Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые мама" Батищева Н.С
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые мама" Батищева Н.С
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Батищева Нина Александровна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №17
им. Эдуарда Есаяна
Технологическая карта урока
Литературное чтение 3 класс
Тема урока: М.М Зощенко « Золотые слова»
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; понимать особенности юмористических произведений;
выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.
Какие слова автор назвал «золотыми»?
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Органиционный момент | Приветствие Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь на позитиве можно начать урок. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2.Актуализация опорных знаний | На доске записаны два слова: Этика, этикет. Учитель: Что общего у этих слов? Учащиеся: Это однокоренные слова. Учитель: Кто сможет дать объяснения эти словам? /Уч-ся пытаются лексическое значение слов./ Учитель: У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля. Давайте сверим наши предположения. /Ученик находит слова и читает объяснение./ Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? Учащиеся: Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек. Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. Сейчас вы познакомитесь с небольшим рассказом В. Осеевой, который называется «Навестила» (Приложение 1). После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте. /У каждого на парте лежит текст. Дети читают жужжащим чтением./ Учитель: Муся – воспитанный человек? Учитель: Кого же можно назвать воспитанным человеком? Учащиеся: Человек с хорошими манерами не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться. | |
3.Целеполагание | - Какое произведение начинается так? «Когда я был маленьким, я очень любил ужинать со взрослыми.» ( «Золотые слова») | |
4.Совместная деятельность по достижению цели | -Кто автор этого произведения? - Какова же цель нашего сегодняшнего урока? ( Разобрать содержание произведения, познакомиться с автором) | |
5.Первичное закрепление достигнутых целей | Презентация по М.Зощенко Учитель: Как мы уже говорили, М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Учитель: Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? Учащиеся: Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота. Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»? Учащиеся: Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные. Учитель: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»? Учащиеся: У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться. Учитель: Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»? /Учащиеся работают в группах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают. Зачитывают те пары, кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами./ Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. ФИЗМИНУТКА (для глаз) | |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - А теперь проверим на сколько хорошо вы знаете произведение. ( слайды 11, 12, 13, 14,15)
Слайд № 13
Слайд № 14,15 | |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение | - Дома вы подготовили рисунки. -Какую работу можно с ними провести? -Какова цель этой работы. -Каждая группа найдите к двум рисункам слова из текста. Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »? Учащиеся: Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.). Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой». Учитель: Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа? Учитель: В чем она заключается? Учащиеся: Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений. Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя? Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. | |
8.Рефлексия | -Мы весь урок много работали и подошло время оценки нашей работы. -Заполните листы оценки вашей работы каждый самостоятельно и группа. - Просигнализируйте цветом, с каким настроением прошел для вас урок ( слайд 16) - Для чего автор написал этот рассказ? ( слайд 17) Д/З: подготовить пересказ рассказа от чьего-то лица. |
Приложение №1
Рассказ «Навестила»
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
- Пойди и узнай, что с ней: может она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
- Ох, Валечка! – сказала Муся. – У тебя, наверно, флюс? Ах, какой флюс был у меня летом! И ты знаешь, мама была на работе …
- Моя мама тоже на работе, - сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье …
- Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье и горячую грелку …
- Да , да , грелка …Муся , у нас на кухне стоит чайник … Это не он
шумит?
- Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и побежала к окну.
- Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, надела галоши, просунула голову в дверь и крикнула:
- Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе!
Валя вздохнула, потрогала грелку и стала ждать маму.
- Ну что? Что она говорила? – спрашивали Мусю девочки.
- Да она ничего не говорила! – радостно сообщила Муся. – А помогает ей только грелка и полосканье!
Валентина Осеева
(Флюс – зубная болезнь, отёк десны.)
Вопросы.
- С каким чувством Муся выслушивала больную подругу? Как она относилась к её просьбам?
- Как чувствовала себя Валя во время посещения «подруги»?
- Как ты думаешь, что подумали подруги о Мусе и о своей больной подруге?
Приложение
Приложение №2
ТЕСТ
- Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
А) вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест?
2. Как Леля вела себя за столом:
А) сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду?
3. Начальник рассказывал историю:
А) о пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе?
4. Лёлю и Миньку наказали на:
А) неделю, Б) месяц, В) два месяца?
5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:
А) чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками?
6. Неприятная история произошла из – за:
А) булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы?
7. Масло упало:
А) на стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем?
8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?
А) подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты?
9. В чём было главное «преступление» детей:
А) промолчали,
Б) нарочно кинули масло в стакан,
В) убежали из комнаты?
10. Золотыми словами были те, что учили:
А) всегда слушаться взрослых,
Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,
В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?
Приложение №3
Восстановите правильный порядок событий
План:
Помилование и папины условия.
Папин совет или Золотые слова.
Ужин со взрослыми.
Плохое воспитание или История о пожарном.
Наказание.
Заключение или Золотые слова жизни.
Главное преступление или случай с маслом в чае.
Приложение № 4
« … Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло) то на меня, то на стакан с чаем.
Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводит) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) с ножа и упало прямо в чай … »
« … Она стала смяться (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.
Но она ещё больше (посмеялась, засмеялась) когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.
Он мешал долго, так что всё масло (растаяло, подтаяло) без остатка. И чай стал похож на куриный бульон».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-788890-1463071520.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Е.А. Благинина "Посидим в тишине", Э.Э. Мошковская "Я маму мою обидел"
Дата: 03.04.2018 ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200141-1576593766.jpg)
Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А
Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200141-1576593766.jpg)
Технологическая карта урока кубановедения "Кубанские умельцы" Батищева Н.А
Технологическая карта урока кубановедения на тему "Кубанские умельцы"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200141-1576593766.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Текст" Батищева Н.С
Технологическая карта урока русского языка "Текст" Батищева Н.С...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200141-1576593766.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача" Батищева Н.С
Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача" Батищева Н.С...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200141-1576593766.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения "Ещё мама" Батищева Н.С
Технологическая карта урока литературного чтения "Ещё мама" Батищева Н.С...