Литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Безенкова Евгения Алексеевна

Тема урока: «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»».

 

Цели деятельности учителя:

  • ознакомление учащихся с автором Л.Кассилем:
  • ознакомление учащихся  с произведением Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой:

 

Планируемые  результаты

 

Предметные:

  • знать содержание рассказа Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой:
  • уметь анализировать произведение.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Отметки Риммы Лебедевой87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 30 .04.2019

ФИО Учителя: Оглобличева Л.Н.

Школа: МОУ «Богдановская школа»

ФИО Методиста: Солопова Т.В.

Класс: 3 «А»

ФИО Студента: Безенкова Е.А.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»».

Цели деятельности учителя:

  • ознакомление учащихся с автором Л.Кассилем:
  • ознакомление учащихся  с произведением Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой:

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать содержание рассказа Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой:
  • уметь анализировать произведение.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: 3 класс. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., презентация, материал для рефлексии.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приёмы

Хроно-метраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

слово учителя

1 мин

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

ПРИВЕТСТВУЮТ УЧИТЕЛЯ

 Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

слово учителя, беседа

Наглядный: презентация

2 мин

Ребята, напомните, чем вы занимались на прошлом уроке.

Хорошо.

Вчера вам было задано домашнее задание: принести какой-нибудь детский журнал и рассказать о нём.

Рассказывать вы будете по плану.

На рассказ не более 2 минут

Ребята, мы с вами знаем, что журнал Мурзилка был основан ещё в 1924 году.

Предположите, рассказы и стихотворения о чём в него вошли?

Правильно!

Мы знакомились с журналами «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

Представляют свои журналы по плану.

  • Название журнала
  • Номер журнала
  • Год выпуска журнала
  • Период выпуска журнала(как часто выходит)
  • Для кого предназначен
  • Особенности журнала.

О войне.

П: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнении

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Практический:

Работа с учебником

3 мин

Сегодня мы познакомимся с первым рассказом нового раздела.

Прочтите, как он называется.

Кто автор данного рассказа?

- Итак, тема нашего урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориенти-роваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией 
Л. А. Кассиля

 

«Отметки Риммы Лебедевой»

Л.Кассиль.

Мы познакомимся с творчеством Л.А. Кассиля.

Мы узнаем содержание рассказа.

Мы сможем поразмышлять над действиями  Риммы Лебедевой.

П: формулирование познавательной цели;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный:

Беседа, слово учителя

Наглядный: презентация

Практический:

Читают стихотворение, анализируют его

Словесный:

беседа

8 мин

Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок -

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы -

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес!

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

Итак, вы прослушали стихотворение.

О ком оно?

Подумайте, почему я именно его прочитала сегодня.

Верно.

Но перед тем как познакомиться с содержанием рассказа, скажите, вы знакомы с этим автором?

Слушайте информацию внимательно, после я задам вам несколько вопросов.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Л. А. КАССИЛЕ

Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.

Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.

В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.

В 1927  году  выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные  очерки «Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.

Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Что вы узнали об авторе?

Сейчас я предлагаю вам прослушать рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» в аудиохрестоматии.

Следите за текстом, отмечайте слова, которые вам непонятны.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Какие слова вам были непонятны?

Проводит словарную работу.

Попробуйте найти значение этих слов в толковом словаре.

Читают стихотворение

О маленьком мальчике – Пете, который остался одним из живых в селе Поповка. Стихотворение о войне.

Потому что рассказ Л.А. Кассиля тоже связан с войной.

Нет.

Слушают рассказ учителя

Высказывают своё мнение.

Да

Восхитительное, прекрасное, грустное.

Ответы детей

Это произведение учит тому, что не нужно погружаться полностью в свою беду, ведь она отнимает много полезного времени.

От автора. Римма, Маня, тетка, Анастасия Дмитриевна, Лейтенант.

Фронт, госпиталь, кисет.

Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.

К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Р: Саморегуляция: мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

5.

Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: составление плана

Наглядный: презентация

3мин

Организует повторное чтение и обсуждение содержания

– В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева?

– В какой класс она поступила?

– Что сказала учительнице тетка девочки?

– Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.

– Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.

– Куда часто ходили ребята?

– Что сшила Римма?

– Кому подарила Римма табачный кисет?

– Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой?

Прочитайте.

Читают по цепочке

Свердловск.

В третий класс.

Читают отрывок: «Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите…»

Находят отрывки

В госпиталь.

Табачный кисет.

Лейтенанту, лежавшему в палате № 8.

К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: составление рассказа 

Наглядный: презентация

20мин

 «Весеннее с

олнце» Андрей Семёнович Захаров (Ковр. поэт)

  Ты открой нам тайну малость,

  Где ты, солнышко скрывалось?

  Солнце чуточку стеснялось,

  И, конечно, улыбалось.

  И от ласковых лучей

  Ожил шустренький ручей.

  Возле лужи воробьи

  Чистят крылышки свои.

  Все сегодня солнцу рады!

  Только плач1. В какой город приехала Римма Лебедева с мамой?

А. Москва

Б. Красноярск

В. Свердловск

 

2. В каком классе предстояло учиться Римме?

А. в 4 классе

Б. во 2 классе

В. в 3 классе

 

3. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?

А. сожгли немцы 

Б. бомбили немцы 

В. захватили немцы

 

4. Назови имя учительницы.

А. Анастасия Дмитриевна

Б. Алёна Сергеевна

В. Арина Ивановна

 

5. Кто усадил Римму на своей парте, рядом с собой?

А. Инна Воробьёва

Б. Маня Петлина

В. Сергей Холодов

ет снег в овраге.

Свердловск

В 3 классе

Бомбили

Анастасия Дмитриевна

Маня Петлина

П: выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный:

беседа 

Домашнее задание

инструктаж

4 мин

 – Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем

заставляет задуматься?

Ответы детей: прочтение стихотворения, биография автора.

Узнали новое произведение.

Отметки Риммы Лебедевой, Л.А. Кассиль.

Да, чувство сопереживания.

П: выведение следствий

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

8.

Рефлексия деятельности

  Словесный:

беседа

1 мин

А. Предметная

- Понравился ли вам рассказ?

- Чему вас научил этот рассказ?

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

ОЦЕНКА СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

П: рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результативность деятельности;

Р: самооценка на основе критерия успешности;

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...