Е.Шварц "Два брата"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Прямицына Алена Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Студентка: Елькина А.Е.45 гр.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Живой мир и мир вечного покоя (Е. Шварц «Два брата», гл. 1–4)

Цели деятельности учителя: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Планируемые результаты:

-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

-предметные: познакомятся с произведением Е.Шварц «Два брата» , читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация.

Этап урока, методы и приемы

Время

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Мотивационный

Словесный:

Слово учителя.

Словес: ответы на вопросы

9 мин.

 Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний и представлений учащихся.

– Что общего между «Ежом», «Чижом», «Воробьём»? (Всё это – журналы для детей, издававшиеся в начале XX века.)

– Соберите известных вам писателей «вокруг Маршака».

Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы;

Р: принимать и сохранять уч. задачу

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Практический:

Работа с текстом

Словес: слово учителя

Словес: ответы на вопросы

Практич: комментированное чтение

Словес:беседа по тексту

Практич: выборочное чтение

Практич: беседа после прочтения текста

12 мин.

Работа с текстом до чтения.

1) – Найдите на фотографиях (с. 58, 61, 81) Е. Шварца. Говорят, что он был большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным.

– А каким видите его вы?

– Шварц долгие годы был не просто «вокруг Маршака», а вместе с ним работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила, где обэриуты «ходили» на четвереньках. Что добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце?

2) Работа с ключевыми словами.

Мир произведений Е. Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари.

– Что же писал Шварц для детей?

– О чём его сказки? О чём говорит название «Два брата»?

– Знаете ли другие сказки с таким названием?

Работа с текстом во время чтения.

1) Комментированное чтение глав 1–4 сказки «Два брата», ведение детьми диалога с автором.

2) Беседа и повторное выборочное чтение.

1-я глава.

– Можно ли начало сказки назвать  сказочным?

– Что веселило лесничего, а что его огорчало?

– Что заставило Старшего дать честное слово?

– Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

– Что страшного в словах «оставь меня в покое!»?

– Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Докажите свою точку зрения.

– Отчего поседел отец?

– Каким бы вы назвали решение отца: жестоким? справедливым?

мудрым?

– Почему два брата носят такие необычные имена – Старший и Младший?

2-я глава.

– Что нового мы узнаём о Старшем?

– Зачем сказочник второй раз называет количество его лет (12)?

– Красив ли ледяной лес?

– А какое впечатление производит на вас эта красота?

– Как переплетаются в сказке реальность и фантастика? (На примере этой главы.)

3-я глава.

– Почему у старика тоненький звонкий голос? (Он насквозь промёрз.)

– «Не доброе и не злое лицо», «спокойно», «повторил отчётливо, гладко» – о чём это говорит?

– Почему так страшно (раздельно) говорит Мороз?

– Кого напоминает вам Прадедушка Мороз?

– Что страшного во дворце Мороза? (Его бесконечность, неизменность, чёрное ледяное пламя в белой печи.)

– Как понимает покой Мороз? А как понимал это слово Старший, отгоняя Младшего (задание II.1 в тетради)?

– Что огорчило и потрясло Старшего?

– Почему он подчинился Морозу и стал «успокаивать» птиц?

– Исполнит ли Мороз свою угрозу, если мальчик его ослушается?

– Что больше всего поразило вас в поступках Мороза?

4-я глава.

– Какое впечатление рождают слова «завтрак № 1», «полка № 9»?

– На какой промысел отправляется

Мороз?

– Почему он разрешает Старшему передвигаться как угодно?

– Легко ли будет спасти брата?

– Что помогает Старшему выдержать такую «ледяную» жизнь?

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– В чём необычность сказки Е. Шварца? (В ней сплетаются реальность и волшебство.) Где реальная жизнь, а где сказка?

Вопрос 4 учебника (с. 81).

2) Словесное рисование. (Два мира есть в сказке Шварца: мёртвый мир вечного покоя и мир живой – мир леса, семьи мальчиков, поэтому для рисования можно предложить две темы – «Лес в начале сказки» и «Ледяной лес» или «В доме лесничего» и «Во дворце Мороза».)                     

