урок чтения на тему "Стихи Пушкина"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Исакова Елена Николаевна

Разработка урока по литературному чтению содержит  анализ стихов А.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_stihi_pushkina.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению      

Тема урока: « Стихи Пушкина».

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А.С.Пушкина о зиме; закрепить понятие олицетворение; развивать речь, умение видеть прекрасное; прививать любовь к поэзии, природе; продолжить формирование  навыков  сравнения, анализа, развивать умение делать выводы

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирическое произведение и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение).

Оборудование: выставка детских рисунков, выставка книг произведений А.С.Пушкина, роман «Евгений Онегин»,презентация по теме, электронное приложение к уроку, карточки с заданиями для групп.

                               Ход урока.

 1.Этап  мотивации 

 Настроение у нас – отличное,

 А улыбки – дело привычное,

 Пожелаем друг другу добра,

 Ведь урок начинать нам пора!

2.Проверка домашнего задания (Слайд1)

1)- С каким поэтом мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы запомнили из его биографии?

Послушайте еще биографические сведения об А.С.Пушкине

Рассказ учителя о раннем творчестве Пушкина.

(Слайд2)

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина (1745-1818г.г.), была первой наставницей А. С. Пушкина в русском языке. По словам П.И.Бартенева, "...любила вспоминать старину, и от нее А.С.Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии".

Люблю от бабушки московской

 Я слушать толки о родне.

 Об отдаленной старине.

 Могучих предков правнук бедный.

 Люблю встречать их имена

 В двух-трех строках Карамзина.  

(Слайд3)

Интерес будущего поэта к народному творчеству окреп благодаря няне Арине Родионовне. Яковлева Арина Родионовна (1758 – 1828),крепостная. В 1799 году получила вольную, но предпочла остаться в семье Пушкиных. Когда–то она вынянчила мать Пушкина, а теперь нянчила всех ее детей. Женщина честная, преданная и очень умная, она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно рассказывала их своему питомцу.

(Слайд 4)

2)Работа с выставкой книг и рисунков

-Наши  ребята принесли из своей домашней библиотечки на урок книги Пушкина. Давайте их рассмотрим

175 лет как умер Пушкин (он погиб на дуэли) но его произведения продолжают печатать

( Слайд5)

Вы готовили выразительное чтение  стихотворения «У лукоморья дуб зеленый». Послушаем выступление нескольких ребят и оценим.

Для некоторых людей создание стихов – дело жизни. Эти люди – поэты.

    (Слайд6)

Пушкин очень любил осень

-Какие строчки приходят на память?

Этап выявления места и причины затруднения

( Слайд7)

Посмотрите ,ребята, на доску. Картину какого времени года вы видите? (Зима) Может, я ошиблась? Разве сейчас зима?

А вы любите зиму? Как вы думаете для чего здесь зимняя картина?

3. Актуализация знаний и представлений учащихся о поэтических произведениях 

-Любили зиму не только художники, но и русские поэты. (Слайд8)

Так устроены поэты: все, что тронуло их души, пробудило в них особые чувства, они передают в своих стихах. Многие поэты воспевали нашу русскую зиму.

(Чтение отрывков стихотворений на доске)

Ф. Тютчев:

“Чародейкою – зимою околдован, лес стоит

 И под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит ”.

И.Никитин “Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам…”

(Слайд9)

А.Пушкин “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…”

-Вы прочитали отрывки из стихотворений, ответьте на вопрос:

-Какое время года воспевают поэты?

-Какие чувства передают авторы в своём стихотворении?

Описывая прекрасные картины зимней русской природы, поэты выражают разные чувства: радость, грусть, умиротворение, восторг… Но в каждом прочитанном нами стихотворении мы чувствуем любовь к нашей Родине – России.

4. Объявление темы и цели урока.

На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.

– Постарайтесь самостоятельно сформулировать задачи урока. (Учиться выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать словарный запас)

5. Изучение нового материала.

( Слайд 10)

1) Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина “Вот север тучи нагоняя…»  (Электронное приложение)

Сегодня мы познакомимся с  два отрывком из романа «Евгений Онегин»,посвященные зиме

2) Проверка восприятия.

-Какие чувства вы испытали при чтении этих строк диктором. Поделитесь чувствами.

-Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их? (Словесное рисование)

-Какие слова или выражения были непонятны?

Пелена- сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.

-Какие чудеса творит волшебница-зима?

-Реалистическая или сказочная картина нарисована поэтом?( Каритна реальная, а образы сказочные.(Слайд11)Север и зима совершают  действия как люди)

-Как в литературе называется прием? (Олицетворение)

-Почему поэт использовал выражение  «блеснул мороз»? Сравните его с сочетаниями «ударил мороз», «блеснула молния».

-Каким выражением можно заменить строку «Брега с недвижною рекою»? (Река ,покрытая льдом, застывшая река

-А как интересней?

Выразительное чтение стихотворения.(2-3 человека)

Физкультминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь

Взялись за руки дружок, получается снежок.

5. Продолжение работы по теме.

1) Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”. (Электронное приложение)

(Слайд12)

2) Проверка восприятия.

-Поделитесь чувствами.

- Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их? (Словесное рисование)

Этап выявления места и причины затруднения

Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть, а это будет вашим домашним заданием. Почему? Потому

что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Все непонятные слова необходимо объяснить.

6.Этап построения проекта выхода из затруднения

1) Словарная работа.(Слайд13)

Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов. В известной детской песенке Р.Кудашевой “В лесу родилась ёлочка” мы уже встречались с этим словом: “Везёт лошадка дровенки, а в дровнях мужичок…”

Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

(Слайд14)

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

2)Работа с эпитетами. (Слайд15)

В знаменитом пушкинском отрывке всего 14 строчек и на весь текст только два эпитета (бразды пушистые, кибитка удалая). Других изобразительных средств в нём нет, но выразительность стихов от этого не становится слабее. Каждое слово в этом отрывке является значимым, имеет определённый смысл, выражает какие-то эмоции, а вместе слова создают образные, яркие, до мельчайших деталей выписанные картины русской зимы. Такой её видел А.С.Пушкин в XIX веке.

(Слайд16)

7.Этап реализации построенного проекта

1) Анализ стихотворения. Вопрос         Ответ         Дополнение

-Кто главный участник действия в первой картине?        Крестьянин.        

-Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)?

- Стало ли крестьянину легче ездить?

-Почему “обновление пути” по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством?        Ответы детей        

Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.

“Торжество” крестьянина относится не к “обновлению пути” по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

В тот год осенняя погода

 Стояла долго на дворе,

 Зимы ждала, ждала природа,

 Снег выпал только в январе

 На третье в ночь.

Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом “на третье в ночь” спасен урожай.

Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы?        На это указывает восклицание – Зима!..        

Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз.        Поскольку установившегося санного пути ещё нет, то “крестьянин обновляет путь”.        

Как ведёт себя лошадка?        Ответы детей.        Малопонятны сейчас и следующие слова — “снег почуя”. Почему лошадь “чует снег”, а не видит? Почему она “плетется рысью как-нибудь”? Вот как отвечает на этот вопрос Дмитрий Михайлович Урнов – российский литературовед, доктор филологических наук, автор книг о конном спорте: “„Как-нибудь" означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. Лошадь не любит неверной и незнакомой дороги, а снег только что выпал, под копытом ползет, попадается чернота — земля незасыпанная, и даже какой-нибудь знакомый пень или камень выглядит по-новому, пугает.

“Снег почуя”— лошадь, прежде всего и преимущественно все чует. Глаза у нее сравнительно слабые, слух неплохой, но главное — чутье”.

Итак, Пушкин знал крестьянский быт не как горожанин, а как житель деревни.

О чём говорится во второй части?        Ответы детей.        

Встречается ли в ней упоминание о лошадях? Кто же везёт кибитку?        Прямо не говорится. Но мы понимаем, что кибитку везет лошадь или лошади.        

А почему кибитка “удалая”?        Кибитка движется очень быстро, поэтому Пушкин написал “летит”.        Чтобы передать стремительность движения, поэт определяет слово кибитка эпитетом удалая, имея в виду не сам зимний экипаж, а лошадь, его везущую (метонимический перенос: кибитка удалая – лошадь удалая). На быструю езду указывают и слова “Бразды пушистые взрывая…”

Кто управляет кибиткой?        Ямщик.        Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и почтальонам меняли лошадей. Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.

Кто главный участник в третьей части?        Дворовый мальчик.        Кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе. Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.

Чем занят дворовый мальчик?        Катает на санках собаку.        

Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?        Ответы детей.        

2Работа в группах

 Наблюдение над рифмами стихотворения – “Поэтическая мастерская”.

Задание1 группе

Найдите в стихотворении рифму к словам:

Торжествуя-________________________________________

Путь-________________________________________________

Задание2 группе

Найдите в стихотворении рифму к словам:

взрывая-________________________________________

на облучке-________________________________________________

Задание3 группе

Найдите в стихотворении рифму к словам:

мальчик-________________________________________

посадив-________________________________________________

(Слайд18)

Вывод: В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму. Для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывком из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму?        Ответы детей.        Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу “онегинская строфа”

Сколько строчек составляет эта строфа, названая “онегинской”?        14        

Этап первичного закрепления

4) Выразительное чтение стихотворения. Несколько детей, по желанию, читают выразительно стихотворение.

( Слайд19)

8Этап рефлексии учебной деятельности

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

Что вам было интересно? –Что затруднило на уроке?

9 Домашнее задание.(Слайд20,21)

 Выучить отрывок наизусть ( по выбору), нарисовать рисунок.

Задание 1 группе.

Найдите в стихотворении рифму к словам:

торжествуя-____________________________

путь-__________________________________

Задание 2 группе.

Найдите в стихотворении рифму к словам:

взрывая-___________________________________

на облучке-________________________________

Задание3 группе.

Найдите в стихотворении рифму к словам:

мальчик_______________________________________

посадив-_______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».Задачи: ознакомить учащихся со сказкой, учить выделять главную мысль, давать характеристику героям;развивать умение выразительно читать про...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме)

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме урок-проект)...

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...

Интегрированный урок чтения по произведению А.С.Пушкина "Унылая пора....." и урока ИЗО

Форма: урок практических работ. Содержание материала урока было подобрано с учетом знаний, полученными учащимися ранее на уроках литературы. Созданная образовательная среда урока, направленная на личн...