Литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Безенкова Евгения Алексеевна

Тема урока: «Ю. Ермолаев «Проговорился»».

Цели деятельности учителя:

  • знакомство с биографией Ю.Ермолаева;
  • знакомство с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»:
  • формирование  умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

 

Планируемые  результаты

 

Предметные:

  • знать содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»;
  • уметь анализировать рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился».

 

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ермолаев "Проговорился"40 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 06.05.2019

ФИО учителя: Оглобличева Л.Н.

Школа: МОУ «Богдановская школа»

ФИ студента:Безенкова Е.А.

Класс: 3 «а»

ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: «Ю. Ермолаев «Проговорился»».

Цели деятельности учителя:

  • знакомство с биографией Ю.Ермолаева;
  • знакомство с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»:
  • формирование  умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»;
  • уметь анализировать рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился».

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: 3 класс. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., презентация.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

метод: слово

учителя.

30 сек.

Психологический настрой.

Представьте, что у вас в руках чаша, наполненная добротой, осторожно и бережно перелейте часть своей доброты друг другу .Подарите окружающим добро. Улыбнитесь. Надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

2

мин.

- Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении произведения Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

1)Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

• Была бы охота, а выучиться можно.

• Знание и мудрость украшают человека.

• Наука даром не дается – наука трудом берется.

• Подходят все.

2) Тест

Обведи букву правильного ответа в кружок.

1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?

А) сожгли немцы

Е) бомбили немцы

В) окружили немцы

2. Что подарила Маня Римме?

Р) краски

Т) альбом

У) учебник по литературе

3. Какое звание имел А. Тарасов

Л) капитан

М) лейтенант

К) майор

4. О чём попросил лейтенант Римму?

О) написать письмо своей дочери

П) написать письмо своему сыну

И) прочитать книгу

5. «Фью! Это не красиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?

И) потому что девочка очень грязно написала

Л) потому что она сделала много ошибок в письме

М) потому что она неправильно поставила ударение в слове

6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?

Б) учить правила

А) писать письма друзьям лейтенанта

Ч) читать словарь

7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?

В) по русскому языку

Е) по русскому языку и географии

Б) по математике и физике

8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?

В) потому что мама уехала в командировку

Д) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись

Н) потому что она была сиротой

Вспоминают содержание рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

все подходят

Е

Р

М

О

Л

А

Е

В

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Наглядный

метод:

видео

 Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

7 мин.

Какие буквы правильных ответов получились?

- Взаимопроверка по ключу.

- Что интересного вы заметили, проверяя свой тест?

- Предположите, почему именно эта фамилия?

А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179: «Проговорился».

– Прочитайте тему урока.– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы сможем поразмышлять…

-Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева

ЕРМОЛАЕВ

Фамилия Ермолаев

- Это фамилия автора, с чьим произведением мы будем работать на сегодняшнем уроке.

• Мы познакомимся с рассказом «Проговорился»

• Мы узнаем, кто проговорился.

• Мы сможем поразмышлять о поведении девочки

Узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный

метод:

презентация

Практический

метод: чтение

17

мин.

 –Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? Когда так говорят: «проговорился»?- откройте учебник на странице 180

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?

-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно.

– Прочитайте скороговоркой 3 раза.

• Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Словарная работа. Для чего мы проводим её?

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

2. Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети.

– Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился?

1. О чем проговорился попугай?

2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

4. А можно назвать Иру доброй?

Физкультминутка

О том, что кто-то выдаст чью-то тайну или расскажет о чём-нибудь.

О девочке и попугае

Рассказы детей

Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию. Существует 316 видов попугаев. 27 видов попугаев занесены в Красную книгу.

-Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Читают скороговорку

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст

 Работают с толковым словарем.

Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости

Потому что Ирочка невоспитанная девочка

Нет.

нет

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

6

мин.

1.Работа в группах (по цветам).

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? Ответить устно.

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

 1. Как ребята догадались о непослушании Иры?

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная

 Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

Работа в парах.

-Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу.

-Что же такое юмор?

-Какова же проблема у Иры?

Работают в группах

Улыбалась, ожидала похвалы одноклассников

Попугай повторял её грубые слова

Дают характеристику девочке

Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки.

Взъерошился, покосился, отвернулся.

Юмористический, поучительный

Юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением. Невоспитанность, грубость, хвастовство.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

метод:

выполнение

заданий

2 мин.

-Придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно.

(проверка задания, взаимооценка)

Ребята придумывают благополучное продолжение

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

2

мин.

- Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил?

-Какой совет автора можно прочитать между строк?

Учитель обращает внимание на плакат с надписью «Вежливым человек должен быть всегда».

- Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем?

Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».

Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.

Дети делятся впечатлениями об уроке: после урока мне захотелось…, нацеливают себя и друг друга: «Давайте будем вежливы»

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

3мин.

Оцените свою работу на уроке с помощью веера-светофора: отлично – зеленый свет, хорошо – жёлтый, удовлетворительно – красный.

- Оцените свое отношение к уроку.

Оценивают свою деятельность на уроке

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...