КТП литературное чтение 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ктп литературное чтение 4 класс75.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«средняя общеобразовательная школа № 6»

143985,  Московская область,

 г. Балашиха, мкр. Саввино

 ул. Саввинская д.1а

E-mail: savschool6@mail.ru 

тел/факс: 8 (495) 527 70 22

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №6

____________ Л.А. Кузнецова

Рабочая программа

по литературному чтению

для обучающихся 4 А класса

на 2019-2020 учебный год

Составитель: Романова Ирина Владимировна,

          учитель начальной школы

                     

               

                   2019 г.                                                     

  1. Пояснительная записка.

Рабочая образовательная программа «Литературное чтение» для 4 класса разработана  в соответствии следующим документам:  

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования науки России от 05.10.2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
  • Учебный план МБОУ СОШ № 6 на 2019-2020 учебный год.        

   

«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:

  • формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

«Литературное чтение» как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают обще-учебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс «Литературное чтение»  пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.                                                                                                                                

Рабочая образовательная программа «Литературное чтение» для 4 класса разработана  на основании рабочей программы по литературному чтению учебно-методического комплекса  «Школа России»  (издательство «Просвещение», 2011 г.).

и с учётом возможностей,  предоставляемых учебно-методическим комплектом по литературному чтению  (учебник «Литературное чтение» (в 2 частях) 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.  Издательство «Просвещение»).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс литературного чтения  изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 448 часов. В 4 классе на изучение литературного чтения отводится по 3 ч в неделю. Всего 105 ч (35 учебных недель).

Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие:

Регулятивные УУД. Учащиеся  научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • в сотрудничестве с учителем  учитывать ориентиры действия в новом учебном материале, выделенные им;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД . Ученик  научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства  и схемы (включая концептуальные), для решения поставленных задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить устные и письменные рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;

Ученик  получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития:                                                                                                       - умения осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов;                                                                                                                     - умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;                                                                                                                         -умения определять главную мысль и героев произведения;                                                                         - умения отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий;                                                                                                                                                             - умения задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;                                                                                                             - умения вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части (с помощью учителя); озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора) , определяющие отношение автора к герою, событию, пересказывать произведение; оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно - целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по  заданной тематике, по собственному желанию;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

2. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

В результате работы над темой «Летописи. Былины. Жития.» четвероклассники научатся:

  • рассказывать об исторических событиях, используя материал летописи, былины о славном Илье Муромце, используя житие Сергия Радонежского;
  • рассказывать о герое, используя опорные слова и информацию из различных источников;

Учащиеся будут иметь возможность научиться :

  • понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры;
  • пересказывать былину от лица её героя;
  • составлять летопись важных событий.
  • выполнять проект «Создание календаря исторических событий» или «Важное историческое событие» (из данного раздела).

В результате работы над темой «Чудесный мир классики»  четвероклассники научатся:

  • наблюдать за развитием основной мысли , сравнивать начало и конец сказки;
  • рассказывать о героях произведения, сравнивать их с другими героями произведений П.П.Ершова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

  • наблюдать за особенностями языка сказок;
  • определять отношение и высказывать своё мнение о произведении и его героях;
  • сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

В результате работы над темой «Поэтическая тетрадь-1» четвероклассники научатся:

  • самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению;
  • находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины,  созданные   Ф.И.Тютчевым,   Е.А.Баратынским,   Н.А.Некрасовым И.А.Буниным, А.Н.Плещеевым, И.С.Никитиным, А.А.Фетом.                                            Учащиеся будут иметь возможность научиться:
  • сопереживать лирическому герою;
  • наслаждаться поэзией и любить её.

В результате работы над темой «Литературные сказки»  четвероклассники научатся:

  • сравнивать народные и литературные сказки русских писателей В.Одоевского, В.Гаршина, С.Аксакова, П.Бажова по теме; событиям и по главной мысли;
  • определять тексты повествовательные, описательные и тексты-рассуждения.                                                                                                                                  Учащиеся будут иметь возможность научиться:
  • делить текст на части, озаглавливать их, составлять план пересказа;
  • использовать литературные приемы для создания своих рассказов;
  • составлять список книг для самостоятельного чтения.

В результате работы над темой «Делу время-потехе час»  четвероклассники научатся:

  • определять прямое и переносное значение слов;
  • понимать, как поступки могут характеризовать героев на произведениях Е.Шварца, В.Драгунского, В.Голявкина;
  • узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе;

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

  • бережно относиться к своему и чужому времени, ценить его;
  • находить нужный материал в справочной литературе и рассказывать о творчестве писателя;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

В результате работы над темой «Страна детства»  четвероклассники  научатся:

  • обсуждать, какие произведения можно отнести к рассказам, а какие к сказкам, исследуя произведения Б.Житкова, М.Зощенко, К.Паустовского;
  • составлять план, подробно пересказывать произведение с использованием авторских слов и выражений;
  • определять точку зрения героев произведения, точку зрения авторов.