Работать с текстом.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

(Читали сказку Л.Н. Толстого.)

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

П: строят речевое высказывания

Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать свою точку зрения;

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К:Развиваем умение слушать и понимать речь других.

К: Выразительно читать и пересказывать текст.

К: Оформлять свои мысли

Л: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Красный кружок

Синий кружок

Зеленый кружок

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез



Предварительный просмотр:

Класс: 4

Студентка: Елькина А.Е.45 гр.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Спасение Младшего – победа живого мира (Е. Шварц «Два брата», гл. 5–8)

Цели деятельности учителя: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Планируемые результаты:

-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

-предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Тип урока:комбинированный

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация.

Этап урока, методы и приемы

Время

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Мотивационный

Словесный:

Слово учителя.

Словес: ответы на вопросы

 Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

– С какими чувствами вы читали окончание сказки?

– За кого из братьев переживали особенно? Почему?

– Какие страницы хотели бы перечитать сегодня в классе?

Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы;

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Практический:

Работа с текстом

Словес: слово учителя

Словес: ответы на вопросы

Практич: комментированное чтение

Словес:беседа по тексту

Практич: беседа после прочтения текста

Определение главного смысла сказки (задание II.2 в тетради, уроки 88–90).

– Прочитайте мечту о будущем Е. Шварца, высказанную одним из самых нежно любимых им героев (Дон-Кихотом): «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всём свете, справедливость уничтожит корысть и пристрастие».

– Какое из этих трёх предложений напрямую относится к сказке «Два брата»?

Работа с текстом во время чтения.

1) Комментированное чтение глав 5–8.

5-я глава.

– Можно ли мальчика назвать благодарным и внимательным слушателем?

– Легко ли открыть дубовую дверь?

– Зачем мальчик отогревал птиц и зверей?

– Понимали ли его птицы, белки и зайцы?

– Почему Мороз на этот раз простил мальчика?

6-я глава.

– Что помогает мальчику и зверям понимать друг друга?

– Какие цифры обыгрывает в сказке Щварц? (7, 49.) Есть ли в них какая-то магия, особая сила?

– Отчего дрожит мальчик, входя в зал?

– Что в первую очередь он заметил, разглядывая младшего брата?

7-я глава.

– Что впервые появляется в сказке? (Солнце.)

– Почему вдруг Старший почувствовал холод?

– Что придавало мужества зайцам?

– Что символизируют слёзы Мороза?

– Уверен ли Старший, что отец оживит Младшего? (Не до конца: он понимает, что должен будет сделать это сам.)

– Зачем он теперь торопился и «мчался, как вихрь», ведь Мороз остался позади?

– Почему в этой сцене автор особенно часто начинает предложения с союза «и»? Прочитайте отрывок вслух (с. 78) и вслушайтесь в звучание.

– Обратите внимание на эту сцену спасения Младшего птицами и белками. Посмотрите, как строятся предложения.

– Так кто же всё-таки спас Младшего: звери или старший брат?

 8-я глава.

– Почему родители сидят у открытого окна?

– Сколько времени прошло с момента ухода братьев?

– Как бежали по лесу Старший и Младший?

– Что помогло отцу помолодеть?

– Вы заметили, что автор не выдерживает и прямо высказывает свои мысли?

Вопрос после чтения:

– Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка? А как закончилась сказка Шварца? Почему? (Автор уточняет: жить счастливо можно, если живёшь дружно.)

2) Выразительное чтение самых сказочных фрагментов сказки (самых реальных, самых поучительных, шварцевских – и т.д., по выбору учителя и учащихся).

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

Вопросы 1 и 2 учебника (с. 81).

2) Определение главного смысла текста, возвращение к заданию в тетради.

– Проверьте, правильно ли вы выделили главное предложение в словах героя, раскрывающее мечту Шварца.

Работать с текстом.

