Главные вкладки

    Урок литературного чтения "С. А. Есенин «Лебёдушка»
    учебно-методический материал по чтению (4 класс)

    Дёмина Наталья Геннадьевна

    Урок литературного чтения по программе «Школа России», 4 класс,  авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_esenina.docx30.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения по программе «Школа России», 4 класс,  авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова

    Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка». (слайд 1)

    Вид урока: изучение нового материала.

    Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

    Задачи урока:

    1. обучающие:

    - продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

    - работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;

    1. развивающие:

    - развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

    1. воспитательные:

    - воспитывать интерес к предмету, культуру общения, воспитывать любовь к природе, учить понимать и ценить её, учить детей сопереживать, сострадать


    Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению.

    Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

    Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

    Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

      Задачи: продолжить знакомство с произведениями С.А. Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;

    Ход урока.

    1.Организация учащихся. Мотивационный момент.

    Ангелы

    Я представлю вам ряд портретов.( С. Есенин, А.С.Пушкин, И.Шишкин.) (СЛАЙД №1)

    -Чей портрет вы бы исключили и почему? (Портрет И.Шишкина, т.к. он художник, убирается портрет И. Шишкина)

    -Что объединяет Есенина и Пушкина? (Поэты, писали стихи о природе)

    -О ком из них было сказано, что он «певец родных русских просторов»? (о С.Есенине)

    (убирается портрет А.С.Пушкина).

    2. Введение в тему.

    -Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? (О творчестве С.А.Есенина)

    -Давайте вспомним, что мы знаем о С.А.Есенине? (Ученики рассказывают)

    - Значит  с произведением какого поэта мы будем знакомиться на уроке?

    - В каком жанре работал С.Есенин?

    - Он писал стихи.

    - Урок мне хотелось бы начать с отрывков известных стихотворений. Вы должны вспомнить название этого стихотворения и автора:

                                                         На пушистых ветках

                                                Снежною каймою

                                                Распустились кисти

                                                Белой бахромою (Береза)

    Поет зима -  аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка (Воробышки)

                                                 Кругом роса медвяная

                                                Сползает по коре,

                                                 Под нею зелень пряная

                                                 Сияет в серебре (Черемуха)

          - О чем они? Что объединяет эти стихи?

     -Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека

    Душа поэта – тонкая струна,                                И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

    Дотронешься – и зазвучит она!                            В секреты слова красоты проникнуть.

    -  Прочитайте название стихотворения (Работа по учебнику)

    - «Лебедушка»

     -Предположите, о ком будет идти речь?

    -Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

    -Научиться выразительно читать стихотворения

    - Понимать что поэт хотел до нас донести, какие чувства испытывал, когда писал стихотворение.

    - Алина приготовила небольшой рассказ о жизни поэта. Послушаем ее.

       С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь! Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

       В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

       Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.

    Учитель:

    Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет,  березки улыбаются.  Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

    Пейзажная лирика - что такое, как  вы думаете?

    Пейзажная лирика – вид литературного произведения, где поэт воспевает картины природы.

    4. Настрой на слушание стихотворения.

       Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи         (Фото на слайде).

    В доме тихо, все уснули. Стол в горнице  накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

    5. Словарная работа. Слайд.

    Багровые-тёмно-красные

    Ватага – шумная толпа

    Залив- часть водного пространства, вдавшаяся в сушу

    Заводь – небольшой залив в реке с медленным течением

    Дозорила –охраняла

    Око - глаз

    Расщелина - трещина в дереве, в камне

    Схоронилися - спрятались, скрывались

    6.Первоначальное чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями. Анализ произведения.

    - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

     - Что чувствовали, когда я читала это стихотворение?

    - Что напоминает вам это произведение?

     - Сказку.

    - Я бы уточнила сказку-былину.

    - А что такое былина?

    - Это фольклорная эпическая песня.

    -Что известно вам о былине?

    - Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины…

    - Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова…

    - Окончание одной строки является началом другой…

    - Встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие).

    - Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

    - Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.

      - Прочитаем 1,2,3 строфы.

    - Что бы вы нарисовали?  Какие картины природы рисует поэт?

    («Подымалась красна зорюшка», «Загорались сосны ярким пламенем», «Роса жемчужная, озеро серебряное», «Камыши перешептывались»).

    Поэтический мир есенинской поэзии насыщен ( на доске)

    метафорами,

    сравнениями,

    олицетворениями.

     Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.

    -Прочитаем с 4 по 11 строфы.

    6. Беседа по содержанию стихотворения

    -Куда повела своих детушек лебёдушка?

    -Как вела себя лебёдушка на лугу?

    -Какое слово использовал Есенин?

    -Дозорила.

    - Как настоящий солдат в дозоре охраняла, оглядывала округу, созывала детей при малейшей опасности.

