Открытый урок по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Пашкова Юлия Юрьевна

Урок по литературному чтению тема: "Волшебное слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.pptx2.71 МБ
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по литературному чтению Подготовила учитель начальных классов: Пашкова Ю.Ю. г.Златоуст СПО ООШ№41

Слайд 3

- Гриша, Гриша, дай мне нож. - Ты обратно не вернешь - Дай-ка, Гриша, карандаш, - Ты обратно не отдашь, - Гриша, Гриша, дай резинку, - Ты откусишь половинку, - Гриша, Гриша, дай чернил, - Ты бы сбегал и купил.

Слайд 6

Разговор с бабушкой. Возвращение в сквер. Разговор с Леной. Встреча со стариком. Беседа за обедом .

Слайд 8

- сердитое лицо; - сердито буркнул; - сжал кулаки; - крикнул; - стукнул кулаком по скамейке.

Слайд 9

Человек, умеющий себя вести, называется вежливым. Древнее слово веже , значит знаток, знающий как себя вести с людьми.

Слайд 10

Физминутка

Слайд 14

Добрый человек, добру и учит. Сначала думай, а потом говори. Вырасти вырос, а ума не вынес. Век живи, век учись. За добро, добром и платят.

Слайд 15

Доброе слово путь к сердцу открывает.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

по теме: «Волшебное слово» В.А. Осеевой

2-й класс

Общая тема: «Я и мои друзья»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: обучить детей проводить анализ художественного произведения.

Задачи урока:

обучающие:

  1. Обеспечить полноценное восприятие текста детьми посредством анализа предлагаемого литературного произведения.
  2. Продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.

развивающие:

  1. Развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.
  2. Развивать творческие умения для передачи настроения и характера героев, своего отношения к ним.
  3. Формировать коммуникативные компетенции.

воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся чуткость, побуждать добрые чувства, вежливое отношение.

Оборудование:

 плакат со стихотворением «Жадина» С.Маршака

 набор красок

 учебник - «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2012

 белый лист бумаги с предварительно сделанной на нем записью слова «пожалуйста»

 кисточка

 вырезанные из бумаги лепестки

 звездочки для оценивания

 карточки для составления пословиц

 презентация

Структура и ход урока:

I. Приветствие.  

Прозвенел и смолк звонок, 

Начинается урок. 

Вы на парты поглядите, 

Все в порядок приведите. 

А теперь тихонько сели 

И на доску посмотрели. (Слайд 1)

Учитель: Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. Сегодня у нас будет не просто урок, а урок- соревнование. Вы должны быть активными и внимательными, за правильные ответы на мои вопросы я буду вручать вам звездочки.

(Приложение 1) Победителям я поставлю отличную оценку!

II. Мотивационный компонент.  

Создание эмоциональной атмосферы. 

Игра «Гимнастика настроения» (Работа над стихотворением С. Маршака «Жадина»).

На доске плакат с записью текста

 - Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернешь

- Дай-ка, Гриша, карандаш,

 - Ты обратно не отдашь,

 - Гриша, Гриша, дай резинку,

- Ты откусишь половинку,

- Гриша, Гриша, дай чернил,

- Ты бы сбегал и купил. (Приложение2)

Учитель: Прочитайте стихотворение. Кто участвует в разговоре?

(Два мальчика, одного зовут Гриша)

Учитель:  Этот разговор является монологом или диалогом?

(Диалогом)

Учитель: Дети, как вы считаете надо читать слова Гриши, с какой интонацией?

(со злостью, ведь Гриша жадный мальчик)

а) чтение диалога по группам

б) чтение в паре

Актуализация знаний, умений и навыков обучающихся.

Учитель:  Скажите, дети, вы бы обратились с просьбой к Грише еще раз?

Какое слово вы бы использовали, чтобы Гриша изменил свой ответ?

(пожалуйста)

Определение темы и постановка учебных задач.

Учитель:  Ребята, вчера мы познакомились с новым произведением, благодаря которому узнали про слово «пожалуйста»? Давайте вспомним, как она называется? Я вам немного подскажу, посмотрите на доску и выберите правильный ответ. (Слайд 2)

( «Волшебное слово»)

III. Операционно-исполнительский этап.  

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работу над произведением «Волшебное слово». Дети, а как вы думаете, зачем мы ещё и сегодня будем говорить об этом рассказе? Первое знакомство с произведением произошло у вас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о главных героях, размышлять об их поступках. И главная наша задача – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа. Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?)

Учитель: Вместе с нами на уроке будет один волшебный персонаж. Посмотрите на доску, вы узнали его? Кто это? (Гномик). Но пока наш гномик грустный, не улыбается, потому что он растерял лепестки- волшебные слова своего цветика- семицветика. (Слайд 3)

Учитель: Давайте постараемся на сегодняшнем уроке быть внимательными, чтобы найти все потерявшиеся лепестки этого цветочка, чтобы наш гном снова заулыбался.

Учитель: Дети, дома  все вы читали это произведение. Давайте попробуем вспомнить ход событий. Посмотрите на доску, прочитайте внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом. (Слайд 4)

Учитель: А теперь давайте прочитаем написанное все вместе. Что у нас получилось?

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Эта картинка является  иллюстрацией к нашему рассказу. (Слайд 5)

Учитель: Кто изображён? Как зовут мальчика? Что делают? Можно ли назвать Павлика и старика главными героями этого рассказа?

Проверка домашнего задания.

Учитель: Сейчас мы с вами перечитаем разговор Павлика со стариком, потом обсудим. А читать вы будете по очереди, играя в игру «А дальше…». Условия игры: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение. Это домашнее чтение, поэтому должны читать правильно, выразительно.

Анализ первой части текста

Учитель: Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение. (Слайд 6)

Учитель: Можно ли Павлика назвать вежливым человеком? (Нет)

Учитель: Кого, по-вашему, можно назвать вежливым человеком?

Учитель: Убедиться в правильности рассуждений нам поможет толковый словарь, взгляните на доску (Слайд 7).

Работа над значением слова.

Учитель: В  чем заключалась помощь со стороны старика?

( Он подсказал Павлику волшебное слово)

Учитель: А что это за слово? Волшебная кисть творит чудеса.

Происходят превращения на белом листе, учитель раскрашивает и появляется слово «пожалуйста» за счет предварительной парафиновой записи.

Учитель: Вслушайтесь в это слово. От него исходит добро. Может ли это слово обидеть? Что оно может сделать? (приласкать, ободрить, приблизить)

 - Найдите в тексте и прочитайте, как советовал старичок говорить это слово.

Выборочное чтение.

Чтение по цепочке.

Физкультминутка. 

Учитель: Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было.

Работа со второй частью текста

Учитель: К какому отрывку относится этот предмет?

(учитель в руках держит набор красок)

Комментированное выполнение задания.

Учитель: Посмотрите на доску. (Слайд 8) С кем разговаривает Павлик? Как Павлик обращается к Лене?

-Подчеркнем эти слова карандашом.

(Глядя ей в глаза, тихим голосом сказал)

Учитель: А  теперь назовите слова, определяющие настроение Лены, когда к ней обратился Павлик.

(Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала)

Перечитывание отрывка в лицах.

Подбор отрывка к рисунку.

Работа над третьей частью текста

Учитель: Дети, посмотрите на доску. (Слайд 9) Какой отрывок подходит к рисунку? (Бабушка на кухне)

- Был ли уверен Павлик, что слово поможет? (сомневался)

- Подтверди ответ.

-Чтобы прогнать сомнение, он перед тем, как произнести просьбу подготовил бабушку. Как он это сделал? Выбери слова.

(Повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал)

Хоровое чтение.

Учитель: Хором попробуем прошептать слова Павлика.

- Как на бабушку подействовали слова Павлика? Прочитайте.

(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в улыбке)

Работа над четвёртой частью

Учитель: Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?

Выборочное чтение

Учитель: Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вёл себя за столом. Как он обратился к брату? (Он обратился к брату со словом «пожалуйста»)

Учитель: Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы? В чём секрет волшебного слова?

Игра «Пожалуйста». Ребята, вы должны будете повторять за мной движения только тогда, когда я произнесу слово «пожалуйста».

Работа над пословицами в группах.

а) составление пословицы из отдельных частей. (Приложение3)

Добрый человек ...         ... потом - говори.

Сначала думай...            ...добром и платят.

Вырасти вырос...           ...добру и учит.

Век живи…                    …а ума не вынес

За добро...                     ...век учись.

Учитель: Какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?

б) работа над значением пословицы

- К кому из рассказа она относится?

(Старичок был добрым человеком и знал много вежливых слов. Он и научил Павлика доброму слову.)

Ребята, а может быть кто-нибудь из вас знает ещё пословицы на эту тему?

Хоровое чтение

Тогда все вместе прочитайте ещё одну пословицу, которая очень подходит к нашему уроку. (Слайд 10)

IV. Регулирующий этап.  

Итог урока.

Учитель: Так может ли слово быть волшебным?

Учитель: Ребята, а вы верите в волшебство слова? Были ли в вашей жизни ситуации, когда слово вам помогло, выручило. Как вы думаете, зачем В.А.Осеева написала этот рассказ?

Рефлексия учебной деятельности.

Игра «Цветик-семицветик».

Учитель: Ребята, каким еще добрым словам научили бы мы Павлика? У вас на партах лежат лепестки. (Приложение 4)Пока это обычные листочки, но если вы запишите на них добрые волшебные слова, которые вы знаете и положите в нашу волшебную корзиночку, то эти листочки станут лепесточками волшебного цветика-семицветика. Те из вас, которые запишут слова, которые мы сегодня не говорили на уроке, получат от меня звездочку.

Дети поочередно принимают корзинку и кладут в нее свой лепесток.

Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.  (Учитель зачитывает ответы детей. Раздает звездочки)

Учитель: Молодцы, ребята! Я думаю, наш гномик будет очень рад тому, как вы так старательно поработали, чтобы найти потерявшиеся лепесточки его цветочка. Посмотрите на доску. (Слайд 11)

- А теперь подсчитаем ваши заработанные звездочки и выясним, кто работал лучше всех.

Домашнее задание.  

Рассказать, какие волшебные слова ты знаешь и как их используешь в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....