Урок внеклассного чтения "Приключения Буратино"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Курс «В мире книг»

Тема.  А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Слайд 1.

Форма: литературная игра по сказке.

Цели и задачи урока:

  1. познакомить с историей написания сказки;
  2. обобщить знания детей по произведению;
  3. формировать умение логично и аргументировано излагать свой мысли во время устного ответа;
  4. развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
  5. развивать устную речь, память, мышление любознательность, внимание;
  6. воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
  7. расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению;
  8. пробудить интерес к миру художественной литературы и жизни талантливых людей.

 

Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»,  конкурс рисунков к сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_moy_uroka_buratino.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «В мире книг»

Тема.  А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Слайд 1.

Форма: литературная игра по сказке.

Цели и задачи урока:

  1. познакомить с историей написания сказки;
  2. обобщить знания детей по произведению;
  3. формировать умение логично и аргументировано излагать свой мысли во время устного ответа;
  4. развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
  5. развивать устную речь, память, мышление любознательность, внимание;
  6. воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
  7. расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению;
  8. пробудить интерес к миру художественной литературы и жизни талантливых людей.

Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»,  конкурс рисунков к сказке.

Оборудование: книги А.Толстого, К.Коллоди; детские рисунки, мультимедийная презентация, костюмы к сценкам.

Ход урока.

1 Организационный момент

2 Постановка цели урока.

1. Отгадайте загадку:.

Далеко, на теплом море

Появился вдруг мальчишка –

Деревянный, с длинным носом,

Про него создали книжку.

В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал.

Черепахою Тортилой

Был подарен ключик сей,

И еще мальчишка встретил

Добрых, преданных друзей.

Хоть пришлось ему несладко –

Был повержен Карабас.

Как та книжка называлась?

Вы мне скажите сейчас? (Правильно, название этой книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

2. Кто автор этой книги? Слайд 2.

Сведения об авторе.   Слайд 3.

О жизни Алексея Николаевича Толстого вы можете узнать, рассмотрев эту схему.

портрет А. Н. Толстого

10 января1883 г. -

23 февраля 1945 г.

школа        книги

                              обложка

                                              книги

про Пиноккио

книги (обложки)

дети                 взрослые

- Что вы можете сказать по первой картинке?

- Как вы думаете, кто это? (А. Толстой)

- Что это за дата? (дата рождения)

- Какой вывод можно сделать? (Алексей Толстой родился в 1883 году)

- Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске Саратовской области.

- Рассмотрите следующую картинку.

- Что вы о ней можете сказать? (В школе любил читать книги.)

- Когда Алёша Толстой учился в школе, ему очень нравилась книга про Пиноккио, которую написал Карло Коллоди, это итальянский писатель. Эта сказка про деревянную куклу (деревянная кукла по-итальянски – буратино). Пиноккио и Буратино – сказочные персонажи очень похожие друг на друга. Но их приключения, которые начинаются очень похоже, совершенно разные и по-разному кончаются. Возьмите эти две книги, прочтите их и сравните. Я уверена, что вы получите большое удовольствие.  

- Какой вывод сделаете по второй картинке? (В школе Толстой любил читать книги, особенно про Пиноккио).

- Посмотрите на третью часть нашей схемы.

- Что вы здесь видите? (Много книг)

- А как они связаны с нашим автором? (Он их написал).

Алексей Николаевич стал знаменитым писателем. Он много писал как для детей, так и для взрослых.

- Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» остаётся одной из самых любимых у детей и взрослых. Разумеется, Алексей Николаевич Толстой писал не только сказки.  Взрослые его книги, такие как исторический роман «Пётр 1», фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» - вы прочтёте, когда станете взрослыми.

- Какой вывод можно сделать? (Алексей Толстой писал книги для детей и взрослых)

Слайд 4.

ТРТЛЛ

       ПЬР

    ДРМР

      МЛВН

 КРБС

       РТМН

3 Отгадать имя литературного героя.

Слайд 5-6.

(Тортилла, Пьеро, Дуремар, Мальвина, Карабас, Артемон)

4 “Кроссворд”.  Слайд 7.

Я знаю, ребята, что вы очень любите разгадывать кроссворды. Если все слова вы запишите правильно, то в клетках, выделенных красным цветом (по вертикали), вы сможете прочитать очень важное ключевое слово.

  1. Кому принадлежат эти слова: “Глаза-то слепые…Показалось – это собачонка на дереве”. (Базилио)
  2. Куда Мальвина велела Артемону отвести провинившегося Буратино? (чулан)
  3. Кто спасался бегством от полицейских собак верхом на зайце? (Пьеро)
  4. Где Буратино расстался с одним из золотых, подаренных ему Карабасом Барабасом? (харчевня)
  5. Верный пес Мальвины? (Артемон)
  6. Черепаха с золотым ключиком (Тортилла)
  7. Что было в руках у разбойника – кота Базилио, гнавшегося за Буратино? (нож)
  8. Куда отправился Буратино с азбукой, но так и не дошел (школа)

5 Викторина Слайд 8.

  1. Как зовут кота из сказки «Золотой ключик…»? (Базилио.)
  2. Как зовут лису из сказки «Золотой ключик…»? (Алиса.)
  3. Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина.)
  4. Кому принадлежит густая нечёсаная борода? (Карабасу Барабасу.)
  5. Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (Сольдо.)
  6. Сколько стоит входной билет в театр Карабаса Барабаса?  (4 сольдо.)
  7. Кто из героев «Золотого ключика…» сочинял песенки о несчастной любви? (Пьеро.)
  8. Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе по прозванию “Сизый нос”.)

  1. Во что папа Карло одел Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко зеленые штанишки, в туфли, из старого голенища, и шапочку-колпачок с кисточкой, сшитую из старого носка)
  2. Почему автор назвал своего главного героя– Буратино? (Деревянная кукла по-итальянски – “буратино”.)
  3. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения? (Мысли были у него маленькие-маленькие, коротенькие – коротенькие, пустяковые-пустяковые.)
  4. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения.)

  1. Что скрывается за потайной дверью? (Кукольный театр чудной красоты.)
  2. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)
  3. Кто из героев книги носил серебряные часы? (Пудель Артемон.)
  4. Кто дал Буратино мудрый совет в первый же день его жизни? (сверчок)

  1. К ее столбу прилипла борода Карабаса-Барабаса (Итальянская сосна)
  2. Кто вместе с Совой и Богомолом пытался лечить Буратино? (Жаба)
  3. Что Мальвина заставила принять Буратино (Касторка)
  4. Какую книгу купил папа Карло для Буратино? (Азбука)

  1. Кто такая Шушара? (Крыса)
  2. Под чьим именем Карабас-Барабас пытается арестовать шарманщика Карло? (Под именем Тарабарского короля)
  3. Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. (Продавец пиявок Дуремар.)
  4. Где находился Буратино, когда он узнал тайну золотого ключика? (В глиняном кувшине в харчевне Трех пескарей)

  1. Коварный, жестокий и бессердечный, ненавидит кукол, жадный и завистливый. (Карабас Барабас)
  2. Очень спокойная и рассудительная, аккуратная, строгая, с твердым характером, очень воспитанная. (Мальвина)
  3. Рот у нее всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать комаров и ночных бабочек. (Летучая мышь)
  4. Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматая доска. (Арлекин.)

6 «В стране сказочных героев».  Слайд 17.

А теперь вспомним всех персонажей сказки. Ваша задача заключается в том, чтобы по высказываниям героев угадать литературный персонаж.

- Неплохая вещь, можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола… (Джузеппе.)  

- Я грустный потому, что я хочу жениться. Потому что моя невеста от меня убежала… (Пьеро.)

- Дайте три корочки хлеба и к ним – вон того чудного зажаренного барашка, и ещё того гусёнка, да парочку голубей на вертеле, да, пожалуй, ещё печёночки… (Лиса Алиса.)

