Календарно - тематическое планирование 1 класс УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)

Амбарцумян Наталия

Календарно - тематическое планирование 1 класс УМК "Перспектива" по обучению чтению с переходом в предмет" Литературное чтение

"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka-_obuchenie_chteniyu.docx87.11 КБ
Файл literaturnoe_chtenie.docx74.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; на основе авторской программы « Обучение грамоте  (чтение-письмо)». Л. Ф. Климанова. С. Г. Макеева; УМК «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС; учебным планом МБОУ « Гимназия № 118» на 2017 – 2018 учебный год, годовым календарным графиком на 2017 – 2018 учебный год.

В рамках Государственного образовательного стандарта начального образования на изучение предмета «Обучение грамоте» (чтение) в 1 классе выделено 4 часа в неделю, всего 92 часа, на «Обучение грамоте» (письмо) - 5часов в неделю, всего – 115часов.

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

I. Учебно-методические пособия.

Для обучающихся:

  1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева «Азбука». 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
  2. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко «Рисуй, думай, рассказыва». Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2016.
  3. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов «Мой алфавит». Прописи. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
  4. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов «Пиши красив». Рабочая тетрадь. . 1 класс. М.: Просвещение, 2016.
  5. Климанова, Л. Ф. «Читалочка». Дидактический материал. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2012.

Для учителя :

Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. «Азбук». 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.

  1. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. «Рисуй, думай, рассказывай». Рабочая тетрадь. 1  класс. М.: Просвещение, 2016.
  2. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов «Мой алфавит». Прописи. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
  3. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов «Пиши красиво». Рабочая тетрадь. . 1 класс. М.: Просвещение, 2016.
  4. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева «Обучение грамоте». Методическое пособие с поурочными разработками. М.:  Просвещение, 2013.
  5. Рабочие программы «Обучение грамоте». Предметная линия учебников  1-4 классы. М.: Просвещение, 2014
  6. Климанова, Л. Ф. «Читалочка». Дидактический материал. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2012.

II. Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

2. Персональный компьютер.

3. Мультимедийный проектор.

4. Экспозиционный экран.

III. Учебно-практическое оборудование.

1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт

VI .Специализированная учебная мебель

1.Компьютерный стол.

2. Столы для обучающихся.

3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Общая характеристика учебного процесса.

Обучение грамоте (чтение) является начальным этапом изучения русского языка, а следовательно цели, реализуемые посредством предметного курса «Русский язык», соотносятся с целями, преследуемыми на уроках по обучению грамоте (чтению), а именно:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и совершенствование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления (познавательный аспект);
  • выработка коммуникативной компетенции учащихся (социокультурный аспект).

Задачами курса являются:

  • создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства   России, о языке как основе национального самосознания;
  • совершенствование диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств;
  • создание условий для творческой деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
  • мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
  • эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков героев;
  • эстетическое восприятие художественного произведении, произведений живописи, музыки;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отраженных в литературных произведениях;
  • освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
  • чувство любви к своей малой родине, Родине; уважение к своим близким родственникам-родителям;
  • способность к самооценке своей работы на основе совместно с классом выбранных критериев;
  • ориентация в нравственном содержании в смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Учащиеся получают возможность научиться:

  • выражать эмоции посредством чтения;
  • оценивать поступки героев произведений и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей;
  • стремиться к успешной учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • составлять план действий решения учебной задачи 9под руководством учителя);
  • составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений (под руководством учителя);
  • оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
  • принимать позицию учителя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель и смысл выполняемых заданий;
  • самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;
  • самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся получать возможность научиться:

  • работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе условных обозначений;
  • читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
  • определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
  • представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в библиотеке; справочной литературе для детей;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели. Для создания высказывания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям).

  Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

  • слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
  • принимать участие в обсуждении прочитанного произведения;
  • принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
  • работать в паре, группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

 Учащиеся получат возможность научиться:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведении;
  • участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и в паре); проявлять интерес к общению.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности:

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
  • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
  • читать выразительно, т.е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения;
  • самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
  • находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);
  • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова ) словесная модель текста);
  • представлять выбранную в библиотеке книгу 9автор, заголовок, тема).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

  • называть имя и фамилию автора. Заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе;
  • рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную  и учебную книгу;
  • находить в содержании учебника произведения в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в организации выставки книг в классе;
  • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Литературоведческая пропедевтика( практическое освоение)

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор,  художественное произведение, тема, герой, рифма;
  • различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
  • различать малые фольклорные жанры: потешки, песенка, загадка, пословица, поговорка;
  • находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев 9 звукозапись);

Учащиеся научатся:

  • определять особенности сказочного текста;
  • характеризовать героя произведения;
  • самостоятельно определять в художественном тексте звукозапись как средство создания образа.
  • придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанным;
  • создавать собственные творческие объекты; фотогазету, плакат и др;
  • иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
  • разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА!!?

 В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в общении. Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить.

Период обучения грамоте включает три этапа:

  1. Подготовительный период обучения(45)

Учащиеся начинают  работу с материалом из первого раздела, который называется   «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
      На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму.   Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты.    Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова.    Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.    Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
      Одновременно с азбукой дети работают в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.

  1. Основной (букварный) период обучения (144 ч)

     В этот период идет овладение звуко - буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуют с коммуникативно-речевые навыки.

  Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название — «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.     При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме.     Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное.    Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников.     «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения.     Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
        Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями.     Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.     При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.     Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные    орфографические умения.  

В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №1  «Думай, рисуй, рассказывай! и  №2 «Мой алфавит».

  1. Послебукварный период обучения (18 ч)

Обобщающий (послебукварный)  этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете».     Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.

          Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.       

  Параллельно с литературной частью азбуки идет работа в Рабочей тетради  «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Содержание учебного предмета!!?( что из них оставить?)

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо.  Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свобода движения руки. Развитие ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Выработка разборчивого, аккуратного почерка. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходятся с произношением. Освоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знак переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

 Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

• употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

• употребление ъ и ь как разделительных знаков;

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Тематическое планирование по курсу «Обучение грамоте»

Наименование разделов

Всего часов

Всего часов всего

Чтение

Письмо

1

Добукварный период

                                              45 ч.

«Азбука». Ч. 1.

«Давайте знакомиться»                20ч.

Рабочая тетрадь

«Рисуй, думай, рассказывай»        25ч.

2

Букварный период

                                             144 ч.

«Азбука». Ч. 1, ч. 2.

«Страна АБВГДейка»                   64ч.

Прописи

«Мой алфавит». Ч. 1, ч. 2.             80ч.                            

3

Послебукварный период 18 ч.

«Азбука». Ч. 2. «Про всё на свете», «Читалочка»                                     8ч.

Рабочая тетрадь «Пиши красиво» 10ч.           

 

Итого

                                                         207ч.

92ч.

115ч.

Перечень разделов.???

№  п/п

Образовательный модуль.

Общее

кол-во часов.

Аудиторные часы.

Практические виды   работ.

1

2

3

4

5

6

7

                                         Тематическое планирование по курсу «Обучение грамоте» (чтение)

п\ п

Тема раздела

Содержание

Характеристика видов деятельности обучающихся

Кол-во часов

1

Давайте знакомиться!

Мир общения.

Мы теперь ученики.

Книжки - мои друзья.

Слово в общении

Помощники слова в общении.

Страшный зверь.

Мы пришли в театр.

Общение без слов.

Лесная школа.

Разговаривают ли предметы?

Слова и предметы.

Путешествие по городу.  

В Цветочном городе.

Знаки охраны природы.

Как найти дорогу?

Дорожные знаки.

Удивительные встречи.

Звездное небо.

Обобщение представлений о знаках. Загадочное письмо.

Мир полон звуков.

Слушаем звуки речи

Звуки гласные и согласные.

Моя семья.  

Твёрдые и мягкие согласные.

Узнай сказки.

Звучание и значение слова.

Слова и слоги. Ударение в словах.

Слово и предложение.

Повторение - мать учения.

Осмыслить процесс общения, цель и результат речевого общения.

