Конспект урока по литературному чтению,2 класс,тема "Федорино горе, К.И.Чуковский"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Орлова Екатерина Сергеевна

Разработка урока по литературному чтению,с подробными этапами урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Орлова Екатерина Сергеевна

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА УРОКА: К.И.Чуковский « Федорино горе»

ТИП УРОКА: урок «открытия» новых знаний

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить детей произведением К.И. Чуковского «Федорино горе».

ЗАДАЧИ УРОКА:

Личностные:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- формировать способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

- формировать нравственно-этические ориентиры.

Регулятивные:

- развивать способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- развивать способность контролировать процесс и результаты действий;

- принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Познавательные:

- формировать умение устанавливать аналогии;

- учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- совершенствовать все стороны навыка чтения; учить выборочному чтению.

Коммуникативные:

- содействовать строению понятных для товарищей высказываний;

- учить контролировать свои действия в классе;

- воспринимать различные точки зрения.

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ, КЛАСС: «Школа России», 2 класс

ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация; видеофильм, выставка книг К.И. Чуковского, компьютер, карточки с заданиями, картинки с изображением посуды, портрет К.И.Чуковского, выставка посуды

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут, Екатерина Сергеевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Хотя у меня есть предложение. Давайте проведём его вместе. Согласны?

Тогда сразу начинаем. На доске вы сейчас увидите строки. Первую строку читайте хором девочки, а вторую мальчики.

Ок – ок – ок начинается урок

Ок- ок- ок не ленись ты здесь дружок!

Ись- ись – ись всем скорее улыбнись,

(Улыбнитесь)

Ись – ись – ись и тихонечко садись!

(Садитесь.)

Вы меня очень порадовали, как здорово у нас получилась разминка. Я уверенна, что у нас с вами все получится!

А вы как думаете? Предлагаю ответить, прочитать хором ещё одну строку и жестом показать её конец.

Ак- ак- ак у нас будет все вот так!(показать)

Ребята, раз мы с вами договорились вместе вести урок, то и оценки давайте тоже ставить вместе. Предлагаю вам необычные оценки, на столах у вас лежат разноцветные чашки. Если вы будете считать, что отлично работали, то отложите к себе на край стола розовую чашку.

Если вы хорошо работали - отложите желтую чашку.

Если вы считаете, что надо стараться работать чуть лучше, отложите зеленую чашку. (запись)

Мы с вами только что читали чистоговорку, оцените, как у вас получилось.

Молодцы!

  1. Подготовка к восприятию художественного произведения (повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности, эмоциональный настрой).

2.1. Беседа об авторе, его произведениях и книгах, о жанре (если встречался ранее и актуален для данного урока), о художественных приемах (если встречались ранее и актуальны для данного урока).

Послушайте внимательно известные вам строки и вспомните, кто автор этих произведений:

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…. «Мойдодыр».

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными ….. (Грибами “Путаница”)

- Кто же автор этих строк? Правильно Корней Иванович Чуковский. (на доске открывается часть темы урока, и вывешивается портрет Чуковского)

- А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Читать стихи Чуковского, отвечать на вопросы..)

- Да сегодня мы продолжим знакомство с творчеством К. И. Чуковского. А также будем учиться давать оценку персонажам, отвечать на вопросы, учиться высказывать свое мнение.

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилась сказка "Федорино горе".

-Поднимите руку ребята, которые читали эту сказку.

                      2.2. Словарно-лексическая

Посмотрите, на доску. Когда некоторые из вас поднимали руки, сигнализируя мне о словах не совсем вам знакомых, я эти слова располагала на доске. Может быть, кто-то сможет объяснить их значение?

Первое слово:

Сито – решето с мелкой сеткой.

Корыто – большой продолговатый сосуд для стирки и других домашних надобностей.

Кадушка – небольшое ведро или бочка со стенками из деревянных дощечек, обтянутых обручами.

Прусаки – рыжие тараканы.

Я считаю, что мы провели чудесную работу! А теперь оцените себя.

  1. Прогнозирование содержания произведения (по заглавию, по имени автора, по иллюстрациям и, возможно, по опорным словам), беседа о прогнозируемой тематике чтения. Выявление проблемы и постановка цели урока, план действий

Как вы думаете, почему произведение называется Федорино горе?

(Что могут обоз Имя Федора – это старинное древнерусское имя, а горе – потому, что автор говорит о какой- то неудаче Федоры.начать эти слова?)

А теперь, молчуны отпустите свои губки, встаньте. Вы согласны с предположениями ребят?

Молодцы, ребята! Каждый из вас участвовал в беседе, оцените свою работу.

                          2.4. Эмоциональный настрой (музыкальный отрывок, «эмоциональный» вопрос)

Подробно узнать о горе Федоры я предлагаю вам, посетив театр.

- Скажите, а какие театры вам знакомы? В каких театрах бывали?

-У нас в Москве есть музыкальный, кукольный, драматический и другие театры

А сегодня я хочу пригласить вас в радиотеатр. Вы себе это представляете!?

-Как вы думаете, нам надо куда-то идти?

-Но вы будете необычными слушателями, вам нужно открыть учебник стр. 13 и следить по тексту.

3.        Работа над новым произведением (обогащение читательского опыта, открытие нового знания (опыта), т.е. открытие художественного мира нового произведения, его героев, знакомство с новыми художественными приемами).

