Н.Н. Носов. Фантазёры
методическая разработка по чтению (2 класс)

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока литературного чтения по произведению Н.Носова "Фантазёры". Разработка подойдёт для любой программы, а также для уроков внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: Н.Н. Носов. «Фантазёры»

  1. Цели урока:
  1. Учащиеся узнают о том, что такое «фантазия» и «враньё»
  2. Будут продолжать осваивать представления об авторском отношении и способах его выражения в тексте.
  3. Научатся отличать фантазию от вранья, смогут осознать роль фантазии в жизни человека.
  4. Будут осваивать умение находить подтверждение своим мыслям в тексте, соотносить название произведения с его идеей.
  5. Ученики смогут в конце урока аргументировано объяснить, в чём главное отличие таких понятий как «враньё» и «фантазия», как и почему автор относится к своим персонажам.
  1. Оборудование урока: портрет Н.Н. Носова, выставка книг, карточки с понятиями (враньё, фантазия и т.д., плакат с ребусом)

  1. Ход урока:

Этапы, учебные задачи и содержание урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

1. Организационный этап (1 мин).

-Проверьте готовность к уроку. Сегодня нас ожидает путешествие в интересный и загадочный мир.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

2. Этап подготовки к восприятию произведения (7 мин).

- Какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке?

-Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя. Сейчас я покажу вам предметы, а вы попробуете отгадать имя автора и названия его произведений.

Учитель демонстрирует телефон, шляпу, кастрюлю, штаны с заплаткой.

Как только учащиеся отгадывают произведение, учитель демонстрирует книгу.

-Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?

-Что вы знаете об этом человеке?

-Наверное, вам интересно будет узнать, что Н.Н.Носов не собирался писать рассказы для детей. Он работал в кино, был режиссёром фильмов и мультфильмов. Носов всегда очень хорошо изучал всё, что делал. Например, однажды ему нужно было снять фильм про танк. Но у водителя никак не получалось завести машину. Тогда Носов сел рядом с водителем, понаблюдал за ним, а потом указал на ошибку. Знаете, почему у него получилось? А до этого он снимал фильм про трактор, досконально изучил его устройство, а управление трактором и танком в чём -то похоже. Вот так знания в одном помогают освоить что-то другое. И продолжал бы Носов заниматься кино дальше. Но потом у него родился сын и Николай Николаевич стал придумывать для него и его друзей забавные истории. Эти истории детям очень нравились. Вот так Носов и стал писателем.

Разгадайте ребус:

-Как вы понимаете слово «фантазия», подберите синонимы.

-Где можно точно узнать значение слова?

-Один из вас сейчас выйдет к доске и найдёт в словаре С.И. Ожегова значение слова «фантазия».

-Выделим основные слова из этого определения.

(на доске появляется запись – «Фантазия - неправдоподобное, несбыточное»)

-Образуйте глагол от слова «фантазия»

-Как называют человека, который любит фантазировать? (на доске появляется ряд – «фантазия – фантазировать – фантазёр»)

-Как называются слова этого ряда?

-Докажите.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Н.Н. Носова «Фантазёры».

-Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?

-Юмор и фантазия.

Учащиеся отгадывают: «Телефон», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Заплатка» - автор Николай Николаевич Носов.

-Он улыбается, значит весёлый.

-У него добрые глаза.

-Писал смешные рассказы.

-Жил в 20 веке.

-Фантазия.

-Неправда, выдумка, небылица.

-В словаре.

Один ученик читает: «Фантазия – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное».

-Неправдоподобное, несбыточное.

-Фантазировать.

-Фантазёр.

-Однокоренные.

- У них одинаковый корень и близкое лексическое значение.

-Там будут что-то придумывать.

- Там будут фантазировать.

-…

3. Этап самостоятельного восприятия произведения(5 мин).

Учитель читает текст произведения.

Учащиеся слушают текст произведения.

4. Этап выявления особенностей восприятия (проверка восприятия) (2 мин)

-Понравился ли вам рассказ? Чем?

