Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: Е. Чарушин «Кабан»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Новикова Ольга Николаевна

Технологическая карта урока литературного чтения в  4 классе по теме: Е. Чарушин «Кабан»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в  4 классе по теме: Е. Чарушин «Кабан»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Новикова О. Н.

УМК

Предмет:

Класс:

Тема:

«Школа России»

Литературное чтение

4

«Кабан» Е. Чарушин

Цель урока:

Задачи:

Обучающая: создание условий для формирования у обучающихся представлений о биографии Е.И. Чарушина и его произведении «Кабан».

Развивающая: помочь осознать ценность изучаемого материала; содействовать развитию умений анализировать познавательный объект (текст). Продолжить работу по развитию речи, мышления, общения обучающихся;

Воспитывающая: создать условия для формирования у обучающихся бережного отношения к животным.

  1. развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;
  2. развивать навыки осознанного, выразительного чтения;
  3. формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;


Планируемый результат:

Личностные УУД:

Проявление интереса к уроку чтения;

осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к животным).

Метапредметные умения.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, видеофрагмент, текст, иллюстрация, тест).

Анализировать поступки героев;

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Тип урока:

Открытие нового знания

Межпредмет-ные связи:

Русский язык (словари), окружающий мир.


Ресурсы

Для учителя:

- УМК по литературному чтению (программа, учебник, методические пособия и книги для учителя)

- мультимедийный комплекс;

- презентация

-видео

-карточки

-картинки

Для ученика:

- учебник по литературному чтению

- карточки – задания: для работы в паре, для индивидуальной работы.

- сигнальные карточки (карточки для рефлексии).

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, группах




Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация 2-3м.

1.Общая готовность детей к уроку.

2.Концентрация внимания детей.

3.Общий план действий.

Учитель: Ты улыбкой как солнышком брызни, выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться 
И ответную искру зажечь!

Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, нашим гостям. Пусть у вас будет прекрасное настроение, которое позволит вам отлично поработать на уроке, многое узнать и многому научиться.

Слайд 1

Поиграем в игру, которая называется:  «Верите ли вы...».

-Вы должны отвечать на вопросы словами «да» или «нет».

Что сегодня нас ждет увлекательное путешествие?

Что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?

Что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?

Что можно жить в деревенском доме и мечтать воспитывать кенгуру?

Что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?

1.Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

Отвечают на вопросы (да или нет).

Умение оценить своё эмоциональное состояние (регулятивные УУД).

Мотивация учения (личностные УУД).

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

2. Актуализация опорных знаний, постановка целей урока, определение темы.

(Звучит музыка из передачи

« В мире животных »).

-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она?

-Почему я начала урок с этой музыки?

-Какой раздел вы изучаете?

-С какими произведениями по этой теме   познакомились?

-О ком эти произведения?  

- А кто написал эти произведения?

Название произведения,  с которым мы сегодня познакомимся, вы  определите сами. Для этого прочитайте слова, из заглавных букв этих слов, составьте слово. (На доске написаны слова:(Слайд 8).

Клетка, Акварель,

Быстро,

Акулька,

Ноздри.)

Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Что это за фамилия?

NЧWАRРSУUШVИZН

- Определите тему урока?

-Определите цели урока по плану? 

Кабан

Природа и мы

«Приёмыш», «Барбос и Жулька», «Выскочка»

О животных

Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. И. Куприн, М. М. Пришвин

Чарушин

Е. И. Чарушин «Кабан».

 Познакомиться с творчеством Евгения Ивановича Чарушина и его рассказом «Кабан»; учиться правильно, выразительно читать рассказ,  отвечать на поставленные вопросы.

Щур. Томкины сны и т.д.

Ответы детей

Е. И. Чарушин «Кабан»

Е. И. Чарушина

«Кабан»

Читать

Вопросы

Умение ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Осуществление контроля

(регулятивные УУД).

Р-принимать учебную задачу

К-умение сотрудничать, учитывать разные мнения

3.Подготовка к чтению. Знакомство с биографией

- Ребята, вспомните, какие произведения Чарушина вы читали  раньше?

- Что вы можете рассказать об авторе?

Рассказ об авторе.

Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у них водились кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных.
Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.

 Рисовать животных он начал в раннем детстве, а окончив Академию художеств стал иллюстрировать детские книги.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность , но и движения, повадки и даже характер. Он проиллюстрировал более 100 книг.

За иллюстрации, сделанные к книге С. Я. Маршака “Детки в клетке», Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль Лейпцигской международной выставки детской книги.  Сам писатель написал такие книги «Волчишко»,»Рассказы про зверей и птиц» «Медвежата»

 -Выставка книг

-Вот книги, которые написал Е. И. Чарушин.

- А почему здесь находятся книги других авторов?

«Щур», «Тюпа, Томка и сорока», «Большие и маленькие», «Верный трой», «Волчишко», «Воробьишко», «Ворона», «Моя первая зоология», «Цыплячий город», «Друзья».

Писал о животных

П- развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте .

Л- проявляют интерес к сообщению

4. Работа с текстом до чтения

-Откройте книги и прочитайте название рассказа.

-Предположите по названию рассказа   о чем или о ком пойдет речь в рассказе ?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Попробуйте предположить, кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события.

 

Предполагают

Умение точно выражать свои мысли;

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

(коммуникативные УУД).

Слушают. Читают текст.

-Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа и следить за чтением по тексту, определим совпали ли ваши предположения с текстом.   Возьмите карандаш, если при чтении вам встретятся слова, значения которых вы можете не знать, поставьте над ними знак вопроса. Потом мы объясним их значение. Дочитайте самостоятельно до конца текст.

Слушают, дочитывают

Умение слушать и понимать речь других

(коммуникативные УУД).

5.Работа с текстом после чтения

- Подтвердились ли наши предположения?

 - Кто герой этого текста?

-От чьего имени идёт повествование?

Ответы детей

Словарная работа

-Какие вам встретились слова, значения, которых вы не знаете. Где мы можем найти значения этих слов? (Показывает словарь)

Марал – крупный сибирский олень с большими рогами.
Студень – кушанье из сгустившегося от охлаждения мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы.
Унимать – прекратить, остановить.

Зуд – чесотка

Гуськом- друг за другом

Небоскрёб-высокий

Сопеть – издавать носом свистящие, сиплые
звуки.

Зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы.(Мы слышим засад, а пишем – зоосад.)

-Что такое синонимы?

-Подберите синонимом к слову зоосад.

К слову студень. 

Буянит

В словаре

Близкие по значению слова

Зоопарк

Холодец

Играет

П- развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте .

Л- проявляют интерес к сообщению

6. Повторное чтение текста

- Давайте прочитаем по цепочке

- Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке?

-Когда происходит действие рассказа?  

-Почему так рано?

- Кого рисует Е. И. Чарушин?  

  Чтение про оленя.

- Что нового вы узнали об этом животном?

А чем занимаются другие животные утром, мы прочитаем. (работа в группах)

1 ряд

-Найдите в тексте, чем занимается утром ягуар?

2 ряд

- Найдите в тексте, чем занимается утром медведь-губач?

3 ряд

-Найдите в тексте, чем занимается слон?

 -Кого вы видите на слайде?

-Найдите самостоятельно, чем они занимаются?

-Чем занимаются журавли-красавки, прочту вам я.

Читает учитель

-Кто живёт в общей загородке?

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

Читают

Рисовал

Наблюдательность

Рано утром

Никто не мешает

Оленя

Ответы

Читают

Волка

Волков не назвали

Журавли

Выделение информации (познавательные УУД).

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации

Коммуникативные УУД:

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст).

 

7.Физминутка.

