Конспект урока литературного чтения Тема: Знакомство с разделом «Я и мои друзья». Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской 2 класс УМК "ШР"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Солдатова Мария Владимировна

 

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности; формирование навыков беглого, выразительного чтения и правильной речи у учащихся.

 

Планируемые результаты:

Предметные

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;                                                                                            

уметь:  определять главную мысль стихотворения, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; формулировать простые выводы, выразительно читать.

 

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        12.02.19                                                                                                        ФИО учителя: Морозова О.А.

Школа: №148                                                                                                        ФИ студента: Солдатова М., 36 гр.

Класс: 2 е                                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 205                                                                                                    

                                                                                 

Конспект урока литературного  чтения

Тема: Знакомство с разделом «Я и мои друзья».
Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности; формирование навыков беглого, выразительного чтения и правильной речи у учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;                                                                                            

уметь:  определять главную мысль стихотворения, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; формулировать простые выводы, выразительно читать.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ШР»  учебник Литературное чтение: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др./ -М.: Просвещение\ Учебник, 2018.-Ч.2.; презентация, карточки с заданиями.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

 1 мин

Здравствуйте, меня зовут Мария Владимировна. Я рада вас всех видеть. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Присаживайтесь на свои места.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на места.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

        

Практический: чтение чистоговорки

Практический: разгадывание загадок

Словесный: беседа

 6 мин

Давайте начнем наш урок с чистоговорки.

Посмотрите на доску.
Послушайте чистоговорку.

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Как вы думаете, какой звук мы тренируем этой чистоговоркой?
Правильно.

Давайте прочитаем эту чистоговорку все вместе, хором.

Теперь прочитаем ее шепотом.

Теперь хором читают девочки.

Сейчас мальчики.

Давайте прочитаем по цепочке, по одной строчке.

Кто хочет прочитать всю чистоговорку?

Хорошо.

Сегодня мы с вами начинаем новый раздел, а о чем он будет, вы узнаете, разгадав загадки.

Но перед этим, давайте обозначим правила поведения на уроке. В течение урока я буду раздавать жетоны, а за нарушение правил я буду их забирать. В конце урока вы подойдете ко мне с жетонами и те, у кого будет много жетонов, получат оценку за урок.

Читаем первую загадку.
  1-  Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее ...

   2- Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный …

Теперь послушайте стихотворение

Что такое дружба

Дружба — это тёплый ветер,

Дружба — это светлый мир,

Дружба — солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье,

Дружба — у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом — даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Вы отгадали загадки, прослушали стихотворение, кто догадался, о чем будет новый раздел, какой будет тема нашего урока?

А какие задачи нам нужно будет решить?

Молодцы.

 Слушают учителя

Слушают чтение учителя

Читают хором

читают шепотом

-[в] и [в’]

читают мальчики

читают девочки

читают по цепочке

читают полностью

Вспоминают правила поведения на уроке

Читают и отгадывают загадки

-дружба

-друг

Слушают чтение учителя

Отвечают на вопрос учителя

-о дружбе, о друзьях

-познакомиться с произведениями о дружбе

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П: поиск и выделение необходимой информации

К.: строят речевые высказывания.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: выразительное чтение по ролям

4 м

Чтобы узнать, что вы будете изучать в этом разделе, давайте отроем страницу 71 в учебнике.

С чем мы познакомимся?

Чему мы научимся?

Чему будем учиться?

Откройте учебник на странице 72.Давайте прочитаем статью по ролям. Читать будут три человека, а остальные внимательно слушают и готовятся ответить на вопросы.

 Ребята, скажите, есть ли у вас друзья?

Как вы любите проводить время с друзьями?

Вы считаете себя хорошим другом? Почему?

Открывают учебник

-Мы познакомимся: со стихами и рассказами, в которых предлагается подумать над тем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом

-Мы научимся: определять последовательность событий в произведении, придумывать продолжение рассказа; соотносить основную мысль рассказа с пословицей

-Мы будем учиться: поступать так, как может поступать настоящий друг и хороший человек; объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним.

Читают статью по ролям.

Выразительное чтение детей

-есть

-мы любим играть вместе, гулять

-я-хороший друг. Потому что я помогаю друзьям, не обижаю их.

П.: подведение под понятие

Р.: целеполагание

К.: строят речевые высказывания.

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание текста; ответы на вопросы

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа.

Практический: чтение стихотворений, сравнение стихотворений

 10 м

Сегодня мы будем работать со стихотворениями В.Берестова, но сначала я вам расскажу немного о самом авторе, а вы внимательно слушайте и запоминайте самые интересные моменты. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года. Читать будущий поэт научился в 4 года. Более сорока лет назад написал он свою первую книгу для детей, которая называлась «Отплытие». Была у Валентина Дмитриевича Берестова маленькая дочка. Она очень любила стихи. Вот для нее и для всех детей и стал Берестов писать стихотворения.

Как вы думаете, о чем он писал эти стихотворения?

Правильно, ребята.