-Назовите главных героев рассказа.

(Слова «Мишутка» и «Стасик» появляются на доске)

-Какие герои ещё есть в этом произведении?

(Слова «Игорь» и «Ира» появляются на доске)

- Кто из героев вам понравился, чем?

- Кого было жалко в рассказе, почему?

-Были ли герои, которые не понравились, чем?

-Да, он интересный.

-Он весёлый.

-Было много смешного.

- Мишутка и Стасик.

-Игорь и Ира.

-Мишутка, Стасик – они весёлые, смешно придумывают.

- Иру, её несправедливо наказали.

-Игорь, он обманул родителей и из-за него наказали Иру.

5. Этап постановки учебной задачи (1 мин).

- Но ведь Стасик и Мишутка тоже говорили неправду, почему же они вызывают у вас симпатию?

- В чём же главное отличие неправды от фантазии? Разберёмся в этом, проанализировав рассказ.

-Они фантазировали, а Игорь врал.

6. Этап повторного восприятия и анализ текста (20 мин).

-Перечитаем рассказ по частям.

- Все ли слова вам были понятны?

-Как бы вы назвали занятие мальчиков?

-Докажите (с опорой на определение на доске).

-Найдите в тексте ситуации, которые придумывает Мишутка.

-Прочитайте, что придумывал Стасик.

-Кто, по-вашему, лучший сочинитель, почему?

-Можно ли определить, кто из вас прав?

-Как друзья сами называют свои фантазии, найдите в тексте.

- Посмотрим значение слова «враньё» в словаре.

-Выделим основные слова из этого определения.

(На доске появляется запись: «Враньё – ложь, неправда»)

- Образуйте глагол от слова «враньё».

(на доске появляется слово «врать»)

-Как называют человека, который врёт?

(на доске появляется слово «врун»)

- Прочитайте ряд слов, который получился.

-Сравните с предыдущим рядом. Кто же такие Стасик и Мишутка – вруны, как они сами себя называют, или фантазёры, как называем их мы?

- Почему?

- Лучше понять отличие фантазии от вранья нам поможет 2 часть.

- Какие слова и выражения были непонятны в этой части рассказа?

- Обратимся к словарю.

- Найдите в тексте реакцию Игоря на игру ребят.

- Зачем Игорь захотел с мальчиками играть, если посчитал это глупым занятием?

-С каким чувством Мишутка и Стасик ждали рассказа Игоря? Почему?

- Что смог придумать Игорь, прочитайте.

- Что можете сказать об истории Игоря?

- Как отреагировали мальчики на рассказ Игоря, докажите словами из текста.

-Как оправдал себя Игорь, прочитайте.

-Перечитайте, что же рассказал Игорь.

- Как ребята отнеслись к поступку Игоря, из каких слов это понятно?

-Часто ли мы употребляем в речи такое грубое слово как «брехун»?

-Почему автор использовал именно это слово?

- Можете ли вы сейчас сделать вывод о том, чем отличается фантазия от вранья?

- Дочитаем произведение до конца и попробуем понять, как автор относится к каждому герою.

-Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл?

-Какое у неё было настроение?

-Подтвердите текстом.

- Как мальчики утешили девочку? Как это их характеризует?

- Что предложила Ира? Как это её характеризует?

-Обратите внимание на имена героев, которые мы выписали в начале урока.

- Как будут звать  этих детей, когда они вырастут?

- Какое имя героя отличается от остальных, почему?

-Почему автор не назвал героя «Игорёк», как остальных?

Чтение 1 части текста до слов «…Я ведь не знал, что ты – во сне».

-…

-Фантазирование.

- Они придумывают неправдоподобные ситуации.

Дети перечитывают все ситуации, придуманные Мишуткой: мне 140 лет; был большой, а стал маленький; могу переплыть реку, океан; напала акула, откусила голову, другая голова выросла; раздавил автобус.

Ученики называют: мне 95 лет, был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту; мог море переплыть; раньше летать умел, потом разучился; крокодил съел, а потом выплюнул; на Луну летал.

- Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал.

- Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну.

-Нет, потому что каждому нравится своё.

-Враки, враньё.

Один ученик читает: «Враньё – лгать, говорить неправду»

-Ложь, неправда.

-Врать.

-Врун.

- Враньё – врать – врун.

- Они фантазёры.

(скорее всего, ученики пока не смогут обосновать свой ответ)

Чтение 2 части до слов «… Игорь встал и ушёл»

-«Брехун», «презрительно».

Один ученик находит слово и читает: «Брехун – враль, врун»

Другой ученик читает определение «Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения».

-« Вот врут-то! И вам не стыдно?», «Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»

-Хотел доказать, что фантазировать легко.

-«Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать». Обрадовались потому, что им было интересно услышать что-то новенькое и интересное.

Учащиеся перечитывают фрагмент от слов «Сейчас, - повторил Игорь…» до слов «…Ничего, как было, так и рассказал».

- Фантазии не получилось, т.к. это было на самом деле.

- Мальчики разочаровались – «А говорил – выдумывать мастер».

-«Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза».

Дети перечитывают рассказ Игоря.

-Они осудили Игоря, назвали его «брехуном» и отказались с ним дальше общаться.

-Нет.

-Автор осуждает поступок Игоря.

- Фантазия никому не приносит вреда, наоборот, развлекает, враньё наносит кому-либо вред.

Ученики читают 3 часть.

-Иру.

-Грустное.

-«Глаза у неё были заплаканные».

-Предложили ей отдать своё мороженое. Они хотели её порадовать, они чуткие и добрые.

-Разделить мороженое на 3 части. Она думает не только о себе, но и о других.

Дети перечитывают: Мишутка, Стасик, Ира, Игорь.

-Мишутка – Михаил, Стасик – Станислав, Ира – Ирина, Игорь – так и останется.

Игорь, т.к. оно не изменяется.

-Автору нравятся Мишутка и Стасик, он их называет ласково, по-дружески.

- Игоря не хочется называть ласково, он совершает плохие поступки и не признаёт их.

7. Этап обобщения (2 мин).

- Почитайте ещё раз основные понятия нашего урока.

- В чём главное отличие этих понятий?

- Как автор объясняет это читателям?

-Зачем человеку фантазировать?

«Фантазия», «враньё».

-фантазия помогает придумать забавные ситуации и истории о чём-то небывалом, несбыточном. Враньё – неправда, которая может кому-то навредить.

-Носов показывает ситуацию, в которой симпатии вызывают фантазёры и неприязнь вызывает врун.

- Сразу становится понятно, кто фантазирует, а кто врёт.

-Это делает жизнь интересной и разнообразной.

8. Этап объяснения домашнего задания (2 мин).

-Сегодня вы получаете задание по выбору:

1) сочинить собственную небылицу

2) рисунок одной из фантазий Мишутки или Стасика.

  1. Оформление доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Н. Носов "Фантазёры"

Открытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе  по системе Л. В. Занкова) Тема урока «Н. Носов «Фантазёры»...

Н. Н. Носов "Фантазёры"

Презентация урока внеклассного чтения во 2 классе....

Н. Н. Носов "Фантазёры"

Урок внеклассного чтения во 2 классе....

Конспект урока по внеклассному чтению на тему "Н.Н.Носов Фантазёры"

Данный конспект урока подробно рассматривает содержание рассказа "Фантазёры" Николая Носова, поведение и характер главных героев. Воспитывает интерес к литературным произведениям....

Н. Носов Фантазёры.

Весёлые рассказы о школьниках...

Урок литературного чтения на тему «Н. Носов «Фантазёры»

УМК «Школа России»Класс: 2Тема урока: Н. Носов «Фантазёры».Цель урока: познакомить учащихся с произведением Н.Носова «Фантазёры».Планируемые результаты образования: Предметные: формировать умение отыс...

Урок литературного чтения "Фантазии в литературе и жизни. Н.Носов "Фантазёры"

Урок литературного чтения, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...