Чтение
материал по чтению

Табунова Дарья Михайловна

конспекты уроков литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_1.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.2019

                                                        ФИО учителя: Кузнецова В.В.

Школа: №  152

                                                        ФИ студента: Табунова Дарья

Класс:

                                                        ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 213

Конспект урока литературного чтения

Тема: Зарубежная литература. Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

Цель деятельности учителя: познакомить с биографией Джонатана Свифта и его произведением «Приключение Гулливера»; развивать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • давать характеристику героям;
  • определять тему и основную мысль произведения;
  • пересказывать эпизоды из изученых эпизодов;
  • развивать речь, творческие способности детей.

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование урока: Учебник Литературного чтения 4 класс 2 часть. Просвещение Школа России.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание  урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

словесный

15 -30 сек.

- Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем продуктивной работы на сегодняшний день!   Меня зовут Дарья Михайловна и сегодня я проведу у вас урок русского языка!

  • Присаживайтесь.

-Путешествие в увлекательную страну литературы мы начнем с викторины

Приветствуют учителя

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, побуждающий диалог

1-2мин.

Викторина

Вам нужно будет назвать название и автора.

1. Музыка, потом слайд

Из какого произведения прозвучала музыка? 2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха. 3. Иллюстрация к какой сказке перед вами?

4. «Братья могут честно заработать себе на хлеб, - говорил младший. –А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту?» 5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она? 6. Узнайте сказку по предметам :

Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой

7.-Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы.

«Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли это в самом деле?»

(Бр.Гримм «Бременские музыканты»)

(Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)

(Андерсен, «Гадкий утенок»)

(Ш.Перро «Кот в сапогах»)

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

(Ш.Перро «Золушка»)

(Андерсен «Гадкий утенок»)

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Проблемный вопрос

1мин.

-К какому жанру можно отнести все эти произведения?

-Что такое сказка? -Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников -Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».

-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь.

-Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д.Свифта «Приключения Гулливера».

-Ребята, вы встречались с этим словом?

-Когда его употребляли?

-Сегодня мы узнаем кто придумал этого героя!

-Какие цели поставите перед собой?

  • Мы познакомимся с …
  • Мы узнаем …
  • Мы вспомним …
  • Мы будем уметь …
  • Мы сможем поразмышлять …

Давайте послушаем рассказ о жизни и творчестве Д.Свифта.

(СКАЗКА)

(Сказка – это жанр литературного произведения, в котором изображается чудесное и необычное. Сказку раньше передавали из уст в уста.)

(зарубежные писатели)

(иностранная, писатели из других стран)

(рассказывают дети)

(Познакомиться с биографией автора, произведением зарубежной литературы, развивать творческие способности, продолжать учиться работать в группах)

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный

Словесный

Эвристическая беседа

Практический- списывание с грамматическим редактированием.

Словарная работа.

Словарная работа

10-15 мин.

 Знаменитый английский писатель, поэт Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Ирландском городе Дублин в семье бедного священника.

Отец умер за несколько месяцев до рождения сына. Мать оставила ребенка на воспитание дяде. Жизнь в чужом доме заставила мальчика с детства испытывать унижения и нужду.

Юный Джонатан рос остроумным и независимым, но не отличался прилежанием в учебе.

После школы Свифт поступил в Тринити – колледж Дублинского университета. Окончив его, служил секретарем у состоятельного отставного дипломата, затем священником, и, наконец, настоятелем Дублинского собора Святого Патрика.

Главным литературным трудом Джонатана Свифта стал роман «Приключения Гулливера», который вышел в 1726 году и принес писателю мировую известность.

В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772-1773 годах.

Джонатан Свифт ушел из жизни в 1745 году, в возрасте 77( семидесяти семи) лет, завещав похоронить себя в Дублинском соборе.

- Что вам запомнилось из биографии Д. Стифта?

- Кому мать оставила ребенка на воспитание?

- Что приготовила жизнь мальчику в чужом доме?

 - Каким ребенком рос Джонатан Свифт?

 - В каком году вышел роман «Приключения Гулливера»?

 - В каком году этот роман был напечатан в России? 

- Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Главный герой которого – английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории.

-Все приготовились к чтению. Как настоящие путешествинники мы будем делать остановки по пути. Значит читать будем с комментариями и беседой. Итак, мы отправляемся в захватывающее путешествие, в неизвестную страну и нам с вами встретятся слова, значение которых надо объяснить.

- Что может являться помощником в толковании слов? 

- Как расположены слова в словаре?

 - Найдите в словаре значения слова колчан и колышки

1часть.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Колчан - футляр для стрел.

Врассыпную – разбежались в разные стороны.

Заметались – беспокойно задвигались из стороны в сторону.

Колышки - заостренные палочки.

Чтение произведения с обсуждением событий текста, составление плана.

  1. Озаглавить. 
  2.  Определить черты характера Гулливера

-Почему пробуждение Гулливера было непривычным?

-Что необычного произошло дальше?

-Кого увидел Гулливер?

Прогнозирование.

