Технологическая карта к уроку литературного чтения "В снегу стояла елочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Липатова Елена Николаевна

     Урок сообщения новых знаний, первый урок в разделе «Здравствуй, праздник новогодний». В ходе урока  применяются разнообразные методы: словесный, наглядный, практический, видеометод, метод работы с книгой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения по теме
С. Михалков «В снегу стояла ёлочка».

Предмет

Литературное чтение

Образовательная программа

«Начальная школа XXI века»

Класс

2

Учитель

Липатова Е.Н.

Образовательное учреждение

МБОУ "Начальная школа №15" г. Нефтеюганск

Тип урока

Урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ.

Тема

С. Михалков « В снегу стояла ёлочка».

Цель

учить читать стихотворный текст, создать условия для осознания и осмысления нового материала

Задачи урока 

Образовательно-развивающие: 

- через анализ произведения и особенности главных героев учить выразительному чтению;

- развивать интерес  к чтению и расширять читательский опыт учащихся знакомством со стихами  современных поэтов;

- формирование способностей конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе  в паре и малых группах;

Воспитательные:

- воспитывать  у учащихся радость от процесса творчества;

 -воспитывать бережное отношение  к природе, чувства сострадания и сопереживания.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; сочувствовать, сопереживать,

высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ текста с выделением  существенных признаков находить ответы на вопросы в тексте,

иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: 

- договариваться  и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

Краткое описание работы с ресурсом

     Урок сообщения новых знаний, первый урок в разделе «Здравствуй, праздник новогодний». В ходе урока  применяются разнообразные методы: словесный, наглядный, практический, видеометод, метод работы с книгой.
   Целей урока добивалась через  применение следующих приемов

  • работу над пониманием текста начала еще до чтения: дети анализируют иллюстрации, соотносят содержание с заглавием произведения и раздела книги, предполагают, о чем будет текст, который им предстоит прочитать.
  • смысловое прогнозирование (угадывание следующих событий: что произошло с елочкой, когда она была без сознания)
  • использовала прием комментирования, анализа содержания произведения
  • проникновение в эмоциональную сферу  произведения путем выразительного чтения и активизации творческого воображения учащихся
  • использовала практические действия учащихся (моделирование обложки)
  • проводила работу по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности  (слушание, говорение, письмо)
  • обучение с помощью учебника и ИКТ.

Для обеспечения активной познавательной деятельности использовала сочетание фронтальной и индивидуальной работы, использовала парную форму работы (при проверке выразительного чтения)

 Оборудование

Учебники литературного чтения, компьютер, экран, проектор, презентация, карточки для работы в парах

        План урока.

С. Михалков « В снегу стояла ёлочка». 

I.  Организационная часть.

II. Актуализация опорных знаний.(таблица)

III. Работа над новым материалом.

  1. Первичное  восприятие.
  2. Беседа после первичного чтения.
  3.  Анализ произведения при повторном чтении.
  4.  Работа в группе.
  5. Работа над выразительностью чтения

IV. Итог урока. Рефлексия.

V. Информация о домашнем задании.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Подровнялись.
- Начинаем урок литературного чтения. Мне будет очень приятно услышать ваши правильные, грамотные ответы
(Садятся 1 ряд, еще тише 3 ряд, 2 ряд.)

- Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место.

Личностные: определение общих для всех правил поведения.

II . Актуализация опорных знаний 

- Вспомним предыдущие уроки. Изучением какого  раздела учебника мы занимались? Вспомните его название.

(2 слайд)
- Какие жанры вам встретились в разделе?

- Перечислите какие жанры в литературе бывают….. (на доске записывается)
- Какие сказки вы читали на последних уроках?
- Назовите авторов этих сказок .

- Сейчас проверим, произведения каких еще авторов вы изучили.  

Работа в парах:  на партах карточки: соедините отрывки произведений с фамилиями авторов  

После выполнения сигнализируем(ладошки вместе)

1. «Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой, извините!»

Н. Некрасов

2   «Вот моя деревня,

       Вот мой дом родной,

        Вот качусь я в санках

       По горе крутой»

С. Иванов

3.   «Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь дом заставили»

И. Суриков

4.  «В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.»

В. Даль

- Сравните свою работу с изображением на экране. (3 слайд)

- Поднимите руки пары, у которых нет ни единой ошибки,

- У кого одна ошибка?

-  Молодцы, я вижу вы внимательные читатели!

- А для чего нам важно знать авторов, названия их произведений?

