Главные вкладки

    Урок чтения в 4 класс А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
    план-конспект урока по чтению (4 класс)

    Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления           характеристики и выявления  мотивов  поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках

                     Развивать память, речь, внимание;

                      Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_chteniya_v_4_klass.docx39.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок чтения в 4 класс

     

    Тема : А.С. Пушкин  «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

                        (продолжение).

    Цель:      Учить анализировать произведения.

    Задачи: 1) Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления           характеристики и выявления  мотивов  поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках

                     2) Развивать память, речь, внимание;

                     3) Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми.

    Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, словари

                             Ход урока:

    Актуализация знаний

    - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

    -Что мы можем узнать из названия?(в сказке герои царевна и семь богатырей)

    -А кто такой богатырь? (ответы детей)

    Мы получили неоднозначные ответы.

     Как мы можем узнать ответ на вопрос? ( спросить у взрослых, узнать из словаря, посмотреть в интернете, СВОЁ МНЕНИЕ)

    Работа в группах.

    1группа- узнаёт у взрослых

    2 группа-читает в словаре Ожегова

    3 группа- СВОЁ МНЕНИЕ

    Проверка всех трёх определений.

    -Докажите, что это произведение действительно сказка

    Работа в группах

    1. зачин
    2. волшебные предметы
    3. сказочные слова и выражения
    4. троекратный повтор
    5. борьба добра и зла
    6. добро побеждает зло
    7. концовка

    Группы представляют своё исследование.

    - Как вы думаете, кто в этой сказке  главный герой? (царевна)

    - Есть ли еще герои в сказке?

      (королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер)

    ( помещаю на доске слова- надписи).

    - А на какие группы можно разделить всех этих героев?

    (Дети высказывают свои предположения)

    Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники) Есть ли в сказке ещё один герой? К какой группе вы его отнесёте и почему?

    Дети работают в парах

    Проверяем работу.

     

    Создание проблемной ситуации

     

     

    - Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?

     ( вокруг нее разворачиваются все события)

                         Дети высказывают свои предложения.

    Проблемный вопрос!!!!

    - А  почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну? 

    ( вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)

    4.  Постановка учебной задачи

    - Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

      Какова цель урока? (выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну)

    Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора

    5.. Поиск решения

    2. Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ

    1. У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? ( черты характера)
    2.  попробуйте разделить их на 2 столбика

     Добрая Злобная      Кроткая       Завистливая Ласковая    Жадная Нежная    

    Равнодушная      Верный Преданный Любящий Бессердечная

          - Как разделили эти слова? И почему именно так?

     (  ответ: это черты характера – положительные и отрицательные)

    - Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?

       ( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки)

    1. Характеристика героев

    1)-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням ПО    ВАРИАНТАМ

    Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица»

              ( проверяем)

    РАЗМИНКА (физминутка)

    2)-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев

    (выборочное чтение)

    Царевна –

    а) белолица, черноброва… (стр. 74)

    б) речь   (стр. 76)

    в) любящая  (стр. 80). Почему отказала?

    г) как она разговаривала с нищей Черницей?  (стр. 82)

    д) как к ней относится автор?

    е) а как вы относитесь к ней?

    Царица –

    а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)

    б) завистливая (стр. 76)

    в) злобная  (стр. 75)

    г) как к ней относится автор? (ответ: она умирает от злобы и ненависти)

    д) а как вы к ней относитесь?

       - Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а также, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.

    6. Выражение решения

    3.Работа со схемой

             Семеро                                                      

                                              Любит как братьев, уважает

               Тоже                                                         Не перечит

            Елисей              Любит              Царевна                            Царица

                              Любит                            уважает                        Завидует, ненавидит

                                             Жалеет  Чернавка

    1. Реализация продукта

    Вывод: Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.

    - А царевна, что всем окружающим дарит?  (ответ: добро)

    - Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (ответ)

    -Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть - один из главных пороков.

    Итог урока:

    - Какова же главная мысль этого произведения?

    Старайся  делать  людям добро.  Зависть  и злоба сами себя наказывают.

    Есть такая пословица: « Как аукнется, так и откликнется».

    Рефлексия

    Оцени себя:

    На уроке я

    • Работал в группе
    • Работал в парах
    • Отвечал на вопросы
    • Работал с учебником
    • Составлял синквейн

    Журнал.

    • -Поставь отметки на оценочной шкале.
    • Оцени, насколько тебе понравился урок
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    • Насколько трудны для тебя были задачи урока
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    • Оцени своё усердие в решение этих задач
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    • Насколько сплоченно работала твоя группа
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

      Домашнее задание.

    • Выучить наизусть   обращение Елисея к  солнцу, месяцу и ветру.

    Приложение

    ЗАДАНИЕ 1

    РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ:

     королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.

    Положительные

    Отрицательные

    нейтральные

    Герои-помощники

    ЗАДАНИЕ 2

    Добрая Злобная      Кроткая       Завистливая Ласковая    Жадная Нежная    

    Равнодушная      Верный Преданный Любящий Бессердечная


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

    Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" ....

    Поэтическая сказка А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

    Занимательный материал по литературе (3-4 классы)....

    Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.

    Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....