Отвечать на вопросы

(Читали сказку Л.Н. Толстого.)

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

П: строят речевое высказывания

Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать свою точку зрения;

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К:Развиваем умение слушать и понимать речь других.

К: Выразительно читать и пересказывать текст.

К: Оформлять свои мысли

Л: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Красный кружок

Синий кружок

Зеленый кружок

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез



Предварительный просмотр:

Класс: 4

Студентка: Елькина А.Е.45 гр.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата» (обобщение)

Цели деятельности учителя: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили

Планируемые результаты:

-личностные: проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

-предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация.

Этап урока, методы и приемы

Время

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

Парта это не кровать 
И на ней нельзя лежать.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Мотивационный

Практич: литературный диктант

-Откройте тетради задание II.3

– Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос), белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей).

Составив словосочетания, ребята «разворачивают» смысл каждого, пересказывая соответствующие фрагменты текста

Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы;

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Практический:

Составление плана

Словес: ответы на вопросы

Словес:беседа по тексту

Практич: составление сказки

Практич: задание в раб.тетради

Работа с текстом после чтения.

Составление цитатного плана сказки (задание II.4 в тетради).

Например:

а) «Где твой младший брат?»

б) «А Старший шагал, шагал, шагал...»

в) «Ты останешься здесь навеки».

г) «Так и пошли дни за днями».

д) «Завтра начнём сначала!»

е) «Все его друзья собрались».

ё) «И Старший обнял его».

ж) «Братья жили теперь дружно».

Обобщающая беседа.

– Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный друг»?

– Насколько серьёзными были у него основания рассчитывать на то, что Старший станет его учеником и последователем?

– Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил?

– Какие обстоятельства изменили его характер?

– Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким?

– Что он символизирует в сказке? (Смерть, омертвление души.)

– Насколько сильно зло в сказке?

– Смог бы Старший один вернуть брата?

– Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего?

– В чём жизненная мудрость этой сказки?

2. Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов.

1) Сопоставление сказки с народными сказками.

– В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз?

– «А я вот сказочник» – такими словами начинается одна из сказок Шварца. Что сказочного в прочитанном вами произведении?

– А чем непохожа сказка Шварца на народные сказки? В чём главное отличие? (В фольклорных сказках совершенно иной смысл.)

– Знаете ли вы народные сказки о ценности дружбы, о необходимости ценить семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему?

2) Сопоставление сказки с литературными произведениями.

– Какие литературные произведения из прочитанных вами поднимают подобные проблемы?

– Приведите примеры произведений разных жанров, решающих эти проблемы.

3) Творческие задания.

– Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е. Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное.

Л.Н. Толстой:

Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они увидели, что каждый счастлив по-своему.

Главное: у каждого в жизни свой путь.

Е. Шварц:

Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с помощью друзей, пройдя немало испытаний в ледяном дворце Прадедушки Мороза, он сумел вернуть Младшего.

Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно.

– Придумайте свою историю о взаимоотношениях (задание III.5 в тетради).

Составлять план

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Работать в раб.тетрадях

П: строят речевое высказывания

Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать свою точку зрения;

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К:Развиваем умение слушать и понимать речь других.

К: Выразительно читать и пересказывать текст.

К: Оформлять свои мысли

Л: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Красный кружок

Синий кружок

Зеленый кружок

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Л. Н. Толстой "Два брата"

Урок литературного чтения (4 класс). Тема урока: Л.Н. Толстой "Два брата"(сказка).Представлена подробная разработка материала урока литературного чтения....

урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"

Урок построен по технологии развития критического мышления...

Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты" (с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века". На изучение произведения отводится 2 часа. Это первый урок - знакомство с биографией авторов и сказкой....

Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших"

Урок - обобщение  по  теме  "О братьях  наших  меньших"  Презентация  к  уроку    литературного  чтения  во  2  классе. Обоб...

"Братья наши меньшие"

Классный час о собаках....

Дорогой сказок братьев Гримм

Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...