Чтение
материал по чтению
Предварительный просмотр:
Дата: 23.04.2019 | ФИО учителя: Кузнецова В.В. |
Школа: № 152 | ФИ студента: Табунова Дарья |
Класс: 4б | ФИО методиста: Кондратьева И.И. |
Кабинет: 213 |
Конспект урока литературного чтения
Тема: Зарубежная литература. Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»
Цель деятельности учителя: познакомить с биографией Джонатана Свифта и его произведением «Приключение Гулливера»; развивать словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- давать характеристику героям;
- определять тему и основную мысль произведения;
- пересказывать эпизоды из изученых эпизодов;
- развивать речь, творческие способности детей.
Личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование урока: Учебник Литературного чтения 4 класс 2 часть. Просвещение Школа России.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности словесный | 15 -30 сек. | - Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем продуктивной работы на сегодняшний день! Меня зовут Дарья Михайловна и сегодня я проведу у вас урок русского языка!
-Путешествие в увлекательную страну литературы мы начнем с викторины | Приветствуют учителя | Р: личностное включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный, побуждающий диалог | 1-2мин. | Викторина Вам нужно будет назвать название и автора. 1. Музыка, потом слайд Из какого произведения прозвучала музыка? 2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха. 3. Иллюстрация к какой сказке перед вами? 4. «Братья могут честно заработать себе на хлеб, - говорил младший. –А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту?» 5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она? 6. Узнайте сказку по предметам : Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой 7.-Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы. «Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли это в самом деле?» | (Бр.Гримм «Бременские музыканты») (Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине») (Андерсен, «Гадкий утенок») (Ш.Перро «Кот в сапогах») (Ш.Перро «Красная шапочка») (Ш.Перро «Золушка») (Андерсен «Гадкий утенок») | П: Выделение известной информации и структурирование знаний |
III. Постановка учебной задачи Словесный Проблемный вопрос | 1мин. | -К какому жанру можно отнести все эти произведения? -Что такое сказка? -Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников -Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература». -Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь. -Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д.Свифта «Приключения Гулливера». -Ребята, вы встречались с этим словом? -Когда его употребляли? -Сегодня мы узнаем кто придумал этого героя! -Какие цели поставите перед собой?
Давайте послушаем рассказ о жизни и творчестве Д.Свифта. | (СКАЗКА) (Сказка – это жанр литературного произведения, в котором изображается чудесное и необычное. Сказку раньше передавали из уст в уста.) (зарубежные писатели) (иностранная, писатели из других стран) (рассказывают дети) (Познакомиться с биографией автора, произведением зарубежной литературы, развивать творческие способности, продолжать учиться работать в группах) | П: самостоятельное формулирование темы и цели урока Л: проявление активности в общей работе |
IV. Открытие нового знания Наглядный Словесный Эвристическая беседа Практический- списывание с грамматическим редактированием. Словарная работа. Словарная работа | 10-15 мин. | Знаменитый английский писатель, поэт Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Ирландском городе Дублин в семье бедного священника. Отец умер за несколько месяцев до рождения сына. Мать оставила ребенка на воспитание дяде. Жизнь в чужом доме заставила мальчика с детства испытывать унижения и нужду. Юный Джонатан рос остроумным и независимым, но не отличался прилежанием в учебе. После школы Свифт поступил в Тринити – колледж Дублинского университета. Окончив его, служил секретарем у состоятельного отставного дипломата, затем священником, и, наконец, настоятелем Дублинского собора Святого Патрика. Главным литературным трудом Джонатана Свифта стал роман «Приключения Гулливера», который вышел в 1726 году и принес писателю мировую известность. В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772-1773 годах. Джонатан Свифт ушел из жизни в 1745 году, в возрасте 77( семидесяти семи) лет, завещав похоронить себя в Дублинском соборе. - Что вам запомнилось из биографии Д. Стифта? - Кому мать оставила ребенка на воспитание? - Что приготовила жизнь мальчику в чужом доме? - Каким ребенком рос Джонатан Свифт? - В каком году вышел роман «Приключения Гулливера»? - В каком году этот роман был напечатан в России? - Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Главный герой которого – английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории. -Все приготовились к чтению. Как настоящие путешествинники мы будем делать остановки по пути. Значит читать будем с комментариями и беседой. Итак, мы отправляемся в захватывающее путешествие, в неизвестную страну и нам с вами встретятся слова, значение которых надо объяснить. - Что может являться помощником в толковании слов? - Как расположены слова в словаре? - Найдите в словаре значения слова колчан и колышки 1часть. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Колчан - футляр для стрел. Врассыпную – разбежались в разные стороны. Заметались – беспокойно задвигались из стороны в сторону. Колышки - заостренные палочки. Чтение произведения с обсуждением событий текста, составление плана.