Культура общения.

Слова – названия конкретных предметов и слова обобщающего характера.

Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует).

Составлять диалоги при работе в паре.

Формулировать ответы на вопросы, составлять рассказы.

Разыгрывать сценки общения героев сказок.  Наблюдать  жесты  и мимику  героев сказок.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Называть предметы по рисункам.

Употреблять слова речевого этикета.

 Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять рассказ по названию и картинке.

Познакомиться с интонацией, её ролью в общении. Наблюдать  образование слов с переносным значением.

Различать  слова и предметы.

Воспринимать текст художественного стиля.

Отрабатывать  умения применять и читать знаки.

Расшифровывать знаки по охране природы. «Читать» знаки, т.е. осмысливать  их значения. Выполнять логические упражнения.

Составлять рассказ-объяснение «Как найти дорогу» с использованием меток, знаков, символов.

 Составлять простейшие сообщения.

Формулировать  выводы.

Создавать свои знаки-символы для обозначения парной и познавательной работы; сравнивать их с условными знаками в учебнике.

Коллективно составлять знаки-символы, обозначающие результаты работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно).

Различать звуки  речи и звуки  окружающего мира. Формировать  действия звукового анализа, как последовательности звуков в слове.

Обозначать  последовательности звуков в слове с помощью схем (звуковой анализ).

Коммуникативно-речевая ситуация «Моя семья». Выполнять  артикулирование гласных и согласных звуков, обозначение их в звуковых схемах. Выполнять звуковой анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными звуками.

Моделировать  слова, различать звучания слова и его значения.

Освоить звуковой анализ слов.

Классифицировать  слова.

Сопоставлять  понятия: слово – слог.

Составлять схемы предложений.

Работать  с моделями слов.

Учиться работать в пара.

Применять наглядно - образное представление о речи.

Воссоздавать содержания сказки с опорой на схемы - предложения

20

2

Букварный   период

Страна АБВГДейка

Гласные звуки и буквы.

Звук [а], буквы  А, а

Звук [о], буквы  О, о

Звук [у], буквы  У, у.

Звук [и], буквы  И, и.

Звук  [ы], буква  ы.

Звук [э], буквы Э, э.

«Узелки на память»

Повторение изученных букв.

Согласные звуки и буквы

Звуки [м] — [м`], буквы М, м.

Звуки  [с] — [с`], буквы  С, с

Звуки [н] — [н`], буквы Н, н.

Звуки [л] — [л`], буквы Л, л.

Повторение букв М, С, Н, Л.

Звуки [т] — [т`], буквы  Т, т.

Звуки [т] — [т`],  буквы Т, т.

Звуки [к] — [к`], буквы К, к.

Чтение слов с изученными буквами

Звуки [в], [в`], буквы В, в.

Звуки  [п] — [п`],  буквы П, п.

Звуки [г] — [г`], буквы Г, г.

Звуковой анализ. Сравнение звуков [г] и [к].

Буквы Е, е в начале слова и после гласных.

Буквы Ё, ё в начале слова и после гласных.

Буквы Ее Ё, ё после согласных.

Повторение изученных букв Р, В,П,Г,Е,Ё.

Звуки [б] — [б`], буквы  Б, б.

Парные звуки [б]- [ п] , [б`]-[п`].

Звуки [з] — [з`], буквы  З, з.

Парные звуки [з]- [ с],

[з`] - [ с`], буквы З, С.

Повторение - мать учения.

Звуки [ д ] — [ д`], буквы  Д, д.

Сравнение звуков [ д ] - [ т ],

[д`] - [ т`].

Звук [ж], буквы  Ж, ж.

Упражнение в чтении.

Загадки слов.

Упражнение в чтении и рассказывании.

Буква Я в начале слова и после гласных.

Буква Я после согласных.

Игра в слова.

Звуки [х] — [х`], буквы Х, х.

Знакомство с буквой  ь.

 Мягкий знак – показатель мягкости.

Звук [й`],буквы Й, й

Работать  с моделями слов, звуковой анализ. Разыгрывать  коммуникативно-речевые  ситуации, их анализировать.

