Урок литературного чтения в 1 классе Ю.Дмитриев Медвежата
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кулешова Анастасия Алексеевна
Г. Снегирёв «Медвежата»»
Цели:
Познавательные: - ознакомление с рассказом Ю. Дмитриева «Медвежата», 
                                Г. Снегирёва  «Медвежата»;
                              - осознанное восприятие литературного произведения;
                              - формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного 
                                 и прослушанного произведения;
                             - построение рассуждений;
Регулятивные: - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходи-
                            мые действия, операции, действовать по плану;
                          - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые  
                             коррективы;
                          - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, 
                            искать их причины и пути преодоления.     
Коммуникативные: - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в 
                                     общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
                                  - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, 
                                     формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою  
                                    точку зрения;
                                 - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с 
                                    учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
                           -  желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать  
                              имеющиеся,
                           - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, 
                           - участвовать в творческом  процессе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx28.43 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf980.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:

«Ю. Дмитриев «Медвежата»,

Г. Снегирёв «Медвежата»»

Цели:

Познавательные: - ознакомление с рассказом Ю. Дмитриева «Медвежата»,

                                Г. Снегирёва  «Медвежата»;

                              - осознанное восприятие литературного произведения;

                              - формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного

                                 и прослушанного произведения;

                             - построение рассуждений;

Регулятивные: - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходи-

                            мые действия, операции, действовать по плану;

                          - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые  

                             коррективы;

                          - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,

                            искать их причины и пути преодоления.    

Коммуникативные: - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в

                                     общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

                                  - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

                                     формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою  

                                    точку зрения;

                                 - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с

                                    учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

                           -  желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать  

                              имеющиеся,

                           - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

                           - участвовать в творческом  процессе.

Оборудование: проектор, портреты писателей, конверты с разрезанным словом «медвежата», шаблоны для моделей обложки, карточки для определения настроения, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Определение настроения.

- Ребята покажите с помощью карточек, лежащих у вас на столах ваше настроение. Выберите карточку с соответствующим личиком.

(Один из учащихся определяет, можем ли мы начать урок, объясняет, почему он так решил: Настроение хорошее. Я думаю, на уроке оно поможет узнать что-то новое и полезное)

- Садитесь.

- Даём установку на урок  Глаза смотрят и всё видят

                                             Уши слушают и всё слышат

                                            Сначала думаю потом говорю.

                                           Помню что в классе я не один

                                           Умею слушать мнение других.

-Чему учимся на уроках чтения?(читать, рассуждать, говорить, слушать)

2. Мозговая  гимнастика.

-А чтобы у нас сегодня всё получилось, мы выполним по традиции мозговую гимнастику.

а) ленивые восьмёрки (одной рукой, другой рукой, обеими руками – в одну сторону, в разные стороны)

б) шапка размышлений

в) постановка дыхания, развитие четкости произношения.

- Чтобы перейти к речевой разминке, нужно вспомнить о постановке дыхания.

  (дети называют упражнения)

  1. Вдох носом, выдох носом.
  2. Вдох носом, выдох через рот;
  3. Вдох, задержка дыхания, выдох;
  4. Вдох, выдох по порциям.
  5. Медленный глубокий вдох – краткий глубокий выдох.

3. Речевая разминка

- А сейчас - упражнения на развитие четкого произношения

а) артикуляция (перед зеркалом)

  • Вдох, на выдохе произносим звуки а о у ы и э
  • произношении этих гласных по порядку - а, о, у, ы, и, э
  • произношение сочетаний гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, о-э, у-ы

б) скороговорка

Кукушка кукушонку купила капюшон.

- Прочитайте скороговорку.

- Произнесите хором:

-- медленно – быстрее – быстро;

-- тихо – громче – громко.

-Читайте скороговорку выделяя голосом подчёркнутое слово.

е) учимся читать трудные слова:

- Кто самый старательный, внимательный, тот сможет прочитать трудные слова. Одолеем их?

Ди-див-дивших-родивших-родившихся

Ве-веди-медведи-медведица

Ко-коль-несколь-несколько

Ше-роше-крошеч-крошечными

Ки-кило-полкило-полкилогра-полкилограмма

Ло-берло-берлога

Ты-отыс-отыска-отыскала

Ре-разгре-разгребать

Вьи-равьи-муравьи-муравьиные

Вей-мура-муравей-муравейник

- Кто догадался, почему именно эти слова мы учились произносить? (встретятся в новом произведении)

4. Вводная беседа.

- Вот я вас и приглашаю в очередное путешествие за новыми открытиями. А где мы будем искать их, вы узнаете, когда прослушаете…. (звучит запись голосов леса)

- Кто догадался? Где нас ждут открытия? (в природе.)

- А хотите узнать о ком конкретно пойдёт речь на уроке? Тогда вам следует открыть тайные послания. (мед-ве-жа-та) (каждая группа прочитывает получившееся слово)

- Что вы уже знаете о медвежатах?

