УРОК ЧТЕНИЯ по сказке «КОТ И ЛИСА»
план-конспект урока по чтению
«Сказки» и сегодня на уроке у нас встреча со сказкой «Кот и лиса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-12.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК
ЧТЕНИЯ
по сказке
«КОТ И ЛИСА»
Подготовила: Саркина Т.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№10»
г.Рузаевка
Тема урока: «Сказки» и сегодня на уроке у нас встреча со сказкой «Кот и лиса».
а) мы будем учиться читать правильно, выразительно;
б)говорить о поступках героев, и я уверена, что на этом уроке вы откроете для себя что-то новое.
ОБОРУДОВАНИЕ: деревенская изба, прялка, макет печи, волшебный клубочек, рисунки кота и лисы из сказок, портрет А.Н. Афанасьева и его сборник сказок.
ХОД УРОКА:
Сегодня, на встречу со сказкой нас поведет, нас поведет вот этот волшебный клубочек.
Но прежде мы проверим домашнее задание. Клубочек катиться к вам.
- Что было вам задано на дом?
(выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Вредный кот» по ролям и рисунки к этому стихотворению.)
ВРЕДНЫЙ КОТ
- Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу...» -
«Что, пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь...
«А, ты спишь?
Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»
Выставка рисунков.
- А теперь я хочу послушать ваше чтение стихотворения по ролям.
- Молодцы, вы очень хорошо читали. Оценки.
- Ну, а теперь мы приступаем к теме нашего урока. Какая у нас тема? (Сказки).
- А теперь — за сказкой.
Посмотрите, пред нами камень, а на нем что-то написано.
Прочитает.................................................................................
Прямо пойдешь -
В сказку попадешь.
Налево пойдешь - Направо пойдешь -
Быстро устанешь. Ничего не найдешь.
- Какую дорогу выбираем? (Пойдем прямо).
Эта прямая дорога нас зовет в деревню, где в каждой избе живет сказка. (макет деревенской избы).
Представьте себя в крестьянской избе и послушайте отрывок из стихотворения «Детство» И.З.Сурикова.
В уголке согнувшись
Лапти дед плетет.
Матушка за прялкой -
Молча лен прядет.
И очень часто долгими, длинными вечерами, за прялкой рассказывали сказки.
- Как вы думаете, почему сказку назвали русской народной?
У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором.
Сказка — это рассказ, не повесть, не стихотворение, которое мы читаем в книгах.
Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получится ряд слов, который раскроет нам его смысл.
- Подберите к слову сказка однокоренные слова.
(сказка — сказывать — рассказывать).
Сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном.
- Ребята, а какие бывают сказки? (три типа)
- Почему сказки называются волшебными?
- Назовите волшебную сказку, которую вы читали.
- Почему сказки называются бытовыми?
- Назовите бытовую сказку, которую вы читали.
- А еще вы называли сказки о животных. Какие это сказки?
- Какие сказки вы читали о животных? («Лиса и журавль»).
Вы мне сказали, что сказки сочиняет народ. Есть отдельные люди, которые слушают, записывают сказки. И один из них
Александр Николаевич Афанасьев (1826-1981 г.г.)
(портрет)
Родился он в Богучаре Воронежской губернии. Сначала пошел по стопам отца — судейского чиновника — и поступил на юридический факультет Московского университета. Увлекся историей и этнографией (наука, изучающая происхождение и обычаи разных народов).
После окончания университета Александр Николаевич служил в архиве Русского географического общества, редактировал журнал «Библиографические записки». Но главным трудом его жизни стало трехтомное собрание сказок. Сам Афанасьев не был собирателем сказок — лично им записанных произведений народного творчества в сборнике не более десятка. Он использовал материалы, уже собранные другими учеными. Например, писатель и лексикограф (ученый, изучающий словарный состав языка) В.И. Даль передал ему 150 сказок. Всего же их в сборнике около 640.
С 1885 года начало выходить первое издание афанасьевского собрания сказок, печаталось оно «выпусками» (небольшими книжками), к 1883 году к читателям пришло восемь выпусков. А второе издание в четырех томах (три тома сказок и том примечаний) вышло в свет уже после смерти составителя — в 1873 году.
Но прежде, чем приступить к работе с книгой, вы должны вспомнить и сказать правила пользования книгой.
Сейчас мы с вами будем читать сказку «Кот и лиса».
В ней много старинных слов. Давайте вместе с вами их прочитаем.
Бурмистр — староста, управляющий.
Шкодливый — безобразный.
Потчевать — угощать.
Дичинкой — дичь (птицы).
А теперь сели все правильно, красиво. Аккуратно открыли книги, взяли указочки, внимательно следите за чтением сказки. Я начну читать, а вы продолжите.
- Понравилась вам сказка?
- Какая это сказка? Почему?
- Какие герои живут в сказке?
А сейчас представьте, что волшебный клубочек у каждого из вас. Катись клубочек по страницам. Расскажи о встрече кота и лисицы.
Найдите в сказке то место, где лиса встречались с котом. Приготовьтесь к чтению по ролям. (Лиса, кот, автор).
- Ребята, лиса-то у нас добрая, - ангел. Действительно ли так?
(Лиса — льстивая, хитрая, корыстная, лжива).
Опишите характеры наших героев.
1 ряд — О КОТЕ
2 ряд — О ВОЛКЕ
3 ряд — О МЕДВЕДЕ.
Мы описали черты характера главных героев сказки. Вы хорошо справились с этой работой. Молодцы!
Сейчас пора нам отдохнуть. Как водилось у прабабушек — отдыхали и пели песни.
(РНП «В хороводе» песня — танец).
- Ребята, давайте сделаем так, чтобы герои сказки ожили. Сейчас мы перечитываем отрывок по ролям, где лиса встретилась с волком.
а) чтение по ролям.
Молодцы! Оценки.
- Ребята, посмотрите на доску, вы видите иллюстрацию к этой сказке. Найдите слова в сказке, которые соответствуют данной иллюстрации.
А сейчас для вас интересная игра «УГАДАЙ-КА».
Кот и лиса узнали, что мы читаем при них сказку и прислали свои портреты? (рисунки). Пусть ребята угадают и выберут, на каком рисунке изображены кот и лиса из этой сказки, которую сейчас прочитали.
- Почему?
Молодцы ребята! Очень хорошо, что вы запомнили сказку и дали правильный ответ.
Наш урок подходит к концу. Давайте вместе сделаем вывод.
- С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?
- Какую сказку читали?
- Кто составитель сборника сказок?
Молодцы! Хорошо и т. д.
Спасибо за урок. Оценки за урок.
ИТОГ УРОКА.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".
Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100" Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обманул».).
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100".Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обм...
Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.
1. Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...
Урок по литературному чтению на тему "Поэтическая сказка С. Козлова "Лисичка"
Урок по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ....
Сценарий пасхальной сказки в стихах "Лиса и Волк"
Этот материал будет полезен коллегам, которые участвуют в пасхальных праздниках или для руководителей театральных кружков....
Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"
Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...