Урок чтения и развития речи 4 класс
план-конспект урока по чтению

Малая Марина Петровна

Чтение и развитие речи  4 класс

Тема урока: Н. Мишутин «Про лягушку- хохотушку»

Цель: Совершенствование техники чтения.

Задачи:

  1. Формировать навыки осознанного чтения. Отрабатывать навыки выразительного чтения.
  2. Корригировать мышление  на основе упражнений в анализе, синтезе, обобщении.
  3. Воспитывать мотивацию к учению

 

Урок изучения и закрепления новых знаний (комбинированный) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_2014-2015_godmalaya.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Малая Марина Петровна

Чтение и развитие речи  4 класс

Тема урока: Н. Мишутин «Про лягушку- хохотушку»

Цель: Совершенствование техники чтения.

Задачи:

  1. Формировать навыки осознанного чтения. Отрабатывать навыки выразительного чтения.
  2. Корригировать мышление  на основе упражнений в анализе, синтезе, обобщении.
  3. Воспитывать мотивацию к учению

Урок изучения и закрепления новых знаний (комбинированный)

Оборудование:  Презентация powerpoint, экологический букварь, подвесная рейка, сенсорный шар, сенсорный крест, леска, фишки для поощрения (пирамида успеха), маски героев, осколочные картинки, деформированный текст , обруч с цветными лентами, конверты со скороговоркой.

  1. Организационный момент (организация начала урока).

Цель:  Организация класса на работу, создание благоприятного психологического климата.

 

         Деятельность учащихся                    

                          Деятельность учителя

      Примечание

Выполнение инструкции учителя

Дети заходят по массажной дорожке из шишек

Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются

Дети называют признаки осени и занимают свои рабочие места.  ( День стал короче. Часто идут дожди.

Опадают листья.  ….)

Инструкция учителя

- По дорожке пробежали и на место тихо встали.

- Друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

-Займёт своё рабочее место тот, кто назовёт признаки осени.

- Я желаю Вам успеха и хочу, чтобы каждый из Вас построил сегодня на уроке свою пирамиду успеха. За каждый правильный ответ и хорошо выполненное задание Вы будете одевать фишку. Чем больше фишек, тем выше пирамида успеха. Обладателям пирамид в конце урока придёт интересное послание.

  1.  Повторение.

Цель: Отработка четкости произношения, работа над интонационным строем речи.

 

Речевая разминка.

Дыхательная гимнастика:

         Деятельность учащихся                    

                          Деятельность учителя

      Примечание

Дети отвечают.  (листья)

Дети выбегают к экологическому букварю, берут жёлтые осенние листочки и занимают свои места

Дети дуют на лист, который держат в руках за веточку, спокойно, лист едва колышется.

Дети делают глубокий вдох и резко выдыхают, лист резко меняет своё положение.

Дети делают глубокий вдох и долгий выдох, лист долго колышется

Артикуляционная гимнастика:

Дети поднимают руку и отвечают. (Лиса)

Учащийся выбегает к экологическому букварю показывает лису, отвечает.

Дети поднимают руку и отвечают. (Волк)

Учащийся выбегает к экологическому букварю показывает  волка, отвечает.

Дети поднимают руку и отвечают. (Лось)

Учащийся выбегает к экологическому букварю показывает  лося, отвечает.

Дети рукой указывают на зайца в пространстве класса.

Дети отвечают.  ( в парах)

Дети в парах собирают скороговорку.

Дети читают только губами, шёпотом, вполголоса, нормальным голосом, громко, быстро.

Дети совместно с педагогом проговаривают скороговорку  с вопросительной интонацией с ударением на слово «шесть».

Дети  проговаривают скороговорку  с вопросительной интонацией с ударением на слово «мышат».

Дети  проговаривают скороговорку  с вопросительной интонацией с ударением на слово «в камышах».

Дети  проговаривают скороговорку  с вопросительной интонацией с ударением на слово «шуршат».

 Инструкции учителя

- Упали с ветки золотые монетки. Что это?

- Найдите отгадку на экологическом букваре, возьмите в руку и займите своё место.

- Представьте, что дует спокойный осенний ветерок.

- Вдруг налетел  порывистый ветер

- А теперь налетел ураган.

- Молодцы! Вот и первая фишка для пирамиды успеха.

- Рыжая плутовка, кур ворует очень ловко. Кто это?

- Покажите на экологическом букваре лису?

- Как она разговаривает? А теперь все вместе изображаем голос лисы.

- Кто осенью холодной бродит злой, голодный?
- Как он воет? А теперь все вместе.

- Как он злится? Все вместе.

- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

  Ходит смело и легко, рога раскинув широко. Кто это?

- Какие звуки он издаёт, когда скачет? А сейчас все вместе.

- И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд.

  Заберётся в куст - и спит, кочерыжку съест – и сыт.

- Кто это? Покажите рукой, где он спрятался в классе?

- Как зайчик рекомендует нам поработать?

- А предлагает он собрать скороговорку.

- Первая пара читает, а остальные проверяют.

- Умницы! А сейчас прочитаем скороговорку так, как показывает сова.

- А сейчас прочитаем скороговорку с вопросительной интонацией  и ударением на первое слово. Шесть мышат в камышах шуршат?

- На второе.

- На третье.

- На четвертое,

- Отлично! Вы заработали поощрение.

 

Работа с экологическим букварём

Пространство класса

Шесть мышат в камышах шуршат.

На леске – сова, у неё

лесенка

  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (проверка домашнего задания)

Цель: Выявить умение выразительно читать наизусть.

         Деятельность учащихся                    

                          Деятельность учителя

      Примечание

Учащиеся отвечают на вопросы полным ответом:

- Осень.

- Уж небо осенью дышало …

- А.С. Пушкин

 -Дети ищут в пространстве класса мышку, показывают её, говорят, что работать будут в группах

Учащиеся складывают деформированный тест стихотворения.

Учащийся выходит к доске, называет автора, название стихотворения и читает наизусть.

- О каком времени года пишет автор стихотворения , которое вы учили дома наизусть.

- Как оно называется?

- Кто же его автор?

- Давайте освежим память, работая так, как нам показывает мышка. Найдите мышку в пространстве класса и покажите её рукой. Как будем работать?

- Сложите стихотворение А.С. Пушкина

- Молодцы! Вы заработали фишки!

-А сейчас я предлагаю Вам послушать чтение наизусть стихотворения в исполнении ваших товарищей.

Пространство класса

Работа в группах по дифференциации

Сильная-по 1 строчке

Средняя-по 2 строчки

Слабая – по4строчки

Физминутка:

Цель: Улучшение соматического состояния ребёнка, снять усталость, профилактика плоскостопия, воздействие на биологически активные точки подошв ступней ног, увеличение кровотока к отделам головного мозга

 

1.Физминутка для глаз офтальмо тренажёр «Бегущие огни»

2.Массажные ленты

              3.Массажные катушки для ног

               Смена рабочей позы                                                              

                                                                            IV.Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока

Цель: Учить детей планировать свою деятельность.

         Деятельность учащихся                    

                          Деятельность учителя

      Примечание

Дети  собирают осколочную картинку с изображением лягушки

Дети отвечают

Ответы учащихся: «Хочу познакомиться с новым произведением». «Я буду стараться читать выразительно» «Я постараюсь читать целыми словами»

- Чтобы узнать главного героя следующего произведения, я предлагаю, работая в парах собрать осколочную картинку.

- Кто же будет главной героиней?

- А прочитаем мы с вами сказку «Про лягушку-хохотушку»

- Я хочу, чтобы Вы поняли о чём говорится в сказке, читали её выразительно, целыми словами.

- А  что Вы хотите получить от сегодняшнего урока?

Работа в парах

Сенсорный крест с опорными схемами

  1. Изучение нового учебного материала.

Цель: Учить осознанному восприятию произведения.

         Деятельность учащихся                    

                          Деятельность учителя

      Примечание

Учащиеся слушают

Ответы учащихся

- В сказке рассказывается об осени

- Белка собирала грибы и вешала их на сучки, прятала в дупло орехи.

- Лягушка играла в болоте со своими подружками, хохотала, купалась.

- Лягушка надеялась на прилёт белых мух.

- Белые мухи- это снежинки, снег

Дети читают по волновой траектории

Дети показывают синий цвет блокнота

Дети читают слова на рейке

  1. Знакомство с текстом.

- Сейчас вы прослушаете первую часть  сказки «Про лягушку-хохотушку» Н. Мишутина.        

-  После прослушивания сказки, вы должны мне ответить на вопрос: « О чём  мечтала лягушка-хохотушка?»        

  1. Проверка первичного восприятия.

- О каком времени года рассказывается в сказке?

- Как готовилась к зиме белка?

- А что делала в это время лягушка?

- На что надеялась лягушка?

- А Вы догадались о каких белых мухах идёт речь в сказке?

  1. Словарная работа

- Прочитайте на доске выражение.

- А что оно обозначает, вы мне ответите при помощи цветного блокнота, выбрав правильный ответ на «коромысле»

- Трудные для прочтения слова мы сначала прочитаем медленно по слогам, а затем быстро целым словом.

