Конспект урока по обучению грамоте и презентация.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_i_zvuk_sh.doc48 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши

Цель:Создание условий для формирования умения выделятьзвук [ш] в речи . Выяснить особенности звука [ш] (звук [ш] всегда твердый согласный, у него нет мягкой пары). Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, читать слоги, слова, предложения, текст.

Способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

Формировать УУД

ЛичностныеУУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,планировать своё действие и в соответствии с поставленной задачей

КоммуникативныеУУД:слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме,принимать участие в работе группами, приходить к общему решению.

Оборудование:Азбука(авт. В.Г.Горецкий), карточки и словами со слогами для каждой группы, воздушные шарики(красный, синий, зелёный),счётные палочки, проволока,набор предметных картинок.

Ход урока

1.Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам,

- Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. ( Подарите «Доброе утро» всем, кто вас окружает)

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. «Свеча -1», «Свеча-2», «Футбол», «Сластены»,  «Щетка1,2», скороговорка, стихи про:

- буквы, обозначающие гласные звуки;

- … звонкие согласные;

- … глухие  согласные;

-…  всегда мягкий согласный;

- …буква, которая не обозначает звука

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации ,формулирование учебной проблемы

  • - Из чего состоит наша речь?
  • - Из чего состоят предложения?
  • - Из чего состоят слова?
  • - На какие две группы делятся все звуки?
  • - Чем гласные звуки отличаются от согласных?
  • - Чем звуки обозначаем на письме?
  • - Чем отличается звук и буква?
  • Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (а,о,у,ы,)
  • Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных. (и,е, я.)
  • Назовите гласные, которые могут обозначать два звука. (е,я )
  • Когда гласная буква е обозначает два звука? (Когда стоит в начале слова или после гласной)
  • Что знаете о согласных буквах? (они обозначают звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие звуки)
  • Какие из них обозначают всегда мягкие звуки? (ч)

Есть ли среди них те, которые обозначают всегда твердые согласные звуки? Правильно вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу нашего урока, когда познакомимся с новой буквой и звуком, который ее обозначает, если будете внимательны и старательны.

Какие цели мы ставим перед знакомством с новой буквой и звуками?

Цели 1. Узнать всё про новый звук, новую букву.

            2. Научиться писать новую строчную букву.

            3. Научиться читать слоги  и слова с новой буквой.

3. Отгадайте загадку и  узнаете, кто сегодня у нас в гостях

А)

Слайд с диска

-Какой звук слышите в начале слова?

- Как мы произносим звук [ш]? (воздух встречает преграду)

-Какой он, гласный или согласный?

- Мягкий или твердый?

- Закройте уши и проверьте, глухой или звонкий?

Поделим слово шар на слоги. Сколько слогов? Сколько звуков в слове?

Поработайте в паре, составьте схему слова из слоговых полосок.

( Дети оценивают свою работу после проверки счетными палочками)

Б) Слушайте следующую загадку:

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно...

Шишки (Работа со словом аналогичная, но сделать вывод, что после ша мы слышим звук ы, поэтому звук ш всегда твердый)

Попарная работа, составление схемы слова шишки

- Дайте полную характеристику звуку. 

Вывод: Звук [ш] согласный, глухой, твердый, шипящий.

Этот звук обозначается буквой ша (показ буквы, слайд из диска)

 ( выступление подготовленной ученицы)

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделатьЕ и Ё (показывает как это сделать из проволоки)

4. Чтение слогов из слайда диска.

5. Используя слоги  ша, шу, ши,шо, аш попробуем сочинить чистоговорки, чтобы последнее слово заканчивалось на эти слоги, т.е. рифмовалось

ША-Ша-ша – мы ходим неспеша, посмотри на малыша

ша-ша-ша-……………

Шу-шу шу- я сижу и не дышу, я в кино спешу

шу-шу-шу-……………

Шо – шо – що –мне здесь хорошо.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

 Шу-шу-шу  -  я письмо пишу.

 Аш- аш- аш – у Марины карандаш

шо-шо-шо -……………

 

Поработали вы хорошо, покажите как хорошо вы живете в школе

3.Физминутка.

Когда-то давно(это исторический секрет) буква ш была мягкой,поэтому после неё писали в соответствии с произношением букву и. Сейчас буква ш твёрдая, но по старой русской традиции после неё до сих пор пишут букву и.

Работа со словами в столбиках. 2)Определяют слова, в которых работает «исторический секрет»

5) У. Научились ли мы читать слова с новой буквой? Какую задачу мы ещё ставили перед собой?

Д.Читать тексты.

У.Открываем с.17 учебника. Читаем текст.

-О каком времени года идёт речь ? Куда пошли дети? Что они собирали?

-Назовите слова с сочетаниями ши.

6)-Работа в группах (Знания с урока природоведения)

-Кто из вас знает , как отличить сосновую и еловую шишку? (Учащиеся коллективно в группах определяют основные отличительные признаки шишек)

Игра « Найди своё место?»

( На доске картинки с изображение ели и сосны. Определите, где ель и отдайте ей её шишечку. Где сосна? Где её шишечка? Один из членов группы озвучивает свою версию вслух и выполняет задание).

У. Воздушный шарик очень доволен тем, как вы учились читать. В знак благодарности он принёс вам очень интересный рассказ. Написал его В.Драгунский и называется он «Заколдованная буква».А вот почему он выбрал это произведение, вам придётся ответить после прослушивания

(Чтение рассказа учителем)

Д.Шарик выбрал этот рассказ потому,что «заколдованной» оказалась буква, которую мы изучали на сегодняшнем уроке.

6.Итог урока

Посмотрите на план нашего урока. Все ли мы задачи выполнили?

- Что важного узнали о новой букве?

Поняли ли вы , почему человечек -схема приходил с восклицательным знаком? Какой секрет нам открыла буква ш?

7.Рефлексия.У кого какие были затруднения? ( Рассказывают о своих затруднениях и показывают сигналы настроения)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строчная буква и звук ш Басырова Г.М., учитель начальных классов МБОУ «СОШ№22» Город Октябрьский РБ 2014г.

Слайд 3

ш

Слайд 4

Ш и !

Слайд 7

Хвойные деревья Ель Сосна

Слайд 9

Валентин Дмитриевич Берестов

Слайд 14

Оцени себя

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспекты уроков по обучению грамоте 1 класс ШР (2 + презентация)

Обучение грамоте 1 класс1. Тема: глассные звуки. Буквы, обозначающие глассные звуки2. Тема: буквы д, т. Парные звуки [ д ] - [ т ], [ д\' ] - [ т\' ]3. Презентация "Буквы д, т. Парные звуки [ д ] - [ т ...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...