3.1 Первичный синтез (знакомство с произведением (читает учитель или фонохрестоматия), проверка первичного восприятия, формулировка «гипотезы смысла» (первичной проблемы), определение путей поиска ее решения).

А ещё в конце чтения ответьте: Какое же горе произошло у Федоры?

Итак. Усаживаемся поудобнее, следим, поднимаем, когда нужно руку и внимательно слушаем радиопредставление.

(аудиосказка)

- Вам понравилось радиопредставление?

Какое же горе произошло у Федоры?

Физкультминутка

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу. бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Из окошка вышел стол

И пошел, пошел, пошел!

- А теперь попробуем разыграть этот отрывок! Повторяйте движения за мной.

3.2. Перечитывание произведения (читают дети) и его разноплановый анализ (текст/язык + образный мир (герои, события, предметы/вещи, время и пространство) + смысловой и эмоционально-чувственный план) с обязательным выборочным чтением для подтверждения своих высказываний.

Откройте стр. 13.

Давайте прочитаем эту сказку сами,по цепочке ,друг за другом. (Читают)

- С чего начинается сказка?

- Прочитайте.

(Посуда убегает от Федоры).

- Итак, сказка начинается с того, как посуда убегает от Федоры.

А почему посуда убежала от бабушки Федоры? Прочитаем в учебнике.

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник?

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

Прочитаем чем закончилась сказка.

- Чем закончилась сказка?

(Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки?

- Почему самовар называет героиню по отчеству «Федора Егоровна!»?

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась)

3.3. Вторичный синтез (обобщение по произведению, главная мысль).

- Как мы должны обращаться к людям, которые старше вас?

- Какая это сказка?

Почему?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Как вы думаете, зачем писатель написал эту сказку? Пригодится ли она вам в жизни?

(она учит внимательному отношению друг к другу.

Доброте. Порядку)

- А вы дома помогаете своим родителям следить за чистотой и порядком? Каким образом?

4.        Творческая работа по следам прочитанного произведения (включение новых знаний и опытов в систему имеющегося читательского и творческого опыта).

- Сейчас мы прочитаем отрывок из этой сказки по ролям, откройте страницу 16. У нас будет 6 героев: Федора, корыто, кочерга, блюдца, два кота, тарелка.

-С какой интонацией нужно читать слова Федоры? Корыта? Кочерги? Блюдца? Котов? Тарелки?

-Итак, давайте начнем.

На столах у вас лежат карточки, на них кроссворд, выполните его работая в паре со своим соседом.

Вопросы кроссворда:

Кто пытался вернуть посуду домой? (Коты.)

Из окошка вывалился…(стол)

За кофейником бежал…(чайник)

За лопатою «вдоль по улице пошла»…(метла)

Давайте проверим, как вы решили кроссворды. (Зачитываются вопросы, после ответов детей на доске появляются ответы)

Молодцы. У нас так всё хорошо получается. Оцените работу друг друга.

Какую чашечку вы дадите своему соседу?

- Ребята, скажите, а какой стала Федора? (аккуратной).

- Какой совет мы дадим Федоре?

Я думаю, что в нашем классе таких ребят таких ребят у нас нет, но если с вами случится что-то подобное обязательно вспомните сказку про Федору.

5.        Рефлексивное подведение итогов урока, д/з

- Сегодня мы урок ведём вместе. И предлагаю вам закончить предложения:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне хочется…

Сегодня я сумел…

Какие молодцы, и я хочу тоже поделиться с каждым чашкой, той которую, на мой взгляд, вы заработали за урок.

Положите все чашечки перед собой и подумайте, глядя на них в какую оценку они могут превратиться. Возьмите её, положите под чашечками, а я пройду и проверю.

Ребята, в течение урока вы заработали несколько чашек, я предлагаю вам сервировать праздничный стол Федоры, ведь теперь она стала аккуратной у неё всё в порядке и наверняка появится много друзей желающих с ней дружить. И ей уж точно пригодится наш сервиз. Выходите. Располагайте чашки вокруг самовара,

а я вам в этом помогу!

Все, кто расположил свои чашечки на доске, станьте, пожалуйста, полукругом.

Посмотрите, какой красивый сервиз у нас получился.

На следующем уроке я предлагаю вам поиграть в театр. Для этого я подготовила вам роли для инсценировки сказки и уже вы сами будете актерами, при выходе из класса вы получите свою роль, которую надо будет заучить. Ведь настоящие актёры говорят всё наизусть.

Ребята пришло время прощаться, мне

было приятно с вами работать. Спасибо за урок! Разбирайте роли. Вы свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

конспект урока по литературному чтению в 1 классе, К.И.Чуковский "Телефон"

Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: К.И.Чуковский  "Телефон" (ФГОС)...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"...

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. К.И. Чуковский "Путаница"

Конспект урока к учебнику " Литературное чтение" авт. Л.Ф. Климанова и др....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс ШР К.И. Чуковский "Федорино горе" (1 урок)

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса ШР по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (1 урок)....

Конспект урока по литературному чтению в 1Б классе на тему: «К.И.Чуковский «Телефон». Чтение стихотворного текста по памяти»

Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством К.И. Чуковского, его произведением «Телефон» в процессе изучения информации текстов учебника, беседы по презентации, а также рабо...