Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые мама" Батищева Н.С
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Батищева Нина Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые мама"  Батищева Н.С

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батищева Нина Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №17

им. Эдуарда Есаяна

Технологическая карта урока

Литературное чтение 3 класс  

Тема урока: М.М Зощенко « Золотые слова»

 Цель: ознакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; понимать особенности юмористических произведений;

выделять  эпизоды, которые вызывают смех; определять  отношение автора к событиям и героям.

 Какие слова автор назвал «золотыми»?

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Органиционный момент

Приветствие

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь на позитиве можно начать урок.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и  сверстниками

2.Актуализация опорных знаний

На доске записаны два слова: Этика, этикет.  

Учитель: Что общего у этих слов?

Учащиеся: Это однокоренные слова.

Учитель: Кто сможет дать объяснения эти словам?

/Уч-ся пытаются лексическое значение слов./

Учитель: У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля.  Давайте сверим наши предположения.

/Ученик находит слова и читает объяснение./

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

Учащиеся: Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек.

Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. Сейчас вы познакомитесь с небольшим рассказом В. Осеевой, который называется «Навестила» (Приложение 1). После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте.  

/У каждого на парте лежит текст. Дети читают жужжащим чтением./

Учитель: Муся – воспитанный человек?  

Учитель: Кого же можно назвать  воспитанным  человеком?

Учащиеся: Человек с хорошими манерами  не будет ставить  людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться.

3.Целеполагание

 - Какое произведение начинается так?

«Когда я был маленьким, я очень любил ужинать со взрослыми.» ( «Золотые слова»)

4.Совместная деятельность по достижению цели

-Кто автор этого произведения?

- Какова же цель нашего сегодняшнего урока? ( Разобрать содержание произведения, познакомиться с автором)

5.Первичное закрепление достигнутых целей

Презентация по М.Зощенко

Учитель:  Как мы уже говорили, М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе,  над которым  смеются тысячи читателей.

Учитель: Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

Учащиеся: Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»?

Учащиеся: Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.

Учитель: Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Учащиеся: У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и  он должен ими пользоваться.

Учитель: Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»?

/Учащиеся работают в группах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.

Зачитывают те пары,  кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами./

Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- А теперь проверим на сколько хорошо вы знаете произведение. ( слайды 11, 12, 13, 14,15)

  1. Каждому ученику предлагается тест (Приложение 2). Дети работают самостоятельно. Проверка. Ответы на вопросы,  является подготовкой для следующего этапа работы.
  2. На доске дается план в деформированном виде. Задание: восстановить правильно порядок событий. Ребята объединяются в группы по 4 человека, каждая группа получает задание (Приложение № 3).

Слайд № 13

  1. Работа в группах. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор. Задание даётся каждой группе (Приложение № 4).

Слайд № 14,15

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Дома вы подготовили рисунки.

-Какую работу можно с ними провести?

-Какова цель этой работы.

-Каждая группа найдите к двум рисункам слова из текста.

Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Учащиеся: Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.).

Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

Учитель: Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа?

Учитель: В чем она заключается?

Учащиеся: Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.

Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой  вывод вы сделали для себя?

Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

8.Рефлексия

-Мы весь урок много работали и подошло время оценки нашей работы.

-Заполните листы оценки вашей работы каждый самостоятельно и группа.

- Просигнализируйте цветом, с каким настроением прошел для вас урок ( слайд 16)

- Для чего автор написал этот рассказ? ( слайд 17)

Д/З: подготовить пересказ рассказа от чьего-то лица.

Приложение №1

                                                Рассказ «Навестила»

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

- Пойди и узнай, что с ней: может она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

- Ох, Валечка! – сказала Муся. – У тебя, наверно, флюс? Ах, какой флюс был у меня летом! И ты знаешь, мама была на работе …

- Моя мама тоже на работе, - сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье …

- Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье и горячую грелку …

- Да , да , грелка …Муся , у нас на кухне стоит чайник … Это не он

шумит?

- Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и побежала к окну.

- Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, надела галоши, просунула голову в дверь и крикнула:

- Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе!

Валя вздохнула, потрогала грелку и стала ждать маму.

- Ну что? Что она говорила? – спрашивали Мусю девочки.

- Да она ничего не говорила! – радостно сообщила Муся. – А помогает ей только грелка и полосканье!

                                                                                         Валентина Осеева

(Флюс – зубная болезнь, отёк десны.)

Вопросы.

  1. С каким чувством Муся выслушивала больную подругу? Как она относилась к её просьбам?
  2. Как чувствовала себя Валя во время посещения «подруги»?
  3. Как ты думаешь, что подумали подруги о Мусе и о своей больной подруге?

Приложение

Приложение №2

 

                                                           ТЕСТ

 

  1. Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?

А) вкусная еда,        Б) интересные рассказы,        В) кто как ест?

2. Как Леля вела себя за столом:

А) сидела тихо,        Б) тараторила без умолку,   В) хвалила еду?

3. Начальник рассказывал историю:

А) о пожарном,        Б) о враче,                             В) о свадьбе?

4. Лёлю и Миньку наказали на:

А) неделю,                Б) месяц,                               В) два месяца?

5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:

А) чавкать,                Б) разговаривать,                 В) есть руками?

6. Неприятная история произошла из – за:

А) булки с маслом,   Б) бутерброда с колбасой,  В) жареной курицы?

7. Масло упало:

А) на стол,  Б) в тарелку папиного начальника,   В) в стакан с чаем?

8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?

А) подпрыгнул на стуле,    Б) громко закричал,    В) убежал из комнаты?

9. В чём было главное «преступление» детей:

А) промолчали,

Б) нарочно кинули масло в стакан,  

В) убежали из комнаты?

10. Золотыми словами были те, что учили:

А) всегда слушаться взрослых,

Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,

В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?

Приложение №3

                     Восстановите правильный порядок событий

 

                                                  План:

          Помилование и папины условия.

          Папин совет или Золотые слова.

          Ужин со взрослыми.

          Плохое воспитание или История о пожарном.

          Наказание.

          Заключение или Золотые слова жизни.

          Главное преступление или случай с маслом в чае.

   

 

Приложение № 4

« … Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло)  то на меня, то на стакан с чаем.

        Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводит) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) с ножа и упало прямо в чай … »

         « … Она стала смяться  (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.

           Но она ещё больше (посмеялась, засмеялась) когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.

           Он мешал долго, так что всё масло  (растаяло, подтаяло) без остатка.  И чай стал похож на куриный бульон».                                                                                                                                                       

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...

Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...

Технологическая карта урока кубановедения "Кубанские умельцы" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Кубанские умельцы"...

Технологическая карта урока русского языка "Текст" Батищева Н.С

Технологическая карта урока русского языка "Текст" Батищева Н.С...

Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача" Батищева Н.С

Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача"  Батищева Н.С...

Технологическая карта урока литературного чтения "Ещё мама" Батищева Н.С

Технологическая карта урока литературного чтения "Ещё мама"  Батищева Н.С...