Урок литературного чтения "С. А. Есенин «Лебёдушка»
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения по программе «Школа России», 4 класс, авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по программе «Школа России», 4 класс, авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова
Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка». (слайд 1)
Вид урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.
Задачи урока:
- обучающие:
- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;
- развивающие:
- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, воспитывать любовь к природе, учить понимать и ценить её, учить детей сопереживать, сострадать
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.
Задачи: продолжить знакомство с произведениями С.А. Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;
Ход урока.
1.Организация учащихся. Мотивационный момент.
Ангелы
Я представлю вам ряд портретов.( С. Есенин, А.С.Пушкин, И.Шишкин.) (СЛАЙД №1)
-Чей портрет вы бы исключили и почему? (Портрет И.Шишкина, т.к. он художник, убирается портрет И. Шишкина)
-Что объединяет Есенина и Пушкина? (Поэты, писали стихи о природе)
-О ком из них было сказано, что он «певец родных русских просторов»? (о С.Есенине)
(убирается портрет А.С.Пушкина).
2. Введение в тему.
-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? (О творчестве С.А.Есенина)
-Давайте вспомним, что мы знаем о С.А.Есенине? (Ученики рассказывают)
- Значит с произведением какого поэта мы будем знакомиться на уроке?
- В каком жанре работал С.Есенин?
- Он писал стихи.
- Урок мне хотелось бы начать с отрывков известных стихотворений. Вы должны вспомнить название этого стихотворения и автора:
На пушистых ветках
Снежною каймою
Распустились кисти
Белой бахромою (Береза)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка (Воробышки)
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре (Черемуха)
- О чем они? Что объединяет эти стихи?
-Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека
Душа поэта – тонкая струна, И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
Дотронешься – и зазвучит она! В секреты слова красоты проникнуть.
- Прочитайте название стихотворения (Работа по учебнику)
- «Лебедушка»
-Предположите, о ком будет идти речь?
-Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
-Научиться выразительно читать стихотворения
- Понимать что поэт хотел до нас донести, какие чувства испытывал, когда писал стихотворение.
- Алина приготовила небольшой рассказ о жизни поэта. Послушаем ее.
С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь! Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.
Учитель:
Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
Пейзажная лирика - что такое, как вы думаете?
Пейзажная лирика – вид литературного произведения, где поэт воспевает картины природы.
4. Настрой на слушание стихотворения.
Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи (Фото на слайде).
В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.
5. Словарная работа. Слайд.
Багровые-тёмно-красные
Ватага – шумная толпа
Залив- часть водного пространства, вдавшаяся в сушу
Заводь – небольшой залив в реке с медленным течением
Дозорила –охраняла
Око - глаз
Расщелина - трещина в дереве, в камне
Схоронилися - спрятались, скрывались
6.Первоначальное чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями. Анализ произведения.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Что чувствовали, когда я читала это стихотворение?
- Что напоминает вам это произведение?
- Сказку.
- Я бы уточнила сказку-былину.
- А что такое былина?
- Это фольклорная эпическая песня.
-Что известно вам о былине?
- Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины…
- Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова…
- Окончание одной строки является началом другой…
- Встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие).
- Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.
- Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.
- Прочитаем 1,2,3 строфы.
- Что бы вы нарисовали? Какие картины природы рисует поэт?
(«Подымалась красна зорюшка», «Загорались сосны ярким пламенем», «Роса жемчужная, озеро серебряное», «Камыши перешептывались»).
Поэтический мир есенинской поэзии насыщен ( на доске)
метафорами,
сравнениями,
олицетворениями.
Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.
-Прочитаем с 4 по 11 строфы.
6. Беседа по содержанию стихотворения
-Куда повела своих детушек лебёдушка?
-Как вела себя лебёдушка на лугу?
-Какое слово использовал Есенин?
-Дозорила.
- Как настоящий солдат в дозоре охраняла, оглядывала округу, созывала детей при малейшей опасности.
-Какое качество проявляется здесь у лебёдушки?
