Конспект урока + презентация. Обучение грамоте "Буква Т"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей эти звуки, учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текста.  Развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения, речь, внимание, память, мышление.  Воспитывать культуру учебного труда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация + конспект урока1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Урок: обучение грамоте.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Тема урока: “ Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости”.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей эти звуки, учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текста.

2. Развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения, речь, внимание, память, мышление.

3. Воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: учебник “Азбука” (авторы Агаркова Н Г , Агарков Ю А), схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов, картинки с изображениями клоунов.

 Ход урока

I. Организационный момент

           Чтобы книги читать,

             Надо буквы повторять.

             Буквы сделала рука,

             А увидят глазки,

             Чтоб потом мы без труда

             Прочитали  сказки.

Повторение изученных букв

Составление предложений:

 - Мама купила груши.

 - Корова пасется на лугу.

II. Звуковой анализ слов

У: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано:

1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, сне.г (Туча)

2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап)

3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк)

4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка)

У: Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает)

У: Что заметили?

Д: Все слова начинаются со звука [т]

У: Сформулируйте тему сегодняшнего урока

    (Тема: звук т,  т и буква, которая его обозначает)

У: Охарактеризуйте этот звук.

Д: Этот звук согласный глухой твёрдый парный.

У: Согласный глухой твёрдый звук будем обозначать с помощью схемы –

У: Ребята, с этого звука начинается имя одного из клоунов.

(На доске находятся две картинки с изображениями клоунов, под которыми расположены звуковые схемы слов)

 

Д: Его зовут Том.

У: Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.

Д:[т][о][м]

У: Произнесите первый звук в слове «Том»

У: Дайте характеристику звуку  т .

 (Звук согласный глухой твердый)

У: Объясните, почему звук т  произносится твердо?

У: А как зовут второго клоуна?

Д: Его зовут Тим.

У:  Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т’] [и] [м]

У: Дайте характеристику звуку : [т’]

Д: Этот звук согласный глухой мягкий.

У: Согласный глухой мягкий звук будем обозначать с помощью схемы -

Звуки [т] [т’] обозначает буква “т” (показ буквы) .

Физминутка

III. Конструирование печатной буквы “Т” “т”

У: Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную - “т”

Учащиеся выполняют работу.

У: Итак, какие элементы вы выбрали?

Д: Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы - №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной - №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия)

IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках

У: Ребята, что вы узнали о букве “т”?

Д: Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’]..

V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели

[т’]

[о]

[р]

[н]

т

ё

р

н

[т]

[о]

[р]

[т]

т

о

р

т

У: Откройте “Азбуку” на странице 49. Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева , выделяя голосом каждый звук.

Д: [т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение)

У: Ребята, объясните значение слова “ тёрн”.

Д: Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами)

У: Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение)

У: Ребята, объясните значение слова “торт”.

Д: Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом.

У: Чем похожи эти схемы?

Д: - В этих словах один слог, так как один гласный звук.

- Гласный звук [о]

- В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы

- Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки.

У: Чем отличаются эти схемы?

Д: - В первом слове последняя буква “н”, во втором - буква “т”

- В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове - [т]

- В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором - звук [о] обозначает буква “о”

Вывод: буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук.

  - Упражнение в определении звука в слове

  -Определите, есть ли звук  [т’], - [т] в слове.

  - Да – встать, если нет – присесть.

: Такси, тундра, такса, танец, ткань,  Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки…

VI. Чтение слогов по заданным схемам

 

У: В каком столбике гласная буква показывает на то, что предыдущая буква обозначает твёрдый согласный звук?

Д: Во втором столбике (учащиеся читают слоги вслух )

У: В каком ещё столбике согласная буква обозначает твёрдый звук?

Д: В первом, т. к. буква “т” “закрывает” слог (учащиеся читают неприкрытые закрытые слоги)

У: Какой звук обозначает буква “т” в третьем столбике?

Д: Мягкий согласный звук, так как после буквы “т” стоят гласные (“я”, “ю”, “ё”, “е”, “и”), которые показывают на мягкость предыдущего согласного.

Физминутка.

VII. Чтение слогов и слов в столбике

  

У: Открываем страницу 50. Я предлагаю вам прочитать данные цепочки слов.

Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке “слово-существительное” преобразуется в “слово-прилагательное” - мята – мятная, поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать “слово-предмет”, например, мята – мятная конфета)

После чтения учитель предлагает выполнить следующее задание:

У: Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук.

Д: “утя,”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного

Д: “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного

У: В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый?

Д: “отметил”, “утята”

У: Молодцы!

VIII. Чтение текста

У: Я предлагаю вам прочитать текст “Омут”. Кто знает значение данного слова?

Д: ?

У: Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Омут.

Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет.

Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик.

У: Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута

Д: Немало тайн он таит

У: Что увидели утята в омуте?

Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают

Д: А там ил, муть и тайны нет.

У: Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять?

Д: Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть.

У: Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.

IX. Итог урока

У: Что вы узнали нового для себя?

Д: Буква “т” обозначает согласный глухой твёрдый звук [т] и мягкий [т’]

Значения новых слов.

У: Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по теме "Глагол 2 лица, единственного числа" ( дистанционное обучение)

Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем.Урок разработан на модульной ...

Конспекты уроков по обучению грамоте 1 класс ШР (2 + презентация)

Обучение грамоте 1 класс1. Тема: глассные звуки. Буквы, обозначающие глассные звуки2. Тема: буквы д, т. Парные звуки [ д ] - [ т ], [ д\' ] - [ т\' ]3. Презентация "Буквы д, т. Парные звуки [ д ] - [ т ...

Конспект урока + презентация по обучению грамоте, 1 класс, "Знакомство со звуком И", УМК "Школа России"

Звук [и]. Буква Ии. Нет друга – ищи, а нашел – береги.Познакомить со звуком [и], буквой И и....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...