-Как вы думаете, что произойдет дальше? 

- Мы переходим к чтению второй части.

- Во второй части, как и в первой есть слова, значение которых надо посмотреть в словаре.

- Найдите в словаре значение слов помост и свиток

2 часть.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Помост – возвышение, площадка из досок.

Прилаживали – приделывали.

Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе.

Свиток – свернутая трубочкой рукопись на полосе бумаги

  1. Озаглавить. 
  2. Определить черты характера Гулливера. 

-Что построили лилипуты и зачем?

-Как вы думаете, о чем читал маленький человек? Как повел себя путешественник?

-Как он это сделал?

-Существует язик жестов. Этот язык помогает людем лучше понять друг друга, даже тогда, когда они не могут понять друг друга с помощью слов существуют такие жесты которые понятны в любой стране. И Гулливер, как опытный путешественник согласился с намерияними маленьких хозяев, кивнув головой, и завершил их в доброжелательном отношении, приложив руку к сердцу.

Прогнозирование.

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

5.Физминутка.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Мать оставила ребенка на воспитание дяде).

(Жизнь в чужом доме заставила мальчика с детства испытывать унижения и нужду.)

(Юный Джонатан рос остроумным и независимым).

(роман «Приключения Гулливера», который вышел в 1726 году и принес писателю мировую известность).

(В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772-1773 годах).

(Мы можем посмотреть в толковом словаре Ожегова).

(Слова в словаре расположены в алфавитном порядке)

. (Дети самостоятельно ищут в словаре значение слов.)

(Гулливер связан как рыбка.) .(Путешественник,терпеливый,добрый, сильный.)

(Ответы детей)

(Встреча Гулливера с важной особой.)

Уважительный, догадливый.)

(Ответы детей)

П: поиск и выделение  в общей работе;

П: структурирование знания;

П: признаков предметов анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

словесный

5 мин.

Работа в парах.

- Ребята, сейчас мы проверим вашу внимательность. У вас на партах лежат карточки. Вам надо вставить пропущенные слова. Для этого задания вам понадобиться учебник. Надо найти этот отрывок в тексте и дополнить его.

- Повторим правила работы в парах.

Надо:

Работай вместе, дружно;

  1. Работай тихо;
  2. Слушать мнение соседа и высказывать свое;
  3. Быть внимательными друг к другу, вежливыми;
  4. Вовремя оказывать помощь.

Приступают к самостоятельной работе.

Взаимопроверка.

  • нет ошибок-5
  • 1ошибки  — 4
  • 2ошибки — 3

-           3 ошибки— 2

 

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

практический

Индивидуальная практическая работа

5 мин.

-Но наши с вами приключения не закончились. Я предлагаю вам составить характеристику нашего героя .

«Солнышко героя»

hello_html_781faa07.png

Приступают к самостоятельной работе.

Взаимопроверка.

  • нет ошибок-5
  • 1ошибки  — 4
  • 2ошибки — 3

-           3 ошибки— 2

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Практический: составление рассказов на основе прочитанного

5 мин.

.Вслед за Гулливером отправляемся по морю творчества.

Перенесемся в выдуманную страну, в которой вы не такой как все.

Представьте себя на месте героя. Опишите свои приключения, свои чувства, ощущения, эмоции, а потом расскажите своим товарищам.  Как чувствует себя великан в стране лилипутов вы уже узнали.

1группа - вы лилипут в стране Великанов.

2группа - вам предстоит подумать и обосновать свой ответ: кем лучше быть – великаном в стране лилипутов или лилипутом в стране великанов.

3группа и 4 группа- вы попадаете в страну, в которой жители такого же роста как вы, но выглядят вот так (для каждой группы своя картинка).

Вы можете при подготовке использовать наводящие вопросы, но у вас должен получиться связный рассказ.

Подготовка и выступление детей

-Наверное, нет такого человека, который с детства не мечтал бы о далеких странах и городах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы. Став взрослыми, многие люди осуществляют свою мечту - путешествуют по свету. Но путешествовать можно не только куда - то уезжая. Путешествовать человеку помогают книги.

-Снова обратимся к выставке книг.

-Как вы думаете о чём остальные книги, представленные здесь?(о путешествиях)

-Это книги, с героями которых мы можем путешествовать.

Путешествовать мы можем с героями книг, следующих известных зарубежных писателей

С.Лагерлеф – шведская писательница

Ж.Верн- французский

М.Твен- американский

Д.Дэфо- английский

Р.Э.Распе- немецкий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный

Анализ продуктов работы

2-3 мин.

-Молодцы  ребята.
1. Какое у вас сейчас настроение?

2. Какие трудности возникли на уроке?

3.Оцените свою работу на уроке.

- Какой раздел мы начали изучать?

- С каким писателем познакомились?

- А теперь нас ждет еще одно небольшое интересное испытание. Вы художники-иллюстраторы. Составте рисунок для титульной страницы книги.

-Урок закончен. До свидание.

Дети оценивают себя.

Записывают ДЗ

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...