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

  • использовать в своей речи олицетворение и сравнение.

В результате работы над темой «Поэтическая тетрадь-2» четвероклассники научатся:

  • определять тему, объединяющую стихи разных поэтов;
  • читать и обсуждать прочитанные поэтические произведения В.Брюсова, М.Цветаевой.

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

  • сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;
  • понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства.

В результате работы над темой «Природа и мы»  четвероклассники  научатся:

  • внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы Е.Чарушин, М.Пришвин, А.Куприн, В.Астафьев, Д.Мамин-Сибиряк описывают животных, птиц, природу;
  • определять тему, которая объединяет рассказы в разделе;
  • находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления.

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

  • познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе;
  • составлять самостоятельно научно-познавательный текст.

В результате работы над темой «Поэтическая тетрадь-3» четвероклассники научатся:

  • определять в стихотворении настроение и чувства поэта;
  • читать и обсуждать прочитанные поэтические произведения русских поэтов XX века.

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

  • сравнивать произведения живописи и литературы;
  • составлять рассказ по картине  с использованием слов и выражений авторского текста.

В результате работы над темой «Родина»  четвероклассники  научатся:

  • читать стихи, передавая чувство гордости за свою великую Родину;
  • рассказывать о Родине , используя прочитанные произведения и собственные мысли;

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

  • делать сообщения по итогам самостоятельной исследовательской работы;
  • писать сценарии тематических вечеров;
  • выполнять проект «Они защищали Родину», «Россия-Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя».

В результате работы над темой «Страна фантазия» четвероклассники научатся:

  • определять особенности фантастических рассказов на произведениях Е.Велтистова, Кира Булычева;

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

  • самостоятельно придумывать фантастические рассказы;
  • выразительно читать диалоги, передавать с помощью интонации своё отношение к героям произведения.

В результате работы над темой «Зарубежная литература»  четвероклассники  научатся:

  • пересказывать самые интересные эпизоды из произведений Г.-Х.Андерсена, М.Твена, Дж. Свифта, С.Лагерлёф от лица главных героев;
  • составлять рассказ о герое, используя авторский текст;

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

  • высказывать своё мнение о прочитанном произведении;
  • давать оценку поступкам героев;
  • пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

3. Содержание учебного курса.

«Литературное чтение»  как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. В 4 классе продолжается систематическая работа по достижению вышеназванных задач.

Разделы «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи), работа с разными видами текста. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков:

Аудирование – слушание звучащей речи, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.  Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

Навык чтения. На третьем году обучения происходит переход к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух, формируются приёмы логического ударения в предложении, увеличивается скорость чтения. Темп чтения, позволяющий осознать текст (беглое чтение,  примерно до 100 слов в минуту), вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения  слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее, чтение по ролям) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения вслух и чтением про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, умения понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. 

Говорение (культура речевого общения)на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге.  В третьем классе происходит осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании, пересказ содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений из повседневной жизни, из художественного произведения, изобразительного искусства в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое овладение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текст –повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают под руководством учителя такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Под руководством учителя второклассники определяют особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. На каждом уроке идет работа по пониманию нравственного содержания прочитанного, осознанию мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали, выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, характеризуют героя: портрет, поступки.  Освоение разных видов пересказа текста: подробный, выборочный, краткий с опорой на иллюстрацию, картинный план. Составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, самостоятельно сформулированных предложений.

В программе отводится место работе с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).

Знакомство с простейшими приёмами анализа тестов: установление причинно-следственных связей. Ключевые и опорные слова. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Программой предусмотрен раздел «Литературоведческая пропедевтика». Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в третьем классе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Обучающиеся различают элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации; виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Тема

Кол-во   часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Введение Летописи. Былины. Жития.

7

Урок,  

экскурсия в библиотеку,

урок итогового обобщения.

Воспринимать  на  слух  летописи и былины (в исполнении  учителя,  учащихся):  понимать общее содержание произведения, отвечать на вопросы по основ ной  сюжетной линии, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный  текст (инструкцию,  объяснение,  высказывание): понимать цель высказывания,  адекватно  реагировать, отвечать на вопросы. Характеризировать книгу: анализировать структуру (обложка, иллюстрации, титульный лист, оглавление) выбирать книгу в библиотеке, объяснять назначение каталожной карточки, составлять краткий отзыв о прочитанной книге (устно по предложенному плану), восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним.   Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них. Поиск учебной информации группой, её презентация.   

Чудесный мир классики

18

Урок,  урок внеклассного чтения, урок развития речи, урок – коллективно творческая игра.