    -Какое качество проявляется здесь у лебёдушки?

     -Заботливая.

    - В какой момент вы почувствовали тревогу?

    - Появление под облаками молодого орла.

    -Знаете ли вы, что орлы видят добычу на земле с высоты 3 километров?

    -Чем заканчивается стихотворение?

    -Гибелью лебёдушки.

    - Могла ли лебёдушка спастись?

    - Да

    -Почему она этого не сделала?

    - Она любящая мать.

    -Кем становится лебёдушка для орла?

    -Добычей, жертвой.

    -Она  жертвует собой ради спасения «лебежатушек», идет на самопожертвование. Сама отвергает жизнь ради спасения своих деток.

    -Как называется такое качество?

    - Самоотверженность.

    -Так какими же качествами наделил Есенин лебёдушку?

    На доске появляются карточки со словами: заботливая, любящая мать, самоотверженная.

    - Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?

    -Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

    - гладь зеркальная     -     водная поверхность прозрачная, как в зеркале

    - тихая заводь            -      небольш. залив в реке с замедл. течением

    - молчаливый затон   -    длинный нетронутый залив реки

    - трава шелковая        -  нежная  

    - тихозвонные ручейки  - спокойно протекающие        

    - росинки серебристые  - роса прозрачная, под серебро

    - цветы лазоревые       -  светло-синий тон

    - волны пряные            - издающие запах      

    Слайд.

    Где встречались с такими эпитетами?

    - Сказках, в былинах.

    Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.

    Прочитаем 12,13,14 строфы

     - Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?

    Находят и читают цитаты из учебника

    -Подберите синонимы к слову дозорила (охраняла).

     Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении  автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

     - Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

    Физкультминутка:

    - Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 строфы)

          - Найдите отрывок,   где автор описывает внешность орла. Что знаете об этих птицах?

          Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.

      -Замените слово «доблестный» синонимом.

    -Отважный, храбрый, воинственный)

    - Птица была отважной, смелой, храброй.

    - Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)

    - Как она себя вела? (23 строфа)

    - Как защищала своих детей?

    - Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы)

    -  Самым трагическим?

     - Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?

    - Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.

    - Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

    - Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении?

    - Образ мамы

    - А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

    - Она их любит, дети – частичка ее самой.

    - Как вы относитесь к Лебедушке?

    -Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает  тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.

    - Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

    7. Работа над цветописью и звукописью.

     - Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

    Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

    Прочитайте отрывки, где есть зеленый цвет (5, 8, 28)

    Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.

    Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

    Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета (1, 3)

    С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.

    (Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)

    Лебедь погибает, но не  погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

       - Звуки в поэзии Есенина несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук<р>. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

    Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук <р>.

    8. Работа над выразительностью чтения.

    -Как я читала стихи?

    -Нараспев.

    - В каких жанрах встречались с таким чтением?

    - В былинах.

    Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.

    - А сейчас поработаем над выразительностью чтения.

    Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

    Звуковая разминка.

    Скажи погромче слово гром,

      Грохочет слово,  

       словно гром.                                                                                  

      Скажи потише  

     «шесть мышат»,

      И сразу мыши зашуршат                                                                              

     (1 и 2 строчки – громко, 3 и 4 –тихо)

    Вернемся к стихотворению.

    - 1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

    - 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

    - 15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

    - Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

    - 28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

    9. Творческая мастерская «Если бы я был волшебником».

    - Не хочется заканчивать урок на такой грустной ноте.

    - Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки?

    10. Вывод по уроку.

    - В чем же сила есенинской лирики и стихотворения «Лебедушка»? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?

    - Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы  все дети природы.

    А что же мы? Что мы можем сделать? 

    -Не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)

    - Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.

      -Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям. Лебедушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, художников.

    Слайд.

    - Французский композитор Шарль - Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь».

     Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро».

     Великие балерины мира изобразили красоту птицы на сцене.

     Послушаем музыку. (Показ слайда балета «Лебединое озеро»)

    11. Рефлексия.

    - Что дал вам этот урок? О чем заставил задуматься? Чему вы научились на уроке?

    - Довольны ли вы своей работой на уроке?

    - Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина  мы прониклись в мир милосердия, сострадания.

    Подведем итоги. Заполните, пожалуйста, карточки настроения.

     12. Домашнее задание – выразительно читать стихотворение, в тетради по литературному чтению выполнить задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. С.Есенин "Лебёдушка"

    Это заключительный урок по произведению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

    С.А. Есенин «Лебёдушка» (конспект урока с использованием ИКТ)

    Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Школа России» с использованием информационно-компьютерных технологий. На уроке использованы различные формы работы: фронтальная, групповая, парная. Обучающ...

    Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка"

    Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка"  4 класс УМК "Школа России"...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс...