Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Воложанина Юлия Андреевна

План-конспект урока литературного чтения (3 класс)

Тема: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе"

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с факторами биографии Ю. Коваля и произведением "Сказка о серебряном соколе"

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать смысл понятий добро и зло;

-уметь составлять характеристику героев.

Личностные:

-проявлять интерес к новым знаниям;

-проявлять интерес к литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sereb_sokol_1h.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе».

Цели деятельности учителя: создание  условия для ознакомления обучающихся с фактами из биографии Ю. Коваля и произведением «Сказка о серебряном соколе»; продолжение  работы  над формированием умений и навыков чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать смысл понятий добро и зло,

-уметь составлять характеристику героев произведения;

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- развивать  мотивы  учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

-проявлять интерес к литературе.

Тип урока: открытие новых знаний.        

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская 2 часть; презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

I. Этап

самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

-Здравствуйте, ребята.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

- Мы начинаем урок чтения.Проверьте свою готовность к уроку. Начинаем наш урок!

- проверять готовность к уроку.

- садиться на места.

-слушают учителя

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

II. Актуализация

знаний и мотивация

Практический:  

Словарная работа.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

9 мин.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

Дыхательные упражнения

Замёрзли ручки…        

Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Подуем на них.

Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

 Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

Чистоговорка:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра –

На дворе у нас…(гора).

Ру-ру-ру, ру-ру-ру –

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры –

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра –

Очень рада детвора.

Слушать учителя.

-высказывают свое мнение

(нужно быть внимательным и наблюдательным, работать в команде, поддерживать друг друга)

Тренировать дикцию и произношение.

Л: самоопределение и смыслообразование

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции  

III. Постановка

учебной задачи

Практический:  

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

15 мин.

А теперь разгадайте загадку и подумайте о чем, мы будем сегодня говорить.

Он выбрался из скорлупы.

Жнут воздух крылья, как серпы.

Глаз зоркий. Песня его - клёкот.

Летит по небу быстрый (сокол)

Кто уже догадался, с каким произведением, мы сегодня познакомимся? (сказка о серебряном соколе)

А кто-нибудь знает, кто его написал? (Юрий Коваль).

Какие цель, мы  поставим перед собой? (познакомимся с Юрием Ковалем и его произведением «Сказка о серебряном соколе»)

Слушают учителя.

Определяют тему урока.

Ставят цели и задачи к уроку.

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

IV. Открытие нового знания

Практический:  

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

 Тема нашего урока: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Откройте учебник на стр. 120

Кто автор произведения? (Юрий Коваль).

Рассмотрите иллюстрации к произведению.

-Как вы думаете, о чём в нем может говориться? (О солдате, который встретил дедушку).

А теперь, мы познакомимся с биографией Юрия Коваля.

Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей. Наиболее известные: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Пять похищенных монахов», «Полынные сказки». При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских изданиях.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети.

Теперь, мы начнем чтение произведения.

Сказка ложь, да  в ней намек, добрым молодцам урок.

Мы должны выяснить во время чтения произведения, какой же урок содержится в нем?

Чтение первой части до слов «…Служба такая»

-Куда шел солдат? (На родину).

-Кто первый встретился солдату на пути? Найдите его описание.

 ( Нечистый. Не понравился ему нечистый - рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.)

-Найдите в тексте, какое задание дал нечистый солдату? (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю).

 Почему солдат согласился послужить нечистому? (из-за жалованья).

-Кого увидел солдат в клетках? (соколов).

-Найдите в тексте описание каждого сокола. (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю.

-Крылья у него бурые, грудь красная, а глаза так медью сверкают, аж в кровь отдают. А там, в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приоткрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.

-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел).

-Какие средства выразительности использует автор для описания соколов? (эпитеты).

-Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему? (ему стало совестно, потому что Нечестивый держал их в клетках).

- открывают учебник

-отвечают на вопросы

- слушать учителя

-читают первую часть

- отвечают на вопросы

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Динамическая пауза Практический: выполнение двигательных упражнений

1 мин.

Три медведя шли домой:

(дети идут как медведь)

Папа был большой-большой.

(поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом,

(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка,

(садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

- выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

Ребята, с каким произведением и автором, мы сегодня познакомились?

(«Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»).

Скажите, чему вы сегодня научились? (ответы детей)

(Нужно бережно относиться к окружающему миру, к птицам и животным, быть добрее, делиться своей добротой.)

– Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно? (ответы детей)

- выполнять задание  

-слушать учителя

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Почему солдат согласился послужить нечистому? (найдите в тексте)

Кого увидел солдат в клетках?

-Найдите в тексте описание каждого сокола.

Какие средства выразительности вы знаете?

Какие средства выразительности использует автор для описания соколов?

Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему?

Почему береза не сразу обратилась к солдату с помощью?

- выполнять самостоятельную работу

-отвечают на вопросы

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логической цепи рассуждения

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

2 мин.

- Давайте вспомним тему урока?

- Какую мы ставили цель урока?

- Мы достигли цели?

- Что было интересно выполнять?

- отвечать на вопросы учителя- анализировать проделанную работу.

- делать выводы.

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

VIII. Рефлексия

Деятельности Словесный: самоанализ.

2 мин.

Продолжи предложения

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

На уроке я…

Материал урока мне был…

 Урок окончен.

- оценивать свои достижения -.

Р: анализировать проделанную  работу.

 Домашнее задание

Стр. 120-127 чтение сказки

записывать Д/З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему  С.А.Есенин "Береза " 3 класс Умк  "Начальная школа 21 века"...

Конспекта урока литературного чтения на тему: "В. Бианки «Мышонок Пик"" 3 класс.

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...