Внутрипредметный модуль "Литературное слушание" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Журавлёва Полина Альбертовна

Внутрипредметный модуль "Литературное слушание" 25 часов, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpm_literaturnoe_slushanie.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Внутрипредметный модуль "Литературное слушание" способствует расширению читательского кругозора, реализации дифференцированного обучения и развитию личных особенностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия  способствуют  эмоциональному, творческому, литературному, интеллектуальному развитию ученика, а также решению проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – это возможность погрузиться в разнообразный мир, совершить открытия, расширить горизонты своей системы знаний. Эстетическая и эмоциональная сторона направлена на воспитание доброжелательного отношения к людям, окружающему миру.

Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

Задачи:

увеличение  литературного кругозора

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Взаимосвязь  занятий с основным курсом литературного чтения позволяет отработать вопрос  необходимости постоянного развития читательского интереса у учеников. Модуль способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы занятий: библиотечные уроки, литературные игры, конкурсы-кроссворды, литературные викторины, литературные гостиные, путешествия по страницам книг, уроки-инсценировки.

Содержание занятий создаёт условия для расширения читательского пространства и возможности использования этих знаний во всех видах деятельности.

На занятиях подразумевается   работа с разными видами периодической литературы, знакомство с отечественными и зарубежными авторами.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 25 часов.

Ценностные ориентиры содержания

Содержание внутрипредметного модуля «Литературное слушание" создаёт возможность для формирования  читателя с широким кругозором, умеющего видеть особенности авторов, их произведений, способных к восприятию культур разных стран. Ученик овладевает такой способностью, как читательская деятельность. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

"Литературное слушание” – это способ знакомства с новыми авторами и произведениями, возможность проявить свои интересы и увлечения в инсценировках, составлении ребусов, кроссвордов, поучаствовать в работе по изготовлению собственной книги, познакомиться с биографией поэтов и писателей. Ребенку необходимо участвовать в процессе познания через игру, театральную постановку, чтение наизусть отрывка поэтического или прозаического произведения. Ученик вживается в ту роль, которую выбирает на каждом занятии. изданий. В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Планируемые результаты

В результате освоения модуля "Литературное слушание" входят следующие

Предметные умения:

- понимать необходимость  чтения для личного развития;

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, других учеников;

-правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-пересказывать текст;

-составлять рассказ-характеристику героя;

-высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

-относить произведения к жанрам

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения

-формулировать цели занятия;

-работать по плану, сверяя свои свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями;

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- вести работу в парах, группах;

Познавательные учебные умения

--пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать необходимую информацию из одной формы в другую;

-пользоваться словарем, энциклопедией;

-устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

 - пробовать спрогнозировать финал книги содержание книги до чтения, используя полученную информацию;

- разбирать  книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- писать отзыв к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

-использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;--высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-вести диалогическую и монологическую речь;

-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

               Универсальные учебные действия:

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

 - находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы

История книги. Библиотека (2ч)

Способы передачи информации в древности. Книги-сборники былин, легенд, сказок. Первые книги. Летописи. Рукописные книги. История появления книги. Первопечатник Иван Федоров.

        Взрослые детям и о детях (2 ч)

Дети–герои книг. Типы детских книг.Книги – сборники произведений о детях.Литературная игра "Расскажи о героях детских книг".

         Сказки (8 ч)

Волшебный мир сказок. Сказки бытовые, волшебные, о животных. Сборник сказок Мамина-Сибиряка. Сказки народные и литературные. Сказки зарубежных авторов..

         Книги о родной природе (7 ч)

Образы природы в творчестве русских писателей. Русские поэты, воспевавшие красоту родной природы. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова. Конкурс чтецов "Звуки поэтического слова»

Книги-сборники произведений о животных. Рассказы о животных М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, А. Чехова, В. Бианки. Зарубежные писатели о животных. Книги Дж.Лондона, Э. Сетон-Томпсона..Отзыв на произведение.Художники-иллюстраторы книг о животных.

         Басни и баснописцы (2 ч)

История басни. Басни Эзопа, И.А.Крылова.  Басни Л.Н.Толстого

        Обобщение. Книга, книга (4 ч)

Книги бывают разные. Делаю книгу сам, использую понятия «форзац»,»заголовок»,»шрифт»,»иллюстрация».

Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Количество часов

История книги.Библиотека (2 ч.)

1

 Летописи. Рукописные книги. История появления книги

1

2

 Каталог.Правила составления библиотечного каталога

1

                                               Взрослые детям и о детях (2 ч.)

3

 Рассказы о детях

1

4

Писатели для детей.Н.Носов, Н.Драгунский

1

           Сказки.Народные и литературные.Сказки зарубежных авторов.(8 ч.)

5

Русские народные сказки

1

6

Волшебный мир сказок.

1

7

Инсценировка понравившегося фрагмента из сказок.

1

8

Сборники произведений о природе.

1

9

Творчество Мамина-Сибиряка.Сказки.

1

10

Иллюстрирование сказки Мамина-Сибиряка.

1

11

 Литературные сказки

1

12

 Сказки зарубежных авторов

1

                                        Книги о природе (7 ч.)

13

Сборники о природе (В.Бианки,ЮЖитков,Г.Снегирев)

14

Сборники о природе.Иллюстрации к сборникам.

15

Выразительное чтение стихотворений о природе. Конкурс чтецов "Звуки поэтического слова"

1

16

Образы природы в творчестве русских писателей.

1

17

Сборники о животных

18

Сборники о животных

19

Художники-иллюстраторы книг о животных. Аннотация к рассказу. Отзыв

                                              Басни.(2 ч.)

20

Басня.Эзоп.И.А.Крылов.Чтение по ролям.

1

21

Л.Н.Толстой – о чем и о ком писал великий русский творец?

1

                                                                  Обобщение (4 ч.)

22

Что такое согласие?

1

23,24

Книга – делаем ее сами.

1

25

Моя любимая книга

1

Итого 25 ч.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник.3 класс в 2-х частях М. Просвещение, 2015
  2.  Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Рабочая программа по математике с внутрипредметным модулем "Занимательная математика" УМК "Школа России"

В рабочую программу включены разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебног...

4 класс. Рабочая программа по русскому языку с внутрипредметным модулем "Занимательная грамматика" УМК "Школа России"

В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...

Разработка занятия по внутрипредметному модулю "Речь" 1 класс

Методическая разработка занятия по развитию речи ( внутрипредметный модуль"Речь") 1 класс...

Урок «Литературное чтение и внутрипредметный модуль «Риторика» 3 класс Тема урока «М. Зощенко «Через тридцать лет». Учимся составлять диалоги»

Данный урок является третьим в разделе «Жизнь дана на добрые дела».Урок способствует  обогащению духовного мира личности, восприятию    нравственных ценностей, принятых в обществе,...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...