 -«Снежок порхает, кружится»…

-сказки, стихи, рассказы

-сказки, стихи, рассказы, былины…

Ответы детей

Работа в парах

Сравнивают по доске, анализируют выполнение своей  работы

- Чтобы быть грамотным, а значит культурным человеком,

чтобы приятно и интересно было общаться с другими людьми, не стыдно было в библиотеке,  чтобы участвовать и побеждать в конкурсах

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: адекватно воспринимать  оценку учителя и товарищей.

Личностные: умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Коммуникативные: 

  -договариваться  и приходить к общему решению совместной деятельности;

 - формулировать собственное мнение и позицию.

 Целеполагание

- Какой праздник приближается?(Новый год)

- Чем примечателен этот праздник?

- А знаете ли вы, что раньше, на Руси Новый год отмечали 1 марта. И только Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел новый год отмечать с 1 января.  (4слайд)

- Много песен, стихов создано про этот праздник. Любовь Александровна Ефросинина, автор нашего учебника «Литературное чтение», поместила для нас замечательные и интересные произведения об этом празднике.

- Как нам узнать, куда, в какой раздел она их поместила?

-Откройте содержание учебника и прочитайте его название

 (5 слайд)

-Перечислите произведения, которые мы будем читать в этом разделе.

-Как вы думаете, с какого произведения мы начнём свою работу?

- Значит какая тема нашего урока? (6слайд)

- На какой странице это произведение?

-  Откройте учебник на нужную страницу.

- Можете ли вы по структуре текста определить его жанр?

- Автор этого стих-я   С.В.Михалков - красивый человек высокого роста, похожий на своего героя дядю Стёпу, добродушного, сильного, заботливого. За долгую литературную жизнь Михалков выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых. Стихи. Басни. Сказки. Песни. Пьесы для театра.  (7 слайд)

  -Учитывая, что это стихотворение, какие учебные задачи мы поставим перед собой?  (8слайд)

Физминутка.

На улице зима.Вспомним зимние забавы. вылепим снежную бабу: встали все .

  • Наклонились, ком скатали, вот такой большой, поставили.
  • Наклонились, ком скатали, вот такой ширины, на первый ком поставили
  • Наклонились, ком скатали, вот такой ужины, на самый верх, высоко поставили ( на цыпочки)

- Такого снеговика мы сегодня слепили! Молодцы! Садитесь на свои места

Ответы детей

- воспользоваться  содержанием

-«Здравствуй, праздник новогодний»

-( c первого …)

- С.Михайлов «В снегу стояла ёлочка»

- стихотворение, в рифму пишутся, строфами( четверостишиями)

- Познакомиться с содержанием стихотворения С.В.Михалкова.

- Научиться читать его выразительно

- Выполнить модель обложки

Выполняют физминутку

Коммуникативные -

оформление своих мыслей в устной  форме

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности

III. Работа над новым материалом.

   1.Первичное восприятие.

- Как вы думаете, о чём будет стихотворение?

-Как мы можем об этом узнать?

 - Прочитаем стихотворение и проверим все наши догадки.

 Вспомните, что значит читать выразительно?

 (9слайд)

Чтение стихотворения учителем

2.Беседа после первичного чтения.

-Итак, о чём читали?

-Где происходят события?

-Кто герои стихотворения?

-Сколько строф в стихотворении?  

- Какие средства выразительности  использует автор?
- Есть ли эпитеты в стихотворении? Вспомните, что такое эпитет?

- Присутствует ли олицетворение?

- Есть ли повторы?

   

3. Анализ произведения при повторном чтении.

 -Перечитаем стихотворение, чтобы выяснить, как автор говорит о своих героях и как к ним относится.

1 строфа. (читает…..)

- Как автор описывает елочку?
-Какие слова он использует, чтобы её изобразить?

-Почему Сергей Владимирович говорит именно  «зелёненькая чёлочка»?

-Какое ещё чувство он испытывает?  

- Полутораметровая, что это значит? Из математики..

-Как нужно читать эти  строки?   Поможет словарь настроений    (весело, радостно, удивлённо)

-Какую силу голоса выберем  ( будем читать громко)

2 и 3 строфа  (чтение учеником)

-О чём прочитали? Какое событие произошло в жизни ёлочки?( ее хотели  срубить)

-Почему ёлочке показалось, что лесник решил её срубить? Что подсказывает рисунок?

-Что же почувствовала ёлочка, когда это поняла?  

-Докажите, что это так  

- Что значит «Она была замечена,

     Была окружена…»   (её заметили, потому что она красивая, возле нее люди)

-А что же в это время случилось с ёлочкой? Почему стоит многоточие после слов окружена?