Составлять  предложения  по схемам

Моделировать  слова.

Продолжить диалог «Мы сами».

Познакомить и  игрой «Третий лишний»

Обозначать  звуки  буквами.

Моделировать  слова – омонимы.

Читать  предложения  с пиктограммами.

Работать над чтением  слогов, слов, предложений. Ставить ударение в словах.

Читать  слова с ориентировкой на знак ударения

Учить правилам  чтения прямого слога.

Работать с логическими  упражнениями. Составлять  предложения.

Проводить игры со словом.

Читать предложения  и текст.

Отрабатывать слоговое чтение.

Познакомить с многозначными словами.

Учиться составлять  устные рассказы. Анализировать устные рассказы.

Отвечать  на вопросы.

Соотносить картинки  и слова.

Учить сознательному, правильному  слоговому чтению.

Моделировать ситуации по темам «Универсам»,

 «Зоомагазин».

Анализировать звук [э].

Делать вывод о звучании буквы Ее после согласных.

Анализировать звук [о].

Буквы Ё, ё после согласных.

Отрабатывать закрепление изученных бук, чтение предложений.

Выполнять «Загадки слов».

Читать  тексты  по выбору.

Работать над пересказом.

Закрепить  буквы Е, Ё, Ю, Я,И, Ь которые обозначают мягкость предшествующего согласного, согласные, которые обозначают только твердый звук, парные согласны по звонкости – глухости.

Познакомить с обозначением звуков буквой Я в начале слова и после гласных.

Разыгрывать  диалоги.

Формировать умение слышать звук [й].

Читать  слова  с новой буквой. Отрабатывать выразительное чтение текста.

Чтение целыми словами, звуковой анализ слова.

Читать  тексты  с изученными буквами. Анализировать текст.

Читать  слова, слоги. Читать  диалоги.

Сравнить  слова « семя — семья»

Познакомить с буквой «ъ»

Читать  слова, слоги, диалоги.

Сравнить  слова  поехал — подъехал.

Отрабатывать выразительность художественного произведения.

Читать  текст  целыми словами без пропусков и искажений.

Закрепить  буквы, развивать речь, память

Читать  загадки  о буквах.

Привлечь внимание детей к значению слова.

Познакомить с приемом  оживления, одухотворения предметов природы, эпитетами, метафорой, сравнением – средствами  художественной выразительности.

Учиться наблюдать за природой

Читать стихи и иллюстрировать произведения

64

3

Послебукварный период « Про всё на свете»

С чего начинается общение?

Умеет ли разговаривать природа?

Час потехи «Моя Вообразилия»

Что? Где? Когда? Почему?

Удивительное рядом.

Об одном и  том же по – разному.

Книга природы.

Сравни и подумай

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.

Повторить  и закрепить изученные  буквы, развивать речь, память.

Читать  загадки  о буквах.

Читать  слова, слоги, диалоги.

Читать  текст  целыми словами без пропусков и искажений.

Сравнить  слова типа  поехал — подъехал.

Привлечь внимание детей к значению слова.

Отрабатывать выразительность художественного произведения.

Учить различать художественные приёмы оживления, одухотворения предметов природы, эпитеты, метафоры, сравнения.

Учиться наблюдать за природой.

Читать стихи и иллюстрировать произведения.

8

Календарно – тематическое планирование по курсу « Обучение грамоте» (обучение чтению)

учителей: Головенко Т. Ю., Коновской О.М., Амбарцумян Н. Н.

№ п/п

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема урока

Кол-во часов

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

Подготовительный этап (добукварный период)

«АЗБУКА»

« Давайте знакомиться» (20ч)

1

Знакомство с учебной книгой - «АЗБУКОЙ.

Мир общения.

1

2

Мы теперь ученики.

Книжки - мои друзья

1

3

Роль слова в устном речевом общении.

Слова речевого этикета ( слова вежливости) и их роль в общении

1

4

Номинативная функция слова. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением

1

5

Помощники слова в общении: жесты, мимика, интонация

1

6

Помощники слова в общении: жесты, мимика, интонация. Общение без слов

1

7

Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках

1

8

Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

1

9

Предыстория письменной речи. Путешествие по городу

1

10

В Цветочном городе. Знаки охраны природы

1

11

Как найти дорогу? Дорожные знаки.