Воспринимать на слух произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции, характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Чтение вслух и про себя. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципация) текст по заголовку, теме, иллюстрациям, определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую, выделять опорные слова, определять главную мысль текста (с помощью учителя), пересказывать текст выборочно и подробно с выделением всех сюжетных линий, описывать героев произведения. Наблюдать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста. Работа с учебником.

Поэтическая тетрадь 1.

Поэтическая тетрадь-2

Поэтическая тетрадь-3

10

3

7

Урок,  экскурсия, урок – конкурс читательских удовольствий.

Слушание  поэтических  произведений:  эмоцио-нальное  состояние слушателя.  Подготовка к  выразительному чтению  на  основе  разметки  текста (определение логических ударений, слов для выделения голосом, пауз — логических   и психологических). Интонирование  предложения на   основе   знаков препинания. Выразительное чтение стихотворных произведений с  опорой  на  эмоциональное     восприятие произведения.

Декламация  стихотворений  и  фрагментов по выбору. Определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы. Запоминание текста и чтение наизусть.

Литературные сказки  

15

Урок, урок внеклассного чтения, урок защиты проектов.

Читать самостоятельно текст и под руководством учителя , определять  особенности: цель,  структура, художественные

средства. Объяснять  смысл и  значение названия  (заголовка) произведения (в случаях прямого и переносного значения). Характеризовать  текст:  предполагать (антиципировать) тему и содержание  текста по  заголовку, иллюстрациям,  аннотации.  Определять  жанр,  тему. Формулиро

вать  главную  мысль  текста,  его частей.

Анализировать особенности авторских  выразительных  средств, соотносить  их  с  жанром  произведения. Подробный пересказ текста.

Делу время-потехе час  .

6

Урок, урок внеклассного чтения, урок развития речи, конкурс читательских удовольствий .

Читать вслух и про себя, постепенно увеличивая скорость чтения. Воспринимать на слух прозаические художественные произведения. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства языка. Характеристика        героя        произведения:  слова,  выражения  из  текста,  характеризующие  героя (выбор  их  в  тексте  с  помощью        учителя). Составление текста  на  основе  отобранных  языковых средств (сначала с помощью учителя,        затем        самостоятельно). Рассказ о герое по коллективно и самостоятельно составленному плану. Пересказ        фрагмента        текста:        отбор слов,        выражений        из        текста        для характеристики        места        действия, самого        напряженного момента развитии действия, времени действия героев. Понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с тестами.  

Страна детства  

9

Урок, урок внеклассного чтения. Проект и его защита.

Воспринимать на слух прозаические и поэтичес-кие художественные произведения. Сравнивать народные и литературные сказки. Находить отличительные особенности сказочного жанра. Работа с учебником. Понимание учебного материала и работа с ним. Пересказ прочитанного. Составление картинного плана.

Природа и мы  

12

Урок.

Читать вслух и про себя, постепенно увеличивая скорость чтения. Воспринимать на слух поэтические художественные произведения. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы. Чтение  по  ролям Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение раз личных ролей в тексте. Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Устное словес-ное рисование. Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосо-четания, отражающие содержание этого фрагмен-та. Презентация фрагмента. Устное  сочинение. Отражение  в  устном  сочинении темы текста.

Родина  

6

Урок, урок внеклассного чтения.

Читать выразительно произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую, выделять опорные слова, определять главную мысль текста (с помощью учителя), пересказывать текст выборочно и подробно с выделением всех сюжетных линий, описывать героев произведения. Сравнивать тексты, поступки героев, авторские приемы. Пересказывать текст художественного произведения подробно (с учетом всех сюжетных линий), кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий), выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему):логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства, проектная деятельность.

Страна фантазия.

3

Урок, урок внеклассного чтения, урок развития речи .

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Воспринимать на слух прозаические и поэтические художественные произведения. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципация) текст по заголовку, теме, иллюстрациям, определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Характеризовать особенности художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность раскрытия сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами товарищей, оценивать. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую, выделять опорные слова, определять главную мысль текста (с помощью учителя), пересказывать текст выборочно и подробно с выделением всех сюжетных линий, описывать героев произведения.

Зарубежная литература  

9

Урок, урок внеклассного чтения.

Воспринимать на слух произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции, характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Инсценировать художественное произведение (его части). Создание проекта. Выборочный пересказ текста

Характеристика  героя  произведения. Слова, выражения из текста, характеризующие  героя  произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств при помощи учи

теля. Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Самостоятельная подготовка к рассказу о герое произведения. Рассказ о герое произведения. Сравнительный анализ  героев  одного  произведения.

Сравнительный  анализ  героев  разных произведений на одну и ту же тему. Особенности характера и мира чувств. Способы выражения ав

торской  оценки  в  художественном тексте.  Презентация  своего  рассказа о герое.

Итого

105

4. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Планируемая дата проведения

Дата корректи ровки

Введение. Летописи. Былины. Жития. Летопись  «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

02.09.2019-06.09.2019

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».