-Заботливая.
- В какой момент вы почувствовали тревогу?
- Появление под облаками молодого орла.
-Знаете ли вы, что орлы видят добычу на земле с высоты 3 километров?
-Чем заканчивается стихотворение?
-Гибелью лебёдушки.
- Могла ли лебёдушка спастись?
- Да
-Почему она этого не сделала?
- Она любящая мать.
-Кем становится лебёдушка для орла?
-Добычей, жертвой.
-Она жертвует собой ради спасения «лебежатушек», идет на самопожертвование. Сама отвергает жизнь ради спасения своих деток.
-Как называется такое качество?
- Самоотверженность.
-Так какими же качествами наделил Есенин лебёдушку?
На доске появляются карточки со словами: заботливая, любящая мать, самоотверженная.
- Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?
-Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале
- тихая заводь - небольш. залив в реке с замедл. течением
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки
- трава шелковая - нежная
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро
- цветы лазоревые - светло-синий тон
- волны пряные - издающие запах
Слайд.
Где встречались с такими эпитетами?
- Сказках, в былинах.
Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.
Прочитаем 12,13,14 строфы
- Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?
Находят и читают цитаты из учебника
-Подберите синонимы к слову дозорила (охраняла).
Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
- Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.
Физкультминутка:
- Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 строфы)
- Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла. Что знаете об этих птицах?
Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.
-Замените слово «доблестный» синонимом.
-Отважный, храбрый, воинственный)
- Птица была отважной, смелой, храброй.
- Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)
- Как она себя вела? (23 строфа)
- Как защищала своих детей?
- Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы)
- Самым трагическим?
- Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?
- Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.
- Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.
- Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении?
- Образ мамы
- А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?
- Она их любит, дети – частичка ее самой.
- Как вы относитесь к Лебедушке?
-Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.
- Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.
7. Работа над цветописью и звукописью.
- Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.
Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.
Прочитайте отрывки, где есть зеленый цвет (5, 8, 28)
Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.
Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.
Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета (1, 3)
С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.
(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)
Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.
- Звуки в поэзии Есенина несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук<р>. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.
Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук <р>.
8. Работа над выразительностью чтения.
-Как я читала стихи?
-Нараспев.
- В каких жанрах встречались с таким чтением?
- В былинах.
Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.
- А сейчас поработаем над выразительностью чтения.
Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.
Звуковая разминка.
Скажи погромче слово гром,
Грохочет слово,
словно гром.
Скажи потише
«шесть мышат»,
И сразу мыши зашуршат
(1 и 2 строчки – громко, 3 и 4 –тихо)
Вернемся к стихотворению.
- 1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.
- 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.
- 15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.
- Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.
- 28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.
9. Творческая мастерская «Если бы я был волшебником».
- Не хочется заканчивать урок на такой грустной ноте.
- Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки?
10. Вывод по уроку.
- В чем же сила есенинской лирики и стихотворения «Лебедушка»? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?
- Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.
А что же мы? Что мы можем сделать?
-Не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)
- Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.
-Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям. Лебедушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, художников.
Слайд.
- Французский композитор Шарль - Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь».
Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро».
Великие балерины мира изобразили красоту птицы на сцене.
Послушаем музыку. (Показ слайда балета «Лебединое озеро»)
11. Рефлексия.
- Что дал вам этот урок? О чем заставил задуматься? Чему вы научились на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания.
Подведем итоги. Заполните, пожалуйста, карточки настроения.
12. Домашнее задание – выразительно читать стихотворение, в тетради по литературному чтению выполнить задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/28/picture-21417.jpg)
Урок литературного чтения. С.Есенин "Лебёдушка"
Это заключительный урок по произведению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".
Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/15/picture-648088-1439662455.jpg)
Открытый урок по литературному чтению С. Есенин. "Лебёдушка".
Представлен конспект урока поэтапно по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/14/picture-477964-1410638979.jpg)
Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"
Конспект урока по литературному чтению на тему С.Есенин "Лебедушка"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1304294-1611498598.jpg)
Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс
Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс...