Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения "Ещё мама" Батищева Н.С
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Батищева Нина Александровна

    Технологическая карта урока литературного чтения "Ещё мама"  Батищева Н.С

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Батищева Нина Александровна

    Учитель начальных классов

    МАОУ СОШ №17

    им. Эдуарда Есаяна

    Класс 3

    Тема: А. Платонов «Еще мама».

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Класс: 3 «В».

    Цели урока:

    Обучающая: учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.

    Развивающая: работать над развитием грамотной речи учащихся.

    Воспитательная: формировать представления о семье как части общества.

    Задачи:

    - познакомить учащихся с творчеством и жизнью А. Платонова;

    - развивать навыки осознанного, выразительного чтения;

    - формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

    Оборудование: учебник Школа России, мультимедийная презентация.

    Технологическая карта

    Этап урока

    Действия учителя

    Действия детей

    УУД

    1. Организационный этап.

    2. Речевая разминка

    3. Проверка домашнего задания

    4. Актуализация знаний. Введение в тему.

    5. Физкультминутка

    6. Работа по теме урока

    7. Рефлексия. Подведение уроков

    8. Домашнее задание

    - Здравствуйте, ребята. Станьте ровненько, подровняйтесь. Хочу Вам напомнить, что меня зовут Нина Александровна и с сегодняшнего дня, целый месяц уроки буду вести у вас я. Садитесь

     Литературное чтение – прекрасный урок,

    Много полезного в каждой из строк,

    Стих это будет, сказка, рассказ

    – Вы учите их – они учат вас!

    -Улыбнитесь друг другу. Подарите  мне, своему соседу по парте вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

    А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога)

    Зайку бросила хозяйка -

    Под дождем остался зайка.

    Со скамейки слезть не мог,

    Весь до ниточки промок

     -С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

    -О чём данное произведение?

    -Ребята, каким бы вы нарисовали цветок, о котором рассказал нам Платонов?

    -Почему именно так Платонов назвал своё произведение?

    -Откройте 136 страницу, вам был задан ещё 8 вопрос.

    -Итак, ребята, что же вы усвоили из данного произведения?

    Учитель читает стихотворение о маме:

    Маму любят все на свете,

    Мама первый друг.

    Любят мам не только дети,

    Любят все вокруг.

    Если что-нибудь случится,

    Если вдруг беда,

    Мамочка придет на помощь,

    Выручит всегда.

    Мама много сил, здоровья

    Отдает всем нам.

    Значит, правда, нет на свете

    Лучше наших мам.

    -А как вы относитесь к своим мамам?

    -А как вы помогаете своим мамам?

    -Ребята, может кто-нибудь догадался, с каким произведением сегодня на уроке мы будем знакомиться?

    -Как вы понимаете название? Что значит "ещё"? Разве может такое быть?

    -Ребята, давайте перед тем, как начать читать произведение, немножко отдохнём. Все встаём из-за своих парт и повторяем движения за мной.

    На зарядку солнышко поднимает нас.

    Поднимаем руки мы по команде «раз».

    А над нами весело шелестит листва.

    Опускаем руки мы по команде «два».

    Соберем в корзинки ягоды, грибы –

    Дружно наклоняемся по команде «три».

    На «четыре» и на «пять»

    Будем дружно мы скакать.

    Ну, а по команде «шесть»

    Всем за парты тихо сесть!

    -Перед тем как начать читать произведение, давайте разберем слова, которые будут вам не понятны. В тексте такие слова у нас выделены. Давайте их найдем.

    Ступай - шагать, идти.

    Оробел - испытывающий робость

    Гусак - гусь

    Рванулся -  резким движением устремиться куда-либо

    Оскалило - оскалив мелкие зубы, заговорил

    -А теперь давайте прочитаем мы с вами этот рассказ. (начинает учитель читать, продолжают учащиеся)

    - Понравился или не понравился рассказ? Чем?

    - Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

    -О ком это произведение?

    - На сколько частей можно разделить рассказ?

    - Назовите их:

    - Какое главное событие изображает писатель в рассказе?  

    - Как воспринимает школу Артём?

    - Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

    - Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери? 
    - О чем он просил мать перед уходом? 
    - Почему мама со всем соглашается? 
    - Какой наказ давала мать?


    - Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?
    - Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один?

    Почему они не вернулись?

    - Почему Артём не стал противиться?


    (Чтение эпизода) чтение по ролям. С какой интонацией будем читать?

    Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя. 

    - Сколько лиц участвует в данном диалоге?
    - Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения. 

    - Кого встречает Артём по дороге в школу? 
    - Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице. 
    - Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?  

    - Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице?

    - Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным?

    - С какой целью автор описывает путь от дома до школы? 

    Подберите прилагательные, чтобы описать характер Артёма? 

    - Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?

    -За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались?

    -Давайте подведём итог урока.

    -Какого автора сегодня мы продолжали изучать?

    -С каким произведение Платонова мы сегодня познакомились?

    -Ребята, у вас у каждого на парте лежит по две картинки с изображением пейзажа. Одна картинка проникнута грустным, печальным настроение. Другая- радостным, весёлым. Выберите пожалуйста ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

    -Ребята, я рада, что урок литературного чтения вам понравился и, что у вас сложилось хорошее, радостное настроение. Всем спасибо за урок.

    -Запишите домашнее задание.

    с.137, подготовить выразительное произведение рассказа "Ещё мама".

    Приветствие. Учащиеся проверяют, готовы ли к уроку. Садятся за парты.

    Читают стихотворение с разной интонацией.

     

    -Цветок на земле

    -Пересказывают произведение.

    (маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой, он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он собирает жёлтые цветы и относит их в аптеку, чтобы там сделали лекарство, которым будут лечить его отца, который на войне. В замен Афоне дают гребешок, полученный в награду гребешок дарит дедушке.)

    Ответы детей.

    -Легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, пройдя все невзгоды, растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в ней. Устами дедушки Тита писатель доносит до нас правду жизни, предлагает простой с виду рецепт счастья, который тем не менее нелегко воплотить в жизнь. Маленький Афоня, усвоив дедушкины слова о самом главном на свете, по-своему начинает делать шаги к собственному счастью. Он говорит: «Ты не бойся... не бойся!»

    -Выполняют

    -Ответы детей.

    -Хорошо, помогаем им.

    -Моем посуду, убираем.

    -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Андрея Платоновича Платонова "Ещё мама"

    Предположения детей.

    (Главный человек на земле - это мама. Мать всегда думает за своих детей, чтобы они были самыми счастливыми)

    Выполняют движения

    -Ступай, оробел,

    -Читают полностью произведение

    -Об Артеме

    На 4.

    План:

    1. Разговор с матерью
    2. Дорога в школу
    3. В школе
    4. Желание учиться

    Артём впервые пошёл в школу.

    Не хочет идти в школу.

    Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».

    Он любит её и считает, что мама без него заскучает.

    Чтобы она его обязательно дождалась.

    Она любит сына.

    Слушаться учительницу, она 
    будет тебе в школе мамой.

    Он не мог представить чужую женщину в роли матери.

    Им обоим хотелось вернуться домой.

    Они оба понимали, что надо идти учиться.

    Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.

    мама, Артём, автор.

    Любовь мальчика к матери.

    Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма.

    Он переживал за маму.

    Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным.

    Показать, какие испытания выпали на долю Артема?

    Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый

    Деты рассказывают.

    -Переживали за Артема.

    -На уроке мы продолжили изучать Андрея Платоновича Платонова

    -Мы познакомились с произведением Платонова "Ещё мама".

    Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

    Личностные УУД самоопределение к деятельности

     

    Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание

    Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли)

    Познавательные УУД

    (умение строить речевое высказывание)

    КоммуникативныеУУД (умение слушать, говорить)

    Познавательные УУД: смысловое чтение

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Познавательные УУД

    (умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации)

    Коммуникативные УУД

    (умение говорить, переработка информации на основе анализа)

    Познавательные УУД

    (умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации)

    Коммуникативные УУД

    (умение говорить, переработка информации на основе анализа)

    Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация

    Приложение 1

      Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.

    А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. Он жил в бедной семье и с 14 лет старший ребенок в этой семье пошел работать, чтобы помочь родителям. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

        Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.

      Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.

         Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”

    Он написал такие произведения как: Волшебное кольцо, Июльская гроза, Котлован, Никита, Песчаная учительница, Цветок на земле.

     Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...

    Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осоз...

    Технологическая карта урока литературного чтенияТема: А.П.Платонов «Ещё мама».

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама », дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.Пла...

    Технологическая карта урока литературного чтения "Еще мама"

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: А.П.Платонов «Ещё мама». Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё ма...

    Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача" Батищева Н.С

    Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача"  Батищева Н.С...

    Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые мама" Батищева Н.С

    Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые мама"  Батищева Н.С...