1

12

Оформление сообщений с помощью схем.

Удивительные встречи. Звездное небо.

Загадочное письмо

1

13

Мир полон звуков. Звуки в природе

1

14

Как звучат слова?

1

15

Звуки гласные и согласные.

1

16

Твёрдые и мягкие согласные.

1

17

Звучание и значение слова.

1

18

Слова и слоги. Ударение в словах.

1

19

Слово и предложение.

1

20

Повторение - мать учения.

1

Букварный   период (144ч)

«Азбука». «Страна АБВГДейка» (64ч)

21

Звук [а]

1

22

Звук [о]

1

23

Звук [у]

1

24

Закрепление изученного о гласных звуках

1

25

Звук [и]

1

26

Звук  [ы]

1

27

Звук [э]

1

28

Закрепление изученного о гласных звуках

1

29-30

«Узелки на память»

2

31-32

Закрепление изученного

2

33

Звуки [м] — [м`]

1

34

Звуки  [с] — [с`]

1

35

Звуки [н] — [н`]

1

36

Звуки [л] — [л`]

1

37

Чтение  предложений и текстов.

 Игры со словами

1

38

Звуки [т] — [т`]

1

39

Звуки [к] — [к`]

1

40

Упражнения в чтении.  Игры со словами

1

41

«Узелки на память»

1

42

Звуки [р] — [р`]

1

43

Звуки [в], [в`]

1

44

Звуки  [п] — [п`]

1

45

Звуки [г] — [г`]

1

46

Парные по глухости – звонкости звуки [г] — [к],

 [г`]— [к`]

1

47

Упражнения в чтении.  Игры со словами

1

48

Буква е в начале слова и после гласных.

1

49

Буква ё в начале слова и после гласных.

1

50

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё.

Чтение слов с буквами е, ё.

1

51

Чтение слов с изученными буквами

1

52

«Узелки на память».  Игры со словами

1

53

 АЗБУКА - II часть.

Звуки [б] — [б`]. Парные по звонкости - глухости звуки [б]- [п] , [б`]-[п`].

1

54

Звуки [з] — [з`]

55

Парные  по звонкости - глухости согласные звуки [з]- [с] , [з`]-[с`]. Упражнения в чтении.  

1

56

Повторение - мать учения.

1

57

Звуки [д] — [д`]. Парные  по звонкости - глухости согласные звуки [д]- [т], [д`]-[т`].

1

58

Звук [ж]. Правописание слов с буквосочетанием жи

1

59

Мои первые книжки

1

60

Загадки слов. Весёлые картинки

1

61

«Узелки на память».  Игры со словами

1

62

Буква я в начале слова и после гласных.

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я

1

63

Составление рассказа по картинкам. Игра в слова

1

64

Звуки [х] — [х`]

1

65

Мягкий знак – показатель мягкости.

1

66

Звук [й`]

1

67

Буква ю в начале слова и после гласных

1

68

Обозначение мягкости согласных буквой ю.

Приговорки, игры, загадки, песенки

1

69

«Узелки на память».  Упражнения в чтении.  

1

70

Звук [ш]. Правописание слов с буквосочетанием жи - ши

1

71

Звук [ ч`]. Правописание слов с буквосочетанием ча , чу

1

72

Звук [ щ`]. Правописание слов с буквосочетанием ча - ща , чу – щу

1

73

Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами

1

74

Звук [ц]

1

75

Звуки [ф] — [ф`].  Парные  по звонкости - глухости согласные звуки [в]- [ф], [в`] - [ф`].

1

76

Разделительные твёрдый и мягкий знаки  

1

77

«Узелки на память». Упражнения в чтении.  Наблюдения над словами  

1

78

Повторение - мать учения. Слово - это знак. Значение слова

1

79

Старинные азбуки и буквари

1

80

По страницам старинных азбук.

1

81

Читаем сами. Народная пословица

1

82

Обращение Л.Толстого к учащимся Яснополянской школы

1

83

Проверка читательских умений

1

84

Упражнения в чтении

1

Послебукварный период (8 ч)

«Азбука»  «Про всё на свете».

85

Про всё на свете.

1

86

С чего начинается общение?

1

87

Умеет ли разговаривать природа?

1

88

Что? Где? Когда? Почему? Удивительное рядом.

1

89

 Чтобы представить слово.

Об одном и  том же по – разному.

1

90

Книга природы. Сравни и подумай.

1

91

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.

Считалки, сказки, загадки

1

92

Семейное чтение

1

Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании данной рабочей программы:

№ п/п

Дата

                             Изменение

                     Обоснование

1.

2.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; на основе авторской программы « Литературномое чтение». Л. Ф. Климанова. М. В. Бойкина. УМК «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС; планируемых результатов начального общего образования; Основной образовательной программы МБОУ «Гимназия №118».  

Цели и задачи курса

Основные  цели обучения литературному чтению:

– совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

– приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

– обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

– введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами 

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений

Структура курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка.

Содержание курса представлено следующими разделами:

  • «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»;
  • «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»;
  • «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»;
  • «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапную выработку навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.

Содержание курса включает выработку умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (подбор заглавий к тексту, полный пересказ прочитанного текста), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно-эстетической деятельности, нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети учатся различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, создавать собственные тексты.

Предусмотрено знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся должны научиться понимать и ценить художественное произведение.

В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, сопоставляя главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается изучение художественного образа (без терминологии), воплощенного в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Определены для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровне сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровне автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание раздела включено совершенствование умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.

С целью совершенствования стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений.  

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков  (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.).  

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включенные в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников

В рамках Государственного образовательного стандарта начального образования на уроки литературного чтения в 1 классе отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю).

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Пособия для учителя

Л.Ф Климанова Л.Ф. «Литературное чтение. Рабочие программы». 1-4 классы . Москва, Просвещение.201?г

Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская «Литературное чтение». Учебник 1 класс в 2-х  частях.

Москва, Просвещение.201?г  

Пособия для учащихся

Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская «Литературное чтение». Учебник 1 класс в 2-х  частях

 Москва, Просвещение.201?г

Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти «Литературное чтение»- творческая тетрадь. Москва, Просвещение.201?г

Дидактические материалы

Л.Ф.Климанова. «Читалочка-1 класс». Москва, Просвещение.201?г

Технические средства обучения.

  1. Магнитная доска.
  2. Персональный компьютер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Экспозиционный экран.

Учебно-практическое оборудование.

 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Оборудование класса:

  • - ученические  столы с комплектом стульев;
  • - стол учительский ;
  • -шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
  • -настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • -подставки для книг, держатели для схем и таблиц.

Планируемые результаты подготовленности обучающихся

по предмету «Литературное чтение» к концу 1 класса

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  5. Формирование эстетических чувств
  6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
  6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
  4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
  5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;  формирование потребности в систематическом чтении.
  6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
  7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
  8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  Литературное чтение создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

 Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению: 

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Перечень разделов.

№ п/п

Образовательный модуль.

Общее кол-во часов.

Аудиторные часы.

Практические и творческие виды работ.

1

Книги — мои друзья

4

3

1

2

Радуга-дуга  

5

4

1

3

Здравствуй, сказка

6

5

1

4

Люблю всё живое  

6

5

1

5

Хорошие соседи, счастливые друзья

7

6

1

6

Край родной, навек любимый

10

9

1

7

Сто фантазий

2

1

1

Тематическое планирование по курсу «Литературное чтение»

Кол-во

часов

Раздел

Содержание

Деятельность на уроке

Вводный урок

Вводный урок по курсу «Литературное чтение»

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены

Книги — мои друзья

С. Маршак « Новому читателю»

С . Михалков « Как бы жили мы без книг?»

А. С. Пушкин

Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие - леность, честность - ложь,  доброта - злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.

Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение

Радуга-дуга  

Песенки разных народов

Загадки.