Представьте, что наш класс превратился в тот самый зоопарк, а вы в животных, описанных в рассказе. 

Импровизация-пантомима. Работа в паре. 

Где мы были - мы не скажем.

О ком читали - мы покажем.

(Слон, волки, ягуар, журавли)

Показывают

8. Работа с текстом после чтения

Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора.

С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте Интересно! Ничего не вижу!

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст).

Анализировать поступки героев.

  • Что насторожило художника?

-Найдите отрывок и прочитайте с испугом.

  • Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

Знаете ли вы, что в старину кабана называли вепрь?

-Посмотрите видео про кабана.

Кабан - крупное животное. У кабанов, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников, как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами.

-Можно ли назвать кабанов опасными животными?

Как повёл себя художник, увидев непрошенных гостей?

Его эмоциональное состояние?

Всё из рук попадало!

Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

Прощай, моя акварель!

Какие чувства он испытывает?

Делать что-то надо!

Что он решает? Зачитайте его действия.

Как себя чувствует в это время автор?

Вспотел со страху!

Что происходит в самый кульминационный момент?

Состояние автора?

Чуть не слетел!

Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент? Маленький парнишка

Как повели себя кабаны? “Простыми свиньями побежали в свой хлев”

Чем заканчивается история? Зачитайте.

Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например, марал Серёжка?

Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение.

Придумайте другое название рассказу. («Случай в зоопарке», «Как художник ручных кабанов испугался»).

Почему автор так их испугался?

(Видимо Чарушин знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.)

– Теперь давайте попробуем представить себя на месте Чарушина. Представьте, что вы сами оказались в такой ситуации. Чтобы вы сделали?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, рисунок на доске. Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

– Какова основная мысль этого рассказа?  

   (Осуждать мы его не будем. Так как в незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринимать все меры безопасности.)

Можем ли мы смеяться за это над ним и осуждать его за трусость?

-Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

-Кто выручил его?    – Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации

Как вы думаете, с каким чувством автор вспоминает эту историю?

(с добродушно - насмешливым, с юмором)

- А какой урок, мы можем извлечь из этой истории?

Пригодятся ли вам знания, которые вы получили сегодня на уроке?

 Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал).

- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Автор смог умело уйти от опасности, сохранив при этом свою безопасность и безопасность окружающих.

Автору стало стыдно за свой поступок.

Автору угрожала, как он в тот момент думал, опасность. Он испытал страх. И поэтому художник забрался на забор.

Конечно, нет. Как бы вы ни любили животных, меры предосторожности всегда необходимо соблюдать.

Маленький парнишка. Дети читают отрывок в учебнике.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы.

Личностные УУД:

формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе).

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, опорные слова).

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

9. Подведение итогов. 

-С каким писателем и произведением познакомились?

-Что нового узнали о поведении животных? -Достигнуты цели урока? (Проверка)


Что полезного вы вынесли из этой истории?

В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности.)

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

Выполним тест по рассказу Чарушина « Кабан» (работа в парах). Проверка.

- Протяните правую руку, в ней знания, которые были у вас. Протяните левую руку, в ней знания, которые получили на уроке. Соедините руки - закрепите знания.

- С какой целью создаются зоопарки?  

(Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица земли)

- В Ряжском районе, в посёлке Свет работает зоопарк. Я хочу вас пригласить весной туда съездить. ( учитель раздаёт приглашения).

  

 

Е. И. Чарушин «Кабан»

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы.

Познавательные УУД:

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль в работе.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы.

Личностные УУД:

формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к животным).

Домашнее задание

Выполнить любой уровень задания (1,2,3).

10. Рефлексия

У вас на столах смайлики. Нарисуйте улыбку кому было интересно на уроке, не улыбку, если что-то не получалось, грусть, если вы, чем то не довольны.

Спасибо за работу.

Регулятивные УУД:

Фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работой на уроке.

Способность к самооценке (личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...