- Шесть штук самых жирных карасей и мелкой рыбы сырой на закуску. (Кот Базилио.)

- Эй, хозяин, дайте нам три корочки хлеба… (Буратино.)

- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны. (Мальвина.)

- Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться! Занесло тебя в Страну Дураков! (Черепаха Тортила.)

- Принесите-ка мне этого бездельника Буратино. Он сделан из сухого дерева, я его подкину в огонь, моё жаркое живо зажарится. (Карабас Барабас.)

-« Кого угодно со света сживёт чистотой». ( Буратино о Мальвине).

-«Пациент скорее мёртв, чем жив». (Доктор Сова).

7 «Угадай мелодию». Слайд 20.

(Играет аудиозапись с музыкой из кинофильма «Золотой ключик или приключения Буратино». Нужно угадать о каком герое эта песня. Каждый угадавший мелодию получает жетон.)  

8  «Мастерская папы Карло». Слайд 19.

(Каждой команде выдаётся разрезанная картинка собрать, как пазлы.)

- Представьте, что вы решили смастерить человечка, как папа Карло, и вам нужно его собрать.

9  «Отыщи знакомые имена».

(Каждому ряду выдаётся табличка «Сказочные герои».)

- В клетках таблички записаны имена героев сказки «Золой ключик…». Но буквы имён не всегда записаны в одной строчке. Попробуйте отыскать эти имена. Здесь их восемь. Какая команда будет первой? Пока команды работают, мы поиграем со зрителями.

м

а

л

ь

с

к

а

р

а

р

                         

м

а

л

ь

к

а

р

а

ъ

з

п

в

о

б

у

ь

б

а

в

б

у

б

а

л

м

п

и

н

а

р

ф

б

с

п

и

н

а

р

с

д

м

ь

е

р

т

а

ю

б

б

д

ь

е

р

а

б

б

у

в

я

я

о

ю

т

и

а

а

у

о

т

и

а

а

р

е

м

а

р

н

к

н

з

р

р

е

м

а

р

н

з

р

ц

ч

п

к

а

р

в

о

и

а

к

а

р

о

и

а

д

ж

у

й

з

л

о

ю

л

б

д

ж

у

л

о

л

б

м

е

з

е

п

п

е

л

и

а

з

е

п

п

е

и

а

а

р

т

е

м

о

н

б

о

с

а

р

т

е

м

о

н

о

с

10  «Породы собак».  Слайд 18.

Среди персонажей «Золотого ключика…» есть собаки трёх пород. Перед вами лежат листки, на которых написаны самые разные породы собак. Вычеркните, пожалуйста, лишние, оставив породы собак – персонажей «Золотого ключика…».  (Пудель, бульдог, доберман-пинчер)

Бассет-хаунд, такса, борзая, спаниель, овчарка, сеттер, такса, ротвейлер, боксёр, болонка, доберман-пинчер, кокер - спаниель, колли, пекинес, бультерьер, долматин, лайка, бульдог, кавказская овчарка, пудель, ньюфаунленд, пойнтер, ризеншнауцер

11  Подведение итогов игры.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке, подводит итог.

12 Заключение.

Вместе поем песню «Буратино!» из кинофильма «Приключение Буратино», слова Ю.Энтина, музыка А. Рыбникова.

Список литературы:

  1. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”.
  2. К. Коллоди “ Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”.
  3. Б. Галанов “Книжка про книжки”.
  4. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. , Барыкина Л.П. Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия 3й класс.Москва ВАКО 2005.
  5. Л.И. Гайдина, А. В. Кочергина Группа продленного дня: сценарии мероприятий, конспекты занятий. Москва ВАКО 2007.

 КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СЛОВА.
1 вопрос: «…брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома. За твою жизнь я не дам и сухой мухи». (Говорящий Сверчок).

2 вопрос: «Не доведёт тебя до добра это ученье». (лиса Алиса).

3 вопрос: «Десять тысяч чертей!» (Карабас Барабас).