Пословицы и поговорки разных народов

Мы идём в библиотеку.

Произведения устного народного творчества

Наш театр.

Английская нар . песенка «Перчатки»

Маленькие и большие секреты страны.

 

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета.

Здравствуй, сказка

«Жили - были буквы».

Г. Юдин. « Почему «А» первая»

Т. Коти « Катя и буквы».

Сравнение авторской и народной сказок.

Русская народная сказка « Лиса, заяц и петух».

Л. Пантелеев «Две лягушки»

И. Гамазкова « Живая азбука». Татарские  нар. сказки « Три дочери», « Два лентяя»

Ингушская нар. Сказка « Заяц и черепаха».

Наш театр  С. Михалков «Сами виноваты»

Маленькие и большие  секреты страны Литературии .

 

Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения.

Люблю всё живое  

В. Лунин « Никого не обижай».

Е. Благинина «Котёнок».

Л. Толстой «Пожарные собаки»

Прием звукозаписи как средство создания образа.

И. Токмакова « Лягушки». «Разговор синицы и дятла».

 В. Бианки « Разговор птиц в конце лета»

Мы в ответе за тех, кого приручили.

 И. Пивоварова  «Всех угостила»

С. Михалков «Зяблик»

Н. Сладков « Без слов»

Книги о природе и животных.

Л. Н. Толстой « Обходиться добром со всяким»,

« Не мучить животных».

С. Маршак « В зоопарке»

Б. Житков « Вечер».

Наш театр. С. Я. Маршак «Волк и лиса»

Маленькие и большие секреты страны Литературии .

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке по подтемам. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение.

Хорошие соседи, счастливые друзья

С. Михалков « Песенки друзей».

М. Танич «Когда мои друзья со мной».

А. Барто «Сонечка»

Характеристика героев произведения.

Е. Пермяк «Самое страшное»

 В. Осеева «Хорошее»

Книги о детях.

Э. Шим « Брат и младшая сестра»

 Е. Благинина « Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез…»

 В. Лунин  «Мне туфельки мама вчера подарила»

Наш театр.

М. Пляцковский «Солнышко на память».

Ю.  Мориц «Это – да! Это – нет!»

Л. Толстой « Не лениться», « Косточка»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.

Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.

Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа.

Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение.

Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг

10ч

Край родной, навек любимый

П. Воронько « Лучше нет родного края»

Произведения русских поэтов и художников о природе.

Выразительное чтение.

Сравнение произведений литературы и живописи

Образ природы в литературной сказке.

 В. Сухомлинский «Четыре сестры».

Сочинение сказки

В. Берестов «Любили тебя без особых причин…»,

Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!»,

 Н. Бромлей  «Какое самое первое слово?»

А. Митяев « За что я люблю свою маму?»,

В. Берестов « Стихи для папы»

Е. Пермяк « Первая рыбка».

Рассказ о своей семье

И. Косяков « Всё она»,

Л. Толстой « Мальчик и отец»,

К. Ушинский « Лекарство»

Маленькие секреты страны Литературии.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество».

Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать».

Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю.

Сто фантазий

Р. Сеф « Совершенно не понятно»,

 В. Маяковский «Тучкины штучки»,

 Ю. Мориц «Сто фантазий»

Учусь сочинять сам.

И. Пивоварова «Я палочкой волшебной…»,

 Г. Цыферов « Про меня и про цыпленка»

Урок - викторина « Знай и люби родную литературу»

Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений.

Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг

Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании данной рабочей программы:

№ п/п

Дата

                             Изменение

                     Обоснование

1.

2

Календарно – тематическое планирование по курсу « Литературному чтению»

учителей: Головенко Т. Ю., Коновской О.М., Амбарцумян Н. Н.

№ п/п

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема урока

Кол-во часов

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

1

Вводный урок по курсу «Литературное чтение»

1

Книги - мои друзья (3 ч)

2

Введение в содержание раздела.

С. Маршак « Новому читателю»

1

3

С . Михалков « Как бы жили мы без книг?»

А. С. Пушкин

1

4

Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Проверочная работа № 1(? Обобщающий урок)

1

Радуга-дуга (5 ч)

5

Введение в содержание раздела.

