Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему М.Ю.Лермонтов "Утёс".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Амирова Фания Гадильяновна

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему М.Ю.Лермонтов "Утёс".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Озёрная средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
        М.Ю. Лермонтов "Утёс"

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Амирова Ф.Г.

Цель  урока: учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.

Задачи урока.

Предметные:

- продолжать знакомить детей с творчеством М.Ю. Лермонтова,

- формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение.

Метапредметные:

- ставить учебные цели и задачи,
           - планировать способы и пути достижения учебных целей,

- развивать воображение, творческое мышление, память, речь, обогащать  словарный запас.

Личностные:

- воспитывать интерес и любовь к родному языку, к русской поэзии.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

Орг.момент. Психологический настрой.

Приветствует учащихся; настраивает на работу.

- Ребята, сегодня у нас немного необычный урок, на нем присутствует много гостей. Улыбнитесь  им.

- Из глубокого колодца (руки «О»)

- Солнце медленно встает (руки над головой)

- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)

- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)

- Новый день оно начнет (руки вниз широко)

- С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам. Пусть наш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные, личностные, коммуникативные

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 - Первые минуты нашего урока я предлагаю посвятить проверке домашнего задания. 

- На примере какого произведения вы выполняли домашнюю работу? (стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус”)

- Что необходимо человеку для выражения своего настроения? (цвет, звук, слово, эмоции).

- Посмотрим, как вы смогли выразить свои эмоции в рисунке. Повесьте свои иллюстрации на доску. Каким средством вы воспользовались, чтобы ваш рисунок отличался от другого? (Цвет).

- Ребята, а вы знаете, что М.Ю.Лермонтов был великолепным художником?(выступление ученика с информацией о Лермонтове- художнике).

Посмотрите, как сам поэт изобразил картину моря уже не стихами, а акварелью. (На доске- репродукция «Парус»).

- Ещё одним средством выразительности является музыка.

Вывешивают свои рисунки и отвечают на вопросы учителя.

Ученик: Белый парус, голубой туман моря, игра волн; такое чувство, что слышишь шум моря, на тебя веет морской ветерок. Охватывает ощущение движения, красоты, стремительности, порыва.

Исполнение  ученицей романса »Парус»

Регулятивные,

познавательные, личностные, коммуникативные

3

Постановка учебной задачи.

- Какое средство выразительности помогает нам, по–разному рассказывать об одном и том же предмете? (эпитет)

- Прочитайте свои эпитеты к слову парус. (…)

-Ну, а теперь послушаем, как вы выучили стихотворение. (Чтение наизусть).

1) -Уберите одинаковые согласные буквы, чтобы узнать, что сегодня будем читать.

 У  Н  К  П  Р

Ф  Т Н  Ё  Ф

 Р   К П  Н  С   (Утёс)

- Скажите, с творчеством какого поэта продолжим знакомиться сегодня на уроке.

 Итак, что мы должны узнать, с чем познакомиться, чему научиться? (целеполагание).

Познакомимся…

Научимся…

Узнаем …

(познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Утёс», научимся его выразительно читать, узнаем больше о поэте).

Ответы детей.  

Читают стихотворение «Парус» наизусть.

Выполняют практические действия, исключая одинаковые согласные буквы и определяют, что будем читать на уроке.

 

Определяют тему и задачи урока.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

4

Подготовка к чтению стихотворения. Речевая разминка.

Учитель предлагает прочитать стихотворение

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всё понятно.

- Прочитайте медленно, проговаривая каждое слово.

(Читают 3 – 5 учеников)

- О чём это четверостишие?

(Ответ: о том, как нужно правильно разговаривать)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые главные слова.

(Ответ: разговаривать, выговаривать, правильно и внятно, всё понятно)

- Прочитайте медленно, выделяя интонацией главные слова.

Физкультминутка.

Читают стихотворение, проговаривая выделенные слова.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Познавательные, коммуникативные.

5

Выявление места и причины затруднения.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова «Утёс».

