Конспект по литературному чтению Х.К. Андерсен "Принцесса на горошине"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Рябова Юлия Сергеевна

Конспект по литературному чтению Х.К. Андерсен "Принцесса на горошине". 2 класс. Школа России

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Король на корону копейки копил, Да вместо короны корову купил. А этот король на корову копил, Да вместо коровы корону купил.

Слайд 4

Ханс Кристиан Андерсен

Слайд 8

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

Слайд 9

Принцесса – дочь короля и королевы. Тюфяки – мешки набитые сеном и служащие матрасом. Перина – мешок, набитый пухом или перьями. Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов. Гагачий пух – пух птицы гаги. Почивала – отдыхала, спала.



Предварительный просмотр:

- Сегодняшний урок мне хочется начать с замечательной пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Слышали вы когда-нибудь такую пословицу?

- Когда я только увидела эту пословицу, у меня сразу возник вопрос, а почему сказка – это ложь? (Потому, что в сказках очень много волшебства, того чего в реальной жизни существовать не может.)

– Вчера мы с вами читали сказку «Красная шапочка». Скажите, а в этой сказке имеются элементы волшебства?

– Какие, назовите их (Волк разговаривает, он съел бабушку, внучку, волк хитрый, злой.)

- Продолжим дальше разбираться с пословицей. «Сказка ложь, да в ней намек». Как вы понимаете слово НАМЕК?

- НАМЕК – слова или поступок, которые могут быть поняты только по догадке.

– Обратимся ко второй части пословицы. А что значит «добрым молодцам урок»?

- УРОК – то, что должны вынести для себя читатели. (Т. е. это то, что должны вынести для себя читатели. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод на будущее.)

– Какой урок мы должны вынести, прочитав сказку «Красная Шапочка»? (Не быть такой доверчивой, не доверять злым, разбираться в людях, видеть, кто перед тобой стоит.)

– Значит сказки это не просто увлекательное чтение, а чтение, наполненное скрытым содержанием.

- Сегодня мы совершим путешествие еще в одну сказку. Побываем в гостях в одной королевской семье, познакомимся с королём и королевой и их единственным сыном.

 - Но для начала проведем небольшую речевую разминку, чтобы подготовить себя к чтению. Так как мы отправимся сегодня в гости к королевской семье, я нашла для вас скороговорку про короля. Кстати, а кто такой король? (Король - государь, управляющий королевством).

Прочитайте скороговорку с разной интонацией: радостно, грустно. А теперь в разном темпе: сначала медленно, а потом быстро. А теперь читают только мальчики быстро, а теперь только девочки быстро. Отлично!

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

- А скажите для чего мы с вами проводим такие речевые разминки?

- Мы пока не знаем, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомимся. Интересно узнать? Но обычно, когда мы знакомимся с новыми произведениями, что нам нужно узнать? (Кто автор сказки). Обычно вы сами узнаете фамилии авторов, решая какие-то ребусы, разгадывая шифры. И сегодняшний день не станет исключением. Я вам предоставляю возможность самим узнать фамилию автора.

д е р н а е с н

3 4 5 2 1 7 6 8

- Автором сегодняшней сказки является Ганс Христиан Андерсен. Давайте узнаем о нем поподробнее.

- Ганс Христиан Андерсен родился в маленьком датском городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать - прачкой. День и ночь она стирала бельё городской знати, стоя по колено в холодной речной воде.  Семья жила бедно, но всё для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной  гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мать мечтала, чтобы её сын был портным, но Андерсен выбрал себе другой жизненный путь. Он мечтал стать актёром.

- В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель - старый кот по имени Карл. Но Карлстрадал крупным недостатком - он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку.  Но мальчик не сердился на старого кота. Он всё ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

- Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек с улицы. Весь день эти старушки бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, старушкам.

В 20 лет он решил, что главное в его жизни - поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. Прошло уже много лет, а мы с вами до сих пор обращаемся к произведениям этого замечательного сказочника.

- Кто, что запомнил об авторе?

Физминутка

Все, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Ребята, наверняка вы знакомы с некоторыми сказками Андерсена. Давайте я помогу вам их вспомнить. Я буду зачитывать вам небольшие подсказки, а вы определите, что же это за сказки.

«Всем известна крошечная прелестная девочка, выросшая из ячменного зёрнышка. Она такая милая и добрая, что её все любят» («Дюймовочка»).

«Волшебная история о некрасивой птичке, которая превратилась в прекрасного лебедя» («Гадкий утёнок»).

А следующую сказку попробуйте узнать по иллюстрации.

Про принцессу вам загадка:

Ей нужна была кроватка

С сотней новеньких матрасов.

Говорю вам без прикрас я.

Добрая, хорошая

Принцесса на...

- Сегодня мы познакомимся со сказкой Андерсена «Принцесса на горошине».

- Прежде чем мы приступим к чтению сказки, объясним значение непонятных слов.

Словарная работа.

Принцесса – дочь короля и королевы

Тюфяки – мешки набитые сеном и служащие матрасом.

Перина – мешок, набитый пухом или перьями.

Кунсткамера– музей, собрание редкостей, диковинных предметов. (Это первый музей в России, основанный Петром 1, куда собирались редкие предметы.)

Гагачий пух – пух птицы гаги.

Почивала – отдыхала, спала.

- Чтение сказки учителем. Делаем пометки, если встретятся непонятные слова.

- Понравилась вам сказка?

- Чтение по частям и ответы на вопросы.

– Почему принц долго не мог жениться?

– Что случилось однажды вечером?

- А зачем королева стала проверять принцессу?

– Как старая королева решила проверить настоящая принцесс пришла во дворец или нет?

– Что рассказала принцесса, проснувшись по утру?

–  Чем закончилась сказка?

Итог

- В чем заключается вымысел данной сказки? (Мы понимаем, что невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, т. е. это сказочный способ определения настоящей принцессы).

– Так чем принцесса отличается от простой девушки?

- Сегодняшний урок я начала с пословицы. Так какой же урок мы должны вынести из этой сказки? (Нельзя по внешнему виду определить сущность человека, стоя за воротами вся промокшая она мало походила на принцессу, но почувствовав горошину, доказала, что настоящая принцесса).

Видео.

Д/З. Пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Конспект урока литературного чтения Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» ( УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые резуль...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...