-Почему пробуждение Гулливера было непривычным? -Что необычного произошло дальше? -Кого увидел Гулливер? Прогнозирование. -Как вы думаете, что произойдет дальше? - Мы переходим к чтению второй части. - Во второй части, как и в первой есть слова, значение которых надо посмотреть в словаре. - Найдите в словаре значение слов помост и свиток 2 часть. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Помост – возвышение, площадка из досок. Прилаживали – приделывали. Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе. Свиток – свернутая трубочкой рукопись на полосе бумаги
-Что построили лилипуты и зачем? -Как вы думаете, о чем читал маленький человек? Как повел себя путешественник? -Как он это сделал? -Существует язик жестов. Этот язык помогает людем лучше понять друг друга, даже тогда, когда они не могут понять друг друга с помощью слов существуют такие жесты которые понятны в любой стране. И Гулливер, как опытный путешественник согласился с намерияними маленьких хозяев, кивнув головой, и завершил их в доброжелательном отношении, приложив руку к сердцу. Прогнозирование. -Как вы думаете, что произойдет дальше? 5.Физминутка. А теперь на месте шаг А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) | Мать оставила ребенка на воспитание дяде). (Жизнь в чужом доме заставила мальчика с детства испытывать унижения и нужду.) (Юный Джонатан рос остроумным и независимым). (роман «Приключения Гулливера», который вышел в 1726 году и принес писателю мировую известность). (В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772-1773 годах). (Мы можем посмотреть в толковом словаре Ожегова). (Слова в словаре расположены в алфавитном порядке) . (Дети самостоятельно ищут в словаре значение слов.) (Гулливер связан как рыбка.) .(Путешественник,терпеливый,добрый, сильный.) (Ответы детей) (Встреча Гулливера с важной особой.) Уважительный, догадливый.) (Ответы детей) | П: поиск и выделение в общей работе; П: структурирование знания; П: признаков предметов анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К: инициативность в общем поиске нового знания; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов |
V.Первичное закрепление во внешней речи словесный | 5 мин. | Работа в парах. - Ребята, сейчас мы проверим вашу внимательность. У вас на партах лежат карточки. Вам надо вставить пропущенные слова. Для этого задания вам понадобиться учебник. Надо найти этот отрывок в тексте и дополнить его. - Повторим правила работы в парах. Надо: Работай вместе, дружно;
| Приступают к самостоятельной работе. Взаимопроверка.
- 3 ошибки— 2
| Л: понимание и выражение в речи цели задания Р: принятие учебной задачи к исполнению |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой практический Индивидуальная практическая работа | 5 мин. | -Но наши с вами приключения не закончились. Я предлагаю вам составить характеристику нашего героя . «Солнышко героя» | Приступают к самостоятельной работе. Взаимопроверка.
- 3 ошибки— 2 | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания |
VII. Включение в систему знаний Практический: составление рассказов на основе прочитанного | 5 мин. | .Вслед за Гулливером отправляемся по морю творчества. Перенесемся в выдуманную страну, в которой вы не такой как все. Представьте себя на месте героя. Опишите свои приключения, свои чувства, ощущения, эмоции, а потом расскажите своим товарищам. Как чувствует себя великан в стране лилипутов вы уже узнали. 1группа - вы лилипут в стране Великанов. 2группа - вам предстоит подумать и обосновать свой ответ: кем лучше быть – великаном в стране лилипутов или лилипутом в стране великанов. 3группа и 4 группа- вы попадаете в страну, в которой жители такого же роста как вы, но выглядят вот так (для каждой группы своя картинка). Вы можете при подготовке использовать наводящие вопросы, но у вас должен получиться связный рассказ. Подготовка и выступление детей -Наверное, нет такого человека, который с детства не мечтал бы о далеких странах и городах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы. Став взрослыми, многие люди осуществляют свою мечту - путешествуют по свету. Но путешествовать можно не только куда - то уезжая. Путешествовать человеку помогают книги. -Снова обратимся к выставке книг. -Как вы думаете о чём остальные книги, представленные здесь?(о путешествиях) -Это книги, с героями которых мы можем путешествовать. Путешествовать мы можем с героями книг, следующих известных зарубежных писателей С.Лагерлеф – шведская писательница Ж.Верн- французский М.Твен- американский Д.Дэфо- английский Р.Э.Распе- немецкий | П: обобщение и структурирование знаний в речи | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный Анализ продуктов работы | 2-3 мин. | -Молодцы ребята. 2. Какие трудности возникли на уроке? 3.Оцените свою работу на уроке. - Какой раздел мы начали изучать? - С каким писателем познакомились? - А теперь нас ждет еще одно небольшое интересное испытание. Вы художники-иллюстраторы. Составте рисунок для титульной страницы книги. -Урок закончен. До свидание. | Дети оценивают себя. Записывают ДЗ | П: доказательство качества выполнения задания; К: умение полно и точно выражать своё мнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку
Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...