Предлагает детям послушать стихотворение М.Ю.Лермонтова. Создает эмоциональный настрой. Подготавливает учащихся к выразительному чтению стихотворения. Знакомит с интерпретацией  художественного

 текста. Слушание аудиозаписи стихотворения »Утёс».

Прочитайте ещё раз про себя и найдите незнакомые слова.

Словарная работа

- Что такое утёс?

Утёс – это высокая скала (гора)

Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Морщина – расщелина.

Вопросы учителя:

1. Какие чувства вызывает это стихотворение?

2. Подумайте, почему утёс плачет. Как об этом говорится в стихотворении?

3. Как поэт называет утёс? Вспомните, как называется этот приём.

 

Прослушивают аудиозапись стихотворения «Утёс». Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.

Прослушивают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.

Читают стихотворение, стараясь передать настроение.

Регулятивные,

познавательные, личностные, коммуникативные

6

Построение проекта выхода из затруднения.

Формулирует проблемный вопрос:

Почему поэт называет тучку «золотой»?

- Если представить, что тучка – живое существо, то как она себя ведёт?

Подтвердите строками из стихотворения.

Работа в группах.

-Давайте попытаемся охарактеризовать тучку и утёс.

 Какими предстают они в этом стихотворении?

- Разложите карточки в две группы.

        тучка                                утес

        веселая                        великан

        маленькая                        старый

        лёгкая                         огромный

        юная                        неподвижный

        стремительная           грустный

          золотая                       одинокий

-Мы уже сказали с вами, что ещё одним средством выразительности является музыка.

-Я предлагаю вам послушать романс «Утёс» на стихи М.Ю.Лермонтова.

Высказывают предположения, подтверждают строками из стихотворения.

Высказывают предположения.

Слушают романс «Утёс».

Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

7

Реализация построенного проекта.

- Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый, изрезанный расщелинами утёс, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое  небо.

- Но разве только об этом стихотворение?

- Закройте первые две строки стихотворения в первом и во втором четверостишиях. Прочитайте, что получилось.

- О ком можно рассказать этими словами?

- О каких этапах в жизни людей мы узнаём из стихотворения?

( О молодости и старости)

- Согласны ли вы со мной, что мы с вами увидели, что слова, которыми поэт описал утёс и тучку, подходят и к людям? Докажите.

- Давайте подумаем над словом «пустыня». Может, всё это происходит в настоящей пустыне? (Нет, т.к. есть утёс)

- Почему же утёс чувствует себя как в пустыне?

Рассуждают, высказывают предположения, анализируют.

Доказывают свою точку зрения.

Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

8

9

Творческая мастерская.

Рефлексия учебной деятельности.

Пора творить и нам. Составление синквейнов.

 Попробуйте  составить  синквейн к образам стихотворения: утёс, туча.                                                            

                      Тучка,

           Воздушная, лёгкая,

          Летает, резвится, играет.

          Она вдаль всегда уплывает.

                     Странница.

                   Утёс                                                                             

            Одинокий, огромный.                                  

         Грустит, задумался, плачет.                                                

         Он тучку свою вспоминает.                        

                     Великан.                                                          

- Как вы думаете, что могло происходить в жизни поэта, когда он писал это стихотворение? Какое чувство он испытывал? (Поэт написал его за несколько недель до гибели).

- Кто в нашей жизни порой остаётся одиноким?

Одиночество – это самое страшное состояние на земле. Пусть никто и никогда не испытает это чувство.

Составляют синквейны.

Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

Регулятивные,

личностные, коммуникативные

Регулятивные,

личностные, коммуникативные

- Что нового для себя открыли?

- Что вас удивило?

- О чём тема  нашего урока заставила вас задуматься?

  - Какие средства выразительности мы вспоминали и использовали на уроке? (эпитет, олицетворение, метафора…)

 Домашнее задание:1.) Выучить наизусть;

2.) сделать рисунок;

Урок окончен. Спасибо!

- Спасибо, вам, ребята, за активность, за умные ответы, за ваше творчество!  
- Я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете для себя новое в поэзии.

 На душе светло, как в храме,
Ни проблем, ни бурь, ни вьюг.
Я пришла к вам - со стихами,
Кто их принял, тот мой друг…

Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

Регулятивные,

личностные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...