- А Володя и Данил прочитают эти слова, проходя по шаговой дорожке.

За каждый правильный ответ-фишка

Зи-ма на но-су

«коромысло»

1.Скоро наступит зима

2. Это болезнь носа

Подвесная рейка:

О-сып-лют-ся

Про-си-жи-ва-ла

Раз-но-цвет-ны-е

в пространстве класса

Про

Проси

Просижи

Просижива

Просиживала

Физминутка:

Цель: Улучшение соматического состояния ребёнка, снять усталость.

 

1.Физминутка для глаз: электронный офтальмо тренажёр Базарного

2.Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

   Ветер тише, тише, тише – деревцо всё выше, выше.

               Смена рабочей позы

  1. Закрепление и повторение изученного материала

Цель: Закрепить у учащихся навыки выразительного чтения,  формировать осознанное чтение

         Деятельность учащихся                    

                          Деятельность учителя

      Примечание

Учащийся читает, после сигнала передаёт эстафету другому, называя его имя

Учащиеся в масках читают отрывок.

Дети находят предложения и читают вслух.

Дети выбегают к букварю, восстанавливая план, пересказывая каждый пункт  пересказа.

1.Ранняя осень.

2.Запасливая белка.

3.Что такое зима?

4.Поздняя осень.

5.Ожидание чуда.

1. Чтение «Эстафета»

2. Чтение по ролям

3. -Подбери к иллюстрации, расположенной на красной полосе сенсорного шара, предложения из текста сказки

- Подбери к иллюстрации, расположенной на синей полосе сенсорного шара, предложения из текста сказки.

- Подбери к иллюстрации, расположенной на жёлтой полосе сенсорного шара, предложения из текста сказки.

- А для того, чтобы Вам было проще рассказывать своим младшим братикам и сестрёнкам прочитанную сегодня сказку, я предлагаю составить план пересказа, только вот беда, его нам утки несли, но при остановке на отдых всё перепутали. Давайте его восстановим.

По звуку колокольчика.

У доски

Иллюстрации на сенсорном шаре

Экологический букварь

Правильный ответ- фишка

  1. Подведение итогов и оценка знаний учащихся.

Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность.

         Деятельность учащихся                    

                          Деятельность учителя

      Примечание

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Дети считают количество заработанных фишек

Дети бегут к обручу с цветными лентами и с прищепок снимают послания, закрытые самоклеющейся бумагой

- А как называется сказка, с которой мы сегодня  познакомились?

- Кто главная героиня сказки?

- О чём мечтала лягушка?

- О каких белых мухах говорится в сказке?

Рефлексия

- Вы отлично работали на уроке. Что Вам помогало справляться с заданиями?

- Достигли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?

- А теперь я предлагаю Вам выйти и показать свои пирамиды успеха.

- У кого самые высокие? Молодцы! Аплодисменты! Вы все можете взять свои послания на своих цветных лентах.

Вы откроете столько слов, сколько заработали фишек.

- ….! Прочитай своё послание.

- Это говорит о том, что вы все  активно участвовали в работе урока, правильно отвечали на вопросы, читали без ошибок. Молодцы!

Оценивание

Фронтальный опрос

Правильный ответ- фишка

Сенсорный крест с опорными схемами

Ты хорошо работал сегодня на уроке.

Молодец! Умница!

Желаю тебе успехов!

           Удачи!

Работа с дневником

                                                                           VIII.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание.

         Деятельность учащихся                    

                          Деятельность учителя

      Примечание

Дети  записывают  в дневник домашнее задание

Инструкция учителя.

- Домашнее задание нам принесли гуси, улетающие на юг.

- Группа, у которой Мишки с красными галстуками, готовит пересказ.

- Группа, у которой Мишки с синими галстуками, готовят ролевое чтение.

- Группа, у которой Мишки с зелёными галстуками, готовят чтение с замазанными окончаниями..

-  Я очень довольна вашей работой! Спасибо за урок!

Экологический букварь с.59-60

Текст распечатывается на отдельных листах заранее и стираются окончания нескольких слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения и развития речи во 2 классе, для детей, обучающихся по программе VIII вида, по теме: Т.Шарыгина «Вкусный урок».

Тема: Т.Шарыгина «Вкусный урок»Задачи : ·         Совершенствовать навык правильного, сознательного чтения на основе упражнений в чтении слоговых таблиц и...

Урок чтения и развития речи «Составление и чтение слогов ау, уа», 1 класс

Урок комплексного применения знаний и умений обучающихся, воспитанников 1 класса....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  3 «Б» классеТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»  Уч...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...