- Подумайте, что бы вы хотели узнать об этих животных сегодня на уроке?

- Кто нам может помочь  в нашей работе?( В нашей работе нам будут помогать писатели и их произведения.)

- Посмотрите внимательно вокруг себя и назовите сегодняшних помощников (дети находят портреты Снегирёва и Дмитриева на сенсорных крестах)

5. Физминутка «дождь» (Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия выполняются в следующем порядке

  1. Трение ладоней (шум деревьев).
  2. Щелканье пальцами (первые капельки).
  3. Хлопанье руками по бедрам (дождь по крьппе).
  4. Хлопанье по бедрам, топая ногами (гром и град).
  5. Хлопанье руками по бедрам
  6. Щелканье пальцами.
  7. Трение ладоней.
  8. Солнышко выглянуло (руки к голове).

6. Планирование предстоящей деятельности.

- Чтобы наши открытия были более продуктивнее, вспомним в какой последовательности мы знакомимся с новым произведением?

  • Знакомство с авторами произведений;
  • Знакомство с произведением;

-На уроках мы с вами решили, что книга нам будет более интересна, если мы будем знать, кто её написал. (несколько учеников рассказывают биографию авторов)

Дмитриев.

  1. Юрий Дмитриев родился в 1925 году в городе Москве, в семье врача. Его юность прервана войной. Он пытался попасть на фронт, прибавив себе возраст. После войны работал в газете и одновременно окончил Московский университет.
  2. Вот Дмитриев становится учителем. Его любят ученики, ценят товарищи. Но все же что- то его манило. Самым любимым занятием с детства было хождение в лес, в рощу.
  3. Его привлекали рыбы, птицы, собаки, различные зверюшки. Он всегда подбирал раненых, беспомощных, больных, голодных и выхаживал их.

Снегирёв

  1. Геннадий Снегирев - родился в Москве.  Отец его погиб на войне, мама работала библиотекарем. Мальчик с детства узнал, что такое нужда и голод. После начальной школы учился в ремесленном училище.
  2. В тринадцать лет будущий писатель начал работать - лечил рыб, делал раскопки на Чудском озере, изучал рыбьи кости и чешую. Снегирев  занимался боксом (мальчишкам надо уметь постоять за себя), и хотя был худым, небольшого роста, стал чемпионом Москвы.
  3. Снегирев часто бывал в научных  экспедициях. Делом жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам. Книг было много - рассказы, повести, очерки. В этих книгах -  удивления и восхищения увиденным в многочисленных путешествиях...

  1. Первичное восприятие

- С произведениями будем знакомиться по группам. Сегодня я доверяю чтение первый раз произведения … (называю детей, которые готовили чтение)

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

     8. Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

-Что лично для вас стало открытием?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

-А зачем людям важно знать об этом?

- Обсудите в группах – о чём нам рассказал автор?

- Итак, о чём рассказал Дмитриев? … Снегирёв?

(1- о том, что медвежата рождаются зимой маленькие, а весной с медведицей в лесу ходят уже большие медвежата;

2 – о том, как медвежата первый раз вылезли из берлоги и как их мама-медведица учила искать корм в лесу)

9. Повторное чтение

- Вам интересно узнать содержание произведения, которое читала эта группа? А вам?

- Но прежде давайте проверим вашу эрудицию: задайте друг другу вопросы

1. мы прочитали произведение и узнали, что медвежата рождаются крошечными у большой мамы-медведицы. Как вы думаете – почему?

(Вот как написал об этом Ю. Дмитриев: а это потому, что мама зимой ничего не ест и молока у неё мало. Если бы медвежонок был большим, ему надо было бы много еды, то есть молока)

2. а мы узнали, что медвежата учились разгребать муравьиные кучи. Предположите – зачем и как они это делали? (а в тексте так сказано: запустят в муравейник лапу, слижут муравьёв и снова запустят)

- чтение текстов цепочкой.

-Как вы думаете, можно ли считать рассказ Снегирёва продолжением рассказа Дмитриева?

10. Моделирование обложки

- моделирование обложки: у каждой группы заготовки для модели обложки, дети выбирают нужное и приклеивают на лист, работу помещают на доску.

- Что объединяет эти произведения?

-Чем они отличаются?

11. Итог.

- Какое открытие сегодня на уроке вы для себя сделали?
- Какие трудности возникали?
- Что особенно запомнилось, понравилось на занятии?


12. Рефлексия

- Я хотела бы, чтобы вы оценили свои успехи на уроке. Подойдите к любому колокольчику (они висят на сенсорных крестах):

  • Если получилось отлично – к красному;
  • Если получилось хорошо – к зелёному;
  • Не все задания выполнял, как хотелось – к оранжевому;
  • Получилось совсем не так, как хотелось – к синему.

- Обоснуйте свой выбор.

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...