Песенки разных народов

1

6

Загадки.  Пословицы и поговорки разных народов

1

7

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества

1

8

Наш театр. Английская нар . песенка «Перчатки»

1

9

Маленькие и большие секреты страны.

 Проверочная работа № 2(? Обобщающий урок)

1

Здравствуй, сказка! (6 ч)

10

Введение в содержание раздела.

1

11

«Жили - были буквы».

 Г. Юдин. « Почему «А» первая»

Т. Коти « Катя и буквы».

Сравнение авторской и народной сказок.

1

12

Русская народная сказка « Лиса, заяц и петух».

Л. Пантелеев «Две лягушки»

1

13

.И. Гамазкова « Живая азбука». Татарские  нар. сказки « Три дочери», « Два лентяя»

1

14

Ингушская нар. Сказка « Заяц и черепаха».

Наш театр  С. Михалков «Сами виноваты»

1

15

Маленькие и большие  секреты страны Литературии .

  Проверочная работа № 3(? Обобщающий урок)

1

Люблю все живое (6 ч)

16

Введение в содержание раздела.

В. Лунин « Никого не обижай».

Е. Благинина «Котёнок».

Л. Толстой «Пожарные собаки»

1

17

Прием звукозаписи как средство создания образа.

И. Токмакова « Лягушки». «Разговор синицы и дятла».

 В. Бианки « Разговор птиц в конце лета»

1

18

Мы в ответе за тех, кого приручили.

 И. Пивоварова  «Всех угостила»

С. Михалков «Зяблик»

Н. Сладков « Без слов»

1

19

Книги о природе и животных.

Л. Н. Толстой « Обходиться добром со всяким»,

« Не мучить животных».

С. Маршак « В зоопарке»

1

20

Б. Житков « Вечер».

Наш театр. С. Я. Маршак «Волк и лиса»

1

21

Маленькие и большие секреты страны Литературии . (? Обобщающий урок)

1

Хорошие соседи, счастливые друзья (7ч)

22

Введение в содержание раздела.

 С. Михалков « Песенки друзей».

М. Танич «Когда мои друзья со мной».

А. Барто «Сонечка»

1

23

Характеристика героев произведения.

Е. Пермяк «Самое страшное»

 В. Осеева «Хорошее»

1

24

Книги о детях.

Э. Шим « Брат и младшая сестра»

1

25

 Е. Благинина « Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез…»

 В. Лунин  «Мне туфельки мама вчера подарила»

1

26

Наш театр.

М. Пляцковский «Солнышко на память».

Ю.  Мориц «Это – да! Это – нет!»

1

27

Л. Толстой « Не лениться», « Косточка»

1

28

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  (? Обобщающий урок)

1

Край родной, навек любимый (10 ч)

29

Введение в содержание раздела.

П. Воронько « Лучше нет родного края»

1

30-31

Произведения русских поэтов и художников о природе.

2

32

Выразительное чтение.

Сравнение произведений литературы и живописи

1

33

Образ природы в литературной сказке.

 В. Сухомлинский «Четыре сестры».

Сочинение сказки

1

34

В. Берестов «Любили тебя без особых причин…»,

Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!»,

 Н. Бромлей  «Какое самое первое слово?»

1

35

А. Митяев « За что я люблю свою маму?»,

В. Берестов « Стихи для папы»

1

36

Е. Пермяк « Первая рыбка».

Рассказ о своей семье

1

37

И. Косяков « Всё она»,

Л. Толстой « Мальчик и отец»,

К. Ушинский « Лекарство»

1

38

Маленькие секреты страны Литературии.

(? Обобщающий урок)

1

Сто фантазий (2ч)

39

Введение в содержание раздела.

Р. Сеф « Совершенно не понятно»,

 В. Маяковский «Тучкины штучки»,

 Ю. Мориц «Сто фантазий»

1

40

Учусь сочинять сам.

И. Пивоварова «Я палочкой волшебной…»,

 Г. Цыферов « Про меня и про цыпленка»

1

41(?)

Урок - викторина « Знай и люби родную литературу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...