Литературная гостиная
материал по чтению (3 класс)

Журавлёва Полина Альбертовна

Литературная гостиная по творчеству А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_po_proizvedeniyam_a.s.pushkina.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной гостиной «Зима» по произведениям А.С.Пушкина.

Цель:
Познакомить обучающихся с произведениями великого русского поэта А .С. Пушкина и творениями русских художников, посвященных зиме.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить произведения А.С.Пушкина, познакомиться с произведениями живописи И.Грабаря, Ю.Клевера; 
Развивающие:
- Развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов и художников;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Развивать выразительное чтение учащихся; 
Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии и живописи;
- Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой Родине.
Подготовительная работа:
Прочитать и выучить стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»,  «Зимнее утро» ,
оформить выставку книг и портретов  поэта и художников

Ход мероприятия

Ведущий 1:
Здравствуйте, дорогие друзья! В этот зимний день мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими  времени года – зиме. И не только послушать и почитать стихи, а рассмотреть, как художники передают зимнее настроение через свои картины, как красками можно передать настроение, чувства.

Ведущий 2:

Зимнее утро.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Ведущий 3

Какое же приятное чувство появляется от чтения этого стихотворения! Сразу представляется яркий солнечный морозный день! Как прекрасно А.С.Пушкин использует сравнения,олицетворения! Благодаря его тонкому языку перед нами все оживает, природные явления выступают самостоятельными героями.

Ведущий 1

И в дополнении к сказанному можно будто окунуться в снежные сугробы на картине И.Грабаря «Зимнее утро». Настолько перекликаются эти произведения литературы и живописи. Оба мастера используют выразительные краски, благодаря которым буквально вспыхивает хорошее, позитивное настроение в душе каждого из нас.

Ведущий 2

Но нам так же известно и другое стихотворение, получившее широкую известность – «Зимний вечер». И здесь мы уже наблюдаем совсем другой ритм чтения, настроение печальное, слова «обветшалой, запоздалый, утомлена» создают настроение тоски по чему-то далекому

Ведущий 3

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, 
моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Ведущий 1:

Ю.Клевер в своих картинах «Закат солнца зимой» и «Зимний пейзаж с избушкой» перекликает нас с произведением А.С. Пушкин. Посмотрите, на картинах темные краски, вдали виднеются избушки, запоздалый путник. Ярким пятном на картине выражен закат.И мы понимаем, что утром может все измениться.

(Под музыку выходит зима).

Зима

Дорогие ребята, я шла к вам через весеннюю оттепель, летнюю жару, осенний листопад. И вот я здесь! Вы соскучились?

Зима: Ребята! Я подготовила для вас вопросы, чтобы узнать хорошо ли вы знаете меня.


1.В какой зимний праздник, люди купаются в проруби? (крещение)
2.А знаете ли Вы, какое дерево, является символом Нового года? (ель)
3.Что зимой делает медведь? (спит)
4.Назовите, зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
5.А что такое снег? (замерзшая вода)
6.Когда день рожденье у Деда Мороза? (18 ноября))
7.Как называются ягоды, которыми зимой питаются снегири? (рябина).
8.Подумайте и ответьте: бел, да не сахар, ног нет, а идет? (снег)
9.Кто в лесу петляет, путает следы? (заяц)
10.Как называется праздник, когда готовят и съедают много блинов? (масленица)
11.Дед Мороз приходит на праздник, а в руках у него, что…? (посох)
12.Как думаете, кто придумал, а точнее кто ввел праздник Новый год в нашей стране? (Петр 1)
13.Что Дед Мороз обувает на ноги? (валенки)
14 Новогодний зимний бал, называем… (карнавал)
15.Назовите самый первый месяц года? (январь)
16.Зимняя шубка у зайца, какого цвета? (белая)
17.Самая известная новогодняя, хороводная песенка? (В лесу родилась елочка…)
18.Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
19.Назовите, самых смелых птиц, которые не боятся мороза? (воробьи, голуби,вороны)
20.Что случилось зимой с погодой? (стало холодно, деревья уснули под снегом, морозно)
21.Где мы с Вами катаемся зимой на коньках? (на катке))

Ведущий 2:

Зимой приятно покататься на коньках, лыжах, скатиться на санках с горки . И сейчас мы будем наряжать елку игрушками, которые Вы , ребята, будете получать от Зимы. Если правильно разгадаете ее загадки!


• Кто раскрасил щёки детям
в красный цвет зимой, не летом?
А кто щиплет их за нос?
Угадали? (Дед Мороз)

• Из небесного мешка
Вдруг посыпалась мука!
Засыпает всё вокруг -
Лес, поля, дома и луг…
А как только ты возьмёшь
И муки той наберёшь…
Смотришь, а её уж нет!
Лишь остался мокрый след.
Что за странная мука?!
Не видать нам пирожка. (Снег)

• На нашем зимнем карнавале
Мы сразу все его узнали.
Подарков детям целый воз
Привёз на праздник ... (Дед Мороз).

• Вот настал новый год.
Он нам праздник принёс:
Всех ребят ёлка ждёт
И весёлый ... (Дед Мороз).

• На новогодней ёлке
Зелёные ... (иголки),

• Шишки смолистые,
Липкие, ... (душистые),

• А ещё игрушки:
Шарики ... (хлопушки),

• Конфеты и флажки,
Цветные ... (огоньки).

• Щиплет уши нам и нос
Шалунишка ... (Дед Мороз).

• На окна полотно из грёз
Повесил дедушка ... (Мороз).

Ребята наряжают елку.

Ведущий 1

А сейчас предлагаем нарисовать зиму – какая она для каждого из вас, что в ней особенного, чего вы ждете от нее. Затем мы все рисунки поместим в папку нашего класса!

Ведущий 2

Спасибо всем, кто принимал активное участие в сегодняшней гостиной!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Вспоминая Пушкина"

Материал можно использовать для проведения мероприятий, посвященных жизни и творчеству А.С.Пушкина....

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....