4 вопрос: «Пациент скорее мёртв, чем жив». (Доктор Сова).

5 вопрос: « Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина).

6 вопрос: « Кого угодно со света сживёт чистотой». ( Буратино о Мальвине).

7 вопрос: «Теперь я займусь вашим воспитанием». (Мальвина).

8 вопрос: « Открой тайну, несчастный, открой тайну!» (Буратино).

9 вопрос: « Эй, ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких обижаете! Стыдно!» (папа Карло Карабасу- Барабасу).

ВОПРОСЫ ЧЕРЕПАХИ ТОРТИЛЫ.

1.Кто первым нашёл деревянное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Полено нашёл столяр Джузеппе по прозвищу «Сизый нос»).

2.какие мысли пришли в голову Буратино в первый день его рождения? («Мысли у него были маленькие - маленькие, коротенькие - коротенькие, пустяковые-пустяковые».)

3. Во что папа Карло одел Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зелёные штанишки, в туфли, сделанные из старого голенища, и в шапочку – колпачок с кисточкой, сшитую из старого носка).

4. Вспомните, где происходят описываемые в книге события? (В городке на берегу Средиземного моря).

5. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса- Барабаса? («Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника»).

6. Увидев Буратино на представление, все куклы узнали его. Они завизжали от восторга, обрадовались и запели песенку, которая называлась «Полька-птичка». Вот её начало:
«Птичка польку танцевала на лужайке в ранний час». Вспомните оставшиеся две строчки. ( «Нос налево, хвост направо - это полька «Карабас»).

7.Какоё учёное звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук).

8. Почему синьор Карабас-Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, как он собирался сначала, дал ему 5 золотых монет и отпустил домой? ( Буратино рассказал, что знает, где находится потайная дверь).

9. Вспомните, пожалуйста, где находится эта потайная дверца? (В каморке папы Карло, под холстом, на котором были нарисованы очаг и котелок.)

10. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превретить 5 золотых монет, подаренных Карабасом- Барабасом, в кучу денег? ( На волшебное Поле Чудес в Страну Дураков).

11. Какой способ превращения нескольких монет в «большую кучу денег» предложили два мошенника деревянному мальчику? ( «Выкопай ямку, скажи три раза «крекс, фекс, пекс». Положи золото, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько водой и иди спать. Наутро из ямки вырастет деревце, на котором вместо листьев будут висеть золотые монеты»).

12. Из чего состоял обед лисы Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне «Три пескаря»? (Три корочки хлеба, запечённый барашек, гусёнок, парочка голубей на вертеле, печёнка, шесть штук карасей и мелкая рыба на закуску).

13. Кто входил в медицинскую команду, которая лечила Буратино в домике Мальвины? (знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол).

14. К стволу какого дерева приклеилась борода Карабаса-Барабаса? (К итальянской сосне).

15.Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального карпа).

16. Куда спрятался Буратино в харчевне, чтобы узнать тайну золотого ключика? ( В большой глиняный кувшин).

17. Где Карабас-Барабас рассказал о тайне золотого ключика? ( В харчевне «Три пескаря»)

18. Что скрывалось за потайной дверцей? (Кукольный театр чудной красоты).

19. Кто входил в медицинскую команду, которая лечила Буратино в доме Мальвины.(Знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол.)

20. Какие 3 преступления по мнению дежурного бульдога совершил Буратино? 

(«Ты совершил три преступления, негодяй: ты - беспризорный, беспаспортный и безработный.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

Урок внеклассного чтения по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Итоговый урок внеклассного чтения  по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" в игровой форме....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

Урок внеклассного чтения во 2 классе "Викторина по сказке Золотой ключик или приключение Буратино"

У современных детей всё реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полез...

Технологическая карта урока: Внеклассное чтение. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 2 класс

Лексическая тема: А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»Цель урока учителя: работа с текстом.Задачи: совершенствование понимания прочитанного.Цель урока логопеда: развитие...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....