Сейчас откройте учебники на странице 74 и найдите стихотворение «за игрой»

Глядя на картинку на странице учебника и на название стихотворения, предположите, о чем будет это стихотворение?

Сначала стихотворение буду читать я. Слушайте внимательно.

Вам понравилось стихотворение?

Какое настроение у этого стихотворения?

Как удалось подружиться ребятам?

С чего же может начаться дружба?

Почему дружба не заканчивается, когда кончилась игра?

Как надо читать это стихотворение?

Прочитайте выразительно.

Теперь прочитайте четверостишие на странице 75.

Как вы поняли, о чем оно?

Чему оно учит?

Молодцы

Попробуйте сравнить первое стихотворение и это четверостишие? Одинаковое ли у них настроение?

Ещё с одним автором мы должны познакомиться на уроке.

Эмма Эфра́имовна Мошковская российская детская писательница и поэтесса родилась в Москве 15 апреля 1926 года.

В 1961 году были напечатаны первые стихи Мошковской в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый», которые получили очень хорошие отзывы от других известных детских писателей.

Откройте стихотворение Эммы Мошковской на странице 74. Послушайте его внимательно.

Понравилось ли вам стихотворение?

Как вы считаете, оно грустное или веселое? Почему вы так думаете?

Попробуйте представить героя этого стихотворения, какой он?

Какое чувство испытывает герой этого стихотворения?

А что делаете вы, если вас обидели?

Подумайте, если вы обиделись, значит ли это, что вас ХОТЕЛИ обидеть?

В всем ли стихотворении сохраняется грустное настроение?

На какие 2 части можно его разделить?

Как вы понимаете фразу «я ушел в свою обиду»?

Молодцы!

Слушают рассказ учителя.

Проявляют интерес.

Воспринимают информацию учителя.

- о людях, о природе, о дружбе.

Открывают учебник

Находят стихотворение

Рассматривают картинку

-об игре детей, о друзьях, которые играют вместе

Слушают чтение учителя.

-да

-веселое

-они подружились во время игры

-с игры, с общего дела, с улыбки

-потому что друзья не исчезают после игры

-выразительно, весело

Читают стихотворение выразительно

Читают четверостишие

-о том, что нельзя долго обижаться

-нужно прощать

-разные, первое стихотворение про игу и дружбу, оно веселое.А четверостишие про обиду.

Слушают информацию об авторе

Проявляют интерес

Слушают чтение учителя

-да

-грустное. В нем говорится про обиду.

-грустный, молчаливый

-герой обижен

Отвечают на вопросы, используя свой опыт

-нет, в конце оно становится веселее

-до и после исчезновения обиды

-обиделся на все

П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков.

К.: строят речевые высказывания.

П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: работа в группах

Практический: составление пословиц

Словесный: беседа

  5 м

Сейчас вы будете работать в группах.

Но сначала, давайте повторим правила работы в группе.


На каждую группу я раздам карточки со словами, которые нужно собрать в пословицу или поговорку и объяснить ее смысл.

1-Дружбу, не разрубишь, и топором, крепкую

2-Вещь, когда, а друг-,хороша, новая, когда старый

3-не, сто , имей, друзей, рублей,а имей, сто

4-лучше, старый, новых, друг, двух

Я даю вам на это 2 минуты.

Начинайте работать.

Сейчас по одному человеку от группы выйдет к доске, соберет пословицу на доске и расскажет ее значение.

Молодцы,ребята!

Повторяют правила работы в группе

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. В группе все равны

5.Помогай товарищам, если они об этом просят.

6.Точно выполняй возложенную на тебя роль.

7. Не жди подсказки.

8. Успех команды зависит от каждого.

Слушают задание

1- Крепкую дружбу и топором не разрубишь. (настоящая дружба очень крепкая)

2- Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый. (дружба проверяется временем)

3- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (лучше иметь много друзей, чем много денег, ведь друг всегда поможет)

4- Старый друг лучше новых двух. (дружба проверяется временем. Старый друг всегда готов прийти на помощь)

Выполняют задание

Отвечают у доски

П.: подведение под понятие

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

 1 м

Динамическая пауза

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Словесный: беседа

Практический: составление рассказа в парах

Словесный: беседа

 8 м

Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Но для начала, нужно вспомнить правила работы в парах.

Откройте учебник на странице 73. Там вы видите картинки, вам нужно их рассмотреть и придумать небольшой рассказ.

Я даю вам 4 минуты.

Покажите мне свою готовность.

Кто хочет рассказать получившуюся историю?

Молодцы.

А так ли поступают настоящие друзья?

Как бы вы поступили на их месте?

Вспоминают правила работы в парах

  1. Говорим шепотом.
  2. Работаем вместе.
  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

-Два друга пошли в лес за грибами и одновременно увидели хороший гриб. Они оба бросились к нему и подрались из-за гриба. Во время драки они его сломали, они обиделись друг на друга  и остались с пустыми корзинами.

-нет

-мы бы собирали грибы вместе, а потом поделили все грибы.

