаница».       Как думаете, о чём будет произведение?

 (Прогнозируют).

-  Сейчас прослушайте аудиозапись. Посмотрим, кто был прав в догадках.  (Прослушивание. Дети следят по учебнику за чтением автора).

- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(Сказка – звери говорят; стихотворение – ритм, рифма; небылица – такого не бывает.)

- Как вы понимаете слово “небылица”?        

- А теперь Артем зачитает нам его значение в словаре Ожегова.

- А почему вы улыбались? Что вам показалось смешным?

Д.(отвечают).

- Назовите персонажей сказки.

Физкультминутка.  

Зарядка с Серебряшкой  (видеозапись)

3.Вторичное чтение.  Анализ текста.

- А сейчас мы будем читать это произведение.

Словарная работа

- При чтении отмечайте карандашом непонятные для вас слова.

(Чтение учащимися).

- Какие слова непонятные встретились в тексте?

- Если слова выделены синим цветом, где мы посмотрим их лексическое значение? ( В словаре, в конце учебника)

Дети находят определение выделенных слов в словаре.

- Какие еще незнакомые слова вам встретились?

- На доске я написала значение этих слов (читает учитель, показывает иллюстрации предметов).

Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.

Ушат – небольшая кадка с ушами.

Анализ текста

 - Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)

- Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)

- Что говорил им зайка? Зачитайте.

- К чему привела шалость? Зачитайте.

- Ребята, можно ли баловаться спичками?

К чему это может привести?

- Расскажите, как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

(Испугались, стали тушить пожар)

- Смогли бы звери потушить пожар в море? Почему?

(Пирогами да блинами море не потушишь, да и море горит)

- Кто потушил море? Прочитайте.

- Почему ей удалось затушить?

(Крыльями помахала)

- Как вы думаете, какими словами можно закончить сказку?

- А какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению?

      Чтение учащимися произведения по отрывкам – четверостишиям, с целью отработки выразительного чтения, обращать внимание на знаки препинания. (Каким голосом)

- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (Восклицательный)

- Как надо произнести данное предложение? (Повысить голос, воскликнуть)

Чтение сказки по ролям.

Назовите действующих лиц в произведении? (Автор, котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заинька)

Чтение учащимися отрывка.

- Понравилось выступление наших ребят?

- Прочитайте последнее четверостишие. Как вы думаете, почему автор так заканчивает свое произведение? ( Он его придумал для своей маленькой дочки)

  VI. Рефлексия

-  Что нового узнали на уроке?

- За что себя похвалили бы?

- Кого хотели бы похвалить?

- Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

VII. Итог урока.

- С творчеством какого автора мы сегодня продолжали знакомство?

- Как называется произведение, которое мы сегодня изучали?

- каков жанр этого произведения?

- Оцените свою работу, используя смайлики.

VIII. Домашнее задание.

Выразительное чтение небылицы «Путаница».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...