Былина «Три поездки Ильи Муромца». Сравнительный анализ былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца».

09.09.2019-13.09.2019

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской  литературы.

Характеристика главного героя. «Житие Сергия Радонежского».

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития».

16.09.2019-20.09.2019

Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок)

Характеры главных героев в  сказке П. Ершова «Конёк- Горбунок».

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- Горбунок».

23.09.2019-27.09.2019

Внеклассное чтение  А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное в стихах.

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

30.09.2019-04.10.2019

Волшебные  сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

Внеклассное чтение. Сказки А. С. Пушкина.

07.10.2019-11.10.2019

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека».

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб».

14.10.2019-18.10.2019

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень».Умный и находчивый герой.

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

21.10.2019-25.10.2019

А. П. Чехов «Мальчики».Составление плана.

Внеклассное чтение. Рассказы А.П.Чехова для детей.

Повторение и обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

05.11.2019-08.11.2019

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике

Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…»

Ф. Тютчев.  «Как неожиданно и ярко…»

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка»

11.11.2019-15.11.2019

Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах-сверстниках        (Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко» , Е. Велтистов «Приключения Электроника», Ю.В.Сотник «Как я был самостоятельным» и др.)

Картины весенней природы и настроение в стихах                               Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». Средства выразительности языка.

18.11.2019-22.11.2019

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад».

25.11.2019-29.11.2019

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь-1»

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок
в табакерке»

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

02.12.2019-06.12.2019

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и  розе». Внеклассное чтение рассказы В.М.Гаршина для детей.

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни.

09.12.2019-13.12.2019

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное
копытце».

Анализ текста П. П. Бажова «Серебряное копытце», составление плана, обучение пересказу.

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек»

16.12.2019-20.12.2019

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке                          С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Обобщение по разделу: «Литературные сказки».

23.12.2019-27.12.2019

Техника чтения. 1полугодие.

Внеклассное чтение.  Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни детей Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик», А. Чехов «Детвора», «Каштанка», «Ванька».

Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

09.01.2020-

10.01.2020

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени»

Е. Л. Шварца.

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта

13.01.2020-17.01.2020

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

Внеклассное чтение «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

20.01.2020-24.01.2020

Обобщение по разделу «Делу – время, потехе – час».

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых

27.01.2020-31.01.2020

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев.

Средства художественной выразительности (сравнение, оли-
цетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

План рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Обучение пересказу от лица главного героя.

03.02.2020-07.02.2020

М.М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

Обобщение по разделу «Страна детства»

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

10.02.2020-14.02.2020

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин. «Бабушкины
сказки».

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь-2».

17.02.2020-21.02.2020

Внеклассное чтение.  Ожившие страницы прошлого. Книги А.Гайдара: «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Чук и Гек» и др.

Отношения человека и птицы в  рассказе                                                                    Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе                                                           Д. Н. Мамина- Сибиряка «Приемыш».

25.02.2019-28.02.2020

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос
и Жулька».

Внеклассное чтение «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц.

02.03.2020-06.03.2020

Внеклассное чтение

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

10.03.2020-13.03.2020

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Научно-естественные сведения о природе в рассказе                                      В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Деление текста В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» на части. Творческая работа: пересказ от лица действующих лиц.

16.03.2020-20.03.2020

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу».

30.03.2020-03.04.2020

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето».

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина Лебедушка»

06.04.2020-10.04.2020

Внеклассное чтение  «В мире фантастики»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь-3»

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах                        И. С. Никитина «Русь».

13.04.2020-17.04.2020

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения
С. Д. Дрожжина «Родине»

Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина             «О, Родина! В неярком блеске...»

Внеклассное чтение. Тема войны в произведениях поэтов.                            (Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»).

20.04.2020-24.04.2020

Обобщение по разделу «Родина»

Внеклассное чтение . «Чтобы помнили…» Произведения о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

27.04.2020-30.04.2020

Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

Фантастические события, персонажи в произведении                                        Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

06.05.2020-08.05.2020

Внеклассное чтение В стране литературных героев

12.05.2020-15.05.2020

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

18.05.2020-22.05.2020

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете»

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

25.05.2020-29.05.2020

Техника чтения. Окончание 4 класса.

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

5. Учебно - методическое обеспечение.

п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Литературное чтение (часть1, часть2)

4

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Просвещение

2018

2

Литературное чтение. Рабочая тетрадь

4

М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская

Просвещение

2019

3

Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение.

4

С.В.Кутявина

Москва «ВАКО»

2018

Согласовано
на заседании ШМО

учителей начальной школы
руководитель ШМО
___________ Г.В.Баранова
Протокол №
1

«28»  а вгуста   2019 г.

Согласовано
заместитель  директора по УВР

________________  Шарапова С.Е.

«28»  августа   2019 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...