Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Полякова Ольга Сергеевна

УМК: «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение 4 класс», учебные страницы 115-118

Тема урока: Л. Н.Толстой «Детство»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._tolstoy_detstvo.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

в 4 «Б» классе

по теме: Л. Н. Толстой «Детство».

Подготовила учитель начальных классов

Полякова Ольга Сергеевна

Дата проведения 17.10.2018г.


Конспект урока по литературному чтению в 4 «Б» классе

по теме: Л. Н.Толстой «Детство»

УМК: «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение 4 класс», учебные страницы 115-118

Тема урока: Л. Н.Толстой «Детство»

Цель: знакомство с автобиографической повестью Л. Н. Толстого «Детство»

Задачи: 

- закрепить знаний о жизни и творчестве Л. Н. Толстого

- определить произведения по его отрывку

- познакомить с понятиями «трилогия», «повесть», «автобиография»

- проанализировать духовно – нравственные ценности: любовь, уважение, забота.

Оборудование: 

Для учителя: портреты писателя в разные годы жизни, толковый словарь.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал (отрывки произведений Л. Н. Толстого).

Межпредметные связи:

- Русский язык: обогащение словарного запаса, построение логических рассуждений, формулирование выводов.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы и приемы работы: учебный диалог, беседа, проблемный вопрос, творческое задание.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок, начинается урок.

- Проверьте свою готовность к уроку: на столе учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

- Откройте рабочие тетради, подпишите число, классная работа.

2. Проверка домашнего задания.

Краткий пересказ сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик – Кериб» по плану.

3.Актуализация знаний.

-Сейчас, попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?  

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

- Назовите имя писателя.

- Верно, это Лев Николаевич Толстой.

Портрет. 

Фронтальная работа. (отрывки произведений раздаются нескольким ученикам)

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются?

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)

 «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)

«…мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!...
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филипок)

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)

- Чему учат нас произведения Л.Н.Толстого?

4. Учебный диалог.

- А теперь предлагаю вам отгадать шифровку (записана на доске).

ДЕТСТВО (зеркальное отражение слова)

- Что же получилось? (Детство)

- Как вы думаете, как называется произведение, которое мы будем изучать? («Детство»)

- Кто же назовет тему сегодняшнего урока?

Тема урока: Л. Н. Толстой «Детство» (дети записывают в рабочую тетрадь)

- Это одна из трех автобиографических повестей Л. Н. Толстого, которые составляют трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

- Давайте с вами порассуждаем о значении 3 новых понятий «Трилогия», «Автобиография», «Повесть» 

- Сталкивался ли кто- то из вас с этими словами?

- Какое значение они имеют? (ребята высказывают свое мнение)

Трилогия - три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и сюжетом.

Автобиография – рассказ автора о самом себе.

Повесть – жанр литературы, в котором описывается жизнь одного человека, соприкасающаяся с судьбами других людей. Повествование ведется от лица автора или самого героя.

- Подумайте и скажите, какой возраст можно считать детством, отрочеством и юностью. (ребята высказывают свое мнение)

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

- А к какому возрасту относитесь вы?

-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»? Напоминаю, что это автобиография.

-Л. Н. Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа,  повествование в котором ведётся от лица главного героя  Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

5. Постановкой проблемного  вопроса.

- Как вы думаете, дороги ли автору его детские воспоминания?

- Почему вы так считаете?

- Выскажите свои предположения о том, какими воспоминаниями из детства мог поделиться с нами Л. Н. Толстой. (ученики высказывают свои предположения)

6. Первичное чтение текста.

- Откройте учебник на странице 115, прочитаем отрывок из повести «Детство»

(Читают несколько человек)

7. Словарная работа.
- В тексте вам встретились вот такие слова.
(слова записаны на доске) 

- Как вы  понимаете их значение?

Лелеять (нежить, заботливо ухаживать   за кем, чем-нибудь).

Наслаждение (высшая степень удовольствия).

Добродетели (положительное, нравственное качество, высокая нравственность).

Умиление (нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным).

8. Повторное чтение текста с анализом.

- Прочитаем текст по цепочке.

-Какое событие описывает Л.Н.Толстой?

-Кто являются действующими лицами?

-Как вы думаете, что здесь важнее - описание событий или переживаний мальчика?

- Почему Николенька не пошел сразу спать в свою кровать?

- Скажите, кто является самым близким и самый дорогим для каждого из нас человеком? (Мама.)

- Как Николенька называют свою маму? Найдите подтверждение в тексте.

- О чем это говорит? Какие чувства испытывает мальчик к матери?

- Вы обратили внимание на то, как странно звучит это слово? (Мамаn)

- Как вы думаете, почему так? ( Слово французского происхождения)

-Дело в том, что в то далекое время на русском языке разговаривали люди среднего и бедного сословия, а люди - богатые, состоятельные говорили на иностранных(так было принято).

- Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными   переживаниями?

- Что вы можете сказать о характере Николеньки?

9. Закрепление знаний.

- Л. Н. Толстой делиться с нами самыми сокровенными переживаниями. Воспоминания из детства он хранил в душе до конца своих дней. С какой теплотой и трепетом он вспоминал свою маму.  Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. У матери самое доброе сердце, в котором  никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют всё.

-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!

10. Рефлексия.

- О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Что такое трилогия?

- Хорошо! Сейчас оцените свою работу на уроке. Вам предлагается выбрать одну из предложенных фраз и продолжить ее, исходя из ваших сложившихся впечатлений об уроке. Самооценку запишите в тетрадь.

- На уроке для меня было важно….

- На уроке для меня было сложно….

- На уроке для меня было интересно….

Творческое задание.

-А теперь закончите, пожалуйста, фразу:

Моя мама самая ….

Я желаю моей маме …

- Получившиеся предложения запишите в тетрадь. (ученики по желанию зачитывают свои предложения)

11. Домашнее задание.

- Творческое задание: составить рассказ о своем детстве (7-10 предложения) и записать в рабочую тетрадь.

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…»

«…мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!...
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.»

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…»

 


Трилогия

Автобиография

Повесть

Моя мама самая ….

Я желаю моей маме …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...