П.: анализ объектов с выделением существенных  признаков;

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа 

Частично-поисковый: подбор рифмы

Практический: дополнение стихотворений рифмой

Словесный: беседа

 

Практический: дополнение стихотворений рифмой

  3 м

Давайте сейчас сыграем в игру «рифмовка»

Я буду читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова, вам нужно вставить слово.

Отвечаем только по поднятой руке, у того, кто будет выкрикивать, я буду забирать жетоны.

Слушайте внимательно

Много у меня друзей

Много у меня друзей:

Лена, Танечка, Сергей.

С Леной песенки … ,

С Таней мы гулять … ,

А Серёжке целый день

Нас дразнить совсем не лень!

В школе дружно мы … :

Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете,

О других таких же детях,

Как они живут и чем

Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –

Ане, Вите, Насте, Диме,

Все мы – лучшие … ,

Друг без друга нам … .

Мы умнеем и растём,

В школе весело … .

Пусть учительница верит –

Мы её не подведём!

Хорошо.

А только ли с человеком можно дружить?

Послушайте еще одно стихотворение.

У меня теперь есть Друг

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.

Без него я, как без … ,

Если откровенно.

Мы гуляем во … ,

Весело играем,

Скоро в школу в сентябре

Вместе зашагаем.

Другу я любой …

Расскажу без страха.

Я несу ему котлет,

Спрятав под рубахой.

Ешь, мой маленький Дружок,

Что еще затеешь?

Ты пока еще … ,

А дружить умеешь.

Молодцы

Теперь запишите домашнее задание. Страница 74, стихотворение «за игрой» выучить наизусть.

Слушают задание учителя

Слушают чтение учителя

Вставляют нужные слова

-поем

-пойдем

-живем

-друзья

-нельзя

-живем

Подбирают рифмы к словам и находят правильно слово

Отвечают учителю

-рук

-дворе

-секрет

-щенок

Записывают домашнее задание

П.: построение рассуждения;

осуществление синтеза

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

 2 м

Какой была тема сегодняшнего урока?

С какими автораоми мы познакомились на сегодняшнем уроке?

О каких человеческих качествах и поступках мы сегодня говорили?

Какие трудности возникли у вас на уроке?

Что понравилось на уроке?

Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось?

Молодцы, ребята.

У кого что-то не получилось?

Почему?

Я уверена, в следующий раз у вас все получится!

Спасибо вам за работу, до свидания!

-В.Берестов, Э. Мошковская

-Дружба

Осуществляют анализ своей деятельности.

Отвечают на вопросы учителя

Поднимают руки

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

Ва-ва-ва – выросла трава. Ву-ву-ву – соберу траву. Ву-ву-ву - я сниму сову. Вы-вы-вы – нет травы. Ви- ви - ви – Верочку зови, Ве-ве-ве – Вера на траве.

Слайд 3

Не отвлекайся! Уважайте учителя и других учеников! Порядок на столе. Выключайте телефон. Берегите имущество школы. Не качайтесь на стуле, не рисуйте на партах и в учебниках. Следите за осанкой. Не подсказывайте и не выкрикивайте!

Слайд 4

Друг без друга мы скучаем, Вместе с радостью играем. И нам ссориться не нужно. Ведь всего сильнее ... Дружба

Слайд 5

Друг Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный …

Слайд 6

Знакомство с разделом «Я и мои друзья»

Слайд 7

Мы познакомимся: со стихами и рассказами, в которых предлагается подумать над тем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом

Слайд 8

Мы научимся: определять последовательность событий в произведении, придумывать продолжение рассказа; соотносить основную мысль рассказа с пословицей

Слайд 9

Мы будем учиться: поступать так, как может поступать настоящий друг и хороший человек; объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним.

Слайд 10

Валентин Дмитриевич Берестов

Слайд 11

Эмма Эфра́имовна Мошковская

Слайд 12

П равила работы в группе 1.Думай, слушай, высказывайся. 2. Говори спокойно ясно, только по делу. 3. Уважай мнение других. 4. В группе все равны 5.Помогай товарищам, если они об этом просят. 6.Точно выполняй возложенную на тебя роль. 7. Не жди подсказки. 8. Успех команды зависит от каждого.

Слайд 13

Правила работы в парах 1. Говорим шепотом. 2. Работаем вместе. 3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. 4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» 5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. 6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Слайд 15

Домашнее задание. Страница 74, стихотворение «за игрой» выучить наизусть.

Слайд 16

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока для 2 класса, Школа России. Тема: Я и мои друзья. Стихи В.Д.Берестова, Э.Э.Мошковской

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Я и мои друзья. Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. МошковскойЦели урока: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитывать чувство т...

Технологическая карта урока. Я и мои друзья. Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской

Тема урока: Я и мои друзья. Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. МошковскойЦели урока: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж­бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, по­ложительные качеств...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Литературное чтение . 2 класс. УМК "Школа России". Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской, В. Лунина

Цели деятельности учителя:  ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, научить читать стихи выразительно, п...