-Какие слова нам это подсказали?     (пришла в себя она – очнулась

-Какие чувства ёлочки хотел передать Сергей Владимирович?   (страх)

-Поэтому как их нужно читать?

-А как вы думаете, что случилось с ёлочкой, когда она была без сознания?  

-Дочитаем стихотворение до конца (4,5,6 строфы)

- Почему у ёлочки пропал страх?  

-Какие чувства появились вместо страха    

-Что её удивило? Прочитайте.    («фонарики стеклянные…)

 - Что ещё ее удивило?   ( «стоит в лесу она…»)

- Что значит «без сомнения»? (точно уверена)

-Кто же был спасителем «лесной красавицы»?

-Почему он это сделал?

-Что можете о нём сказать? Какой он?

-О чём самом главном хотел сказать автор?  

-Какие знаки препинания использует Сергей Владимирович в последней строфе  и для чего?  

-Как нужно читать эти строки?

-Какие выделить слова?  

-Значит, как мы будем читать эту часть?  

-О чём же это стихотворение?

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

  1. Работа в группе.

- Назовите правила работы в группе. Как будем работать?

- Выполним модель обложки этого произведения.

 - Вы выполнили модели. Прикрепляем к доске.

- Какие из них выполнены правильно, докажите.

- Покажите ваше отношение.  (+-)

-Сверьте свою работу со слайдом (10слайд)

  1. Работа над выразительностью чтения

- Я предлагаю вам работу над выразительностью провести в паре, учитывая  правила выразительного чтения. Назовите их .

- Где нужно соблюдать паузы?    (на знаках препинания

- Что такое логическое ударение ? ( то есть надо выделять самые главные слова)

- 1 строфу читает 1 вариант, 2 – 2 вариант, и так по очереди.

6.Работа в парах.

7. Послушаем выразительное  чтение  ребят. Удалось ли ……передать настроение?

- Слушаем ……Оценим.

- по заголовку - о природе

- по иллюстрации

Работа со слайдом – правила выразительного

Чтения

- Эпитет - худ. выраз. определение, выделяет в предмете нечто примечательное.

- олицетворение-  худ прием, когда автор оживляет неживое

- Автор называет ласково, она ему нравится

-удивление, так как елка здоровая- полутораметровая- большая, высокая

- Наступила зима, Новый год, елка увидела лесника - идёт с топором 

-Елка  испугалась, испытала страх, ужас, почувствовала опасность

- на рисунке у ёлочки испуганное лицо.

- Потому что  она потеряла сознание, ничего не помнит от страха

 - Нужно читать испуганно, тревожно, таинственно, тихо

-Сын лесника украсил ее.

-она поняла, что её не срубили

- удивление, недоумение

- нужно беречь природу

-  чтобы показать радость, удивление-?!

- несрубленная, целая, красива, крепка

-удивлённо, радостно, громко

- о бережном отношении к природе

-радость за елку

Вспоминают правила работы в группе - тихо, дружно,сплоченно, быстро.

выполняют модель обложки самостоятельно

Оценивание :верно ли написали фамилию автора, жанр, тему, название.

- учитывать силу голоса,тон , темп  - быстро или медленно, делать паузы,  выделять логическое ударение.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:
-
осуществлять анализ текста с выделением  существенных признаков находить ответы на вопросы в тексте,

иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: 

формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли  в устной  форме

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Какова была тема урока?

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Получилось ли  нам добиться поставленных целей?

- На что поэт в этом стихотворении хотел обратить наше внимание?

-А вы будете наряжать ёлочку? Какую? Что вы поняли из стихотворения?

- Я очень рада, что вы любите природу, бережно к ней относитесь. Думаю, что никогда не обидите сами и не дадите природу в обиду.

- Сюрпризный момент: Сегодня мы после уроков нарядим в классе свою елку, мешок с игрушками  у меня.

Рефлексия  

- Поднимите руку, кто доволен своей работой

-У кого возникли трудности?

-Какое задание больше понравилось?

-Чему нам еще надо поучиться?

VI. Информация о домашнем задании.

Читать стихотворение выразительно.

Ответы детей

Регулятивные:

умение контролировать свою деятельность по результатам; умение адекватно понимать оценку взрослого

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"

Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Конспект урока по литературному чтению "В снегу стояла елочка" С. Михалков 2 класс

Конспект урока по литературному чтению: С. Михалков "В снегу стояла елочка"...

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...