Урок литературного чтения ПНШ ; класс А.Чехов "Ванька
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Подробный конспект урокаА.Чехов "Ванька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_2.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А. П. Чехов «Ванька»

Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;

Задачи:

-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;

-повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

-знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

-развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Оборудование: портреты писателей.,  мультимедийный проектор, электронный учебник, (карточки для групповой работы, материал.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты  и деятельность учащихся

Узнают новые произведения о детях

Научатся изображать характеры героев.

Познавательные: Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Тип  урока:  комбинированный

Форма проведения:_занятие-практикум

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

 

Организационный момент

I. Введение в тему урока.

- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.

а) «Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса 
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов)

б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся». («Школа» Алексеев)

  • Что объединяет эти произведения? (трудное детство)
  • В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)
  • Какие права героев нарушены? (показать книгу «Ваши права»)

Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.

  • Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька», жизнью и творчеством этого писателя.

(На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».)

4. Подготовительная работа.

а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.

(Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)

  • Многим этот писатель уже знаком..
  •  Сообщение детей

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

 5.Словарная работа

заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;

образ – икона;

шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;

людская – помещение для слуг в барском доме;

дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.

подмастерье – помощник мастера;

клирос – место певчих (хора) в церкви;

сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);

восторг – восхищение, подъём радостных чувств;

судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;

почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;

ночь под рождество – церковный праздник;

кадриль – пляска в четыре пары;

кредитом не пользуется – не вызывает доверия

 Что можно было купить в России на копейку, рубль. (Сообщение детей)

 6. Первичное восприятие текста.

  • Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

(Читает учитель и подготовленные ученики, Ребята следят по учебнику.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в

ΙΙΙ. Применение нового знания

 Проверка первичного восприятия текста.

а) Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)

Какие чувства испытали?

Что взволновало?

К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

7. Чтение и анализ произведения.

 Выборочное чтение по вопросам учителя.

- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.

Как звали главного героя?

Сколько ему лет?

К кому он был отдан в ученье?

Прочитайте, как жилось ему у сапожника?

Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?

А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)

Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)

Почему же Ванька не ложился спать?

Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

8. Знакомство с шедеврами мировой культуры 

  • Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.
  • Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)
  • Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»?

Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.

9. Обобщающая беседа.

  • А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
  • Чем заканчивается рассказ? (многоточием)
  • Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
  • Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
  • А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

12. Домашнее задание (по выбору)

V. Итог

Рефлексия

  • С творчеством, какого писателя мы познакомились?
  • Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
  • Назовите произведение, с которым познакомились.
  • Что понравилось вам на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...