Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Вилкова Наталья Александровна

Урок обощение по разделу "Снежок порхает, кружится..." Программа "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimushka-zima.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий урок – проект по чтению во 2-м классе

Тема: Обобщение по разделу «Снежок порхает, кружится».

Цели урока:

  • создание образного представления о зиме на основе изученных произведений и живописных произведений искусства;
  • развитие у детей интереса к чтению, развитие монологической речи, фантазии, творческих способностей;
  • воспитание любви к Родине, родной природе;
  • развитие коммуникативности, умения работать в группе;
  • создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке.

Оборудование:

  • репродукции картин великих художников: «Первый снег», Аркадия Пластова; «Русская зима», Константина. Юона;  “Март” Исаака Левитана, “Зима” И. Саврасова;
  • листы формата А-3;
  • карандаши, фломастеры;
  • ножницы;
  • клей;
  • раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Сверху с неба прилетела

На мою ладошку села,
Ох и лёгкая пушинка
Серебристая…(снежинка)

2.Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

 Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…Легкая, пушистая, красивая…

-Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки! (Повторите 3 раза)

2.-Обратите внимание на доску.

-На доске записано одно и то же предложение, но в каждом предложении одно слово выделено ярким цветом. Ваша задача произнести чётко за мной предложение, каждый раз делая ударение на выделенном слове.(см. оформление на доске)

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка визитная карточка зимы?

-Как вы это понимаете?(Снежинка- снег- сугробы- сосульки-зима)

-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

-Чему мы уже научились на уроке литературного чтения?

-Что нового вы хотели бы узнать и чему научиться на уроке?

-Для чего это вам нужно?

4. Актуализация знаний.

Давайте вспомним произведения, которые мы уже изучили в разделе «Снежок порхает, кружится…»

Литературная разминка.

1.Давайте вспомним, произведения какого писателя не изучали в этой теме? (А.С.Пушкина).

2.Соедините автора и его произведение, назовите.

1. Александрова Зинаида Николаевна «Зима»

2. Иванов Сергей Анатольевич «Каким бывает снег».

3. Суриков Иван Захарович «Детство»

4. Даль Владимир Иванович «Девочка Снегурочка»

5. Ушинский Константин Дмитриевич «Мороз не страшен».

6. Шим Эдуард Юрьевич «Всем вам крышка».

7.Некрасов Николай Алексеевич «Саша».

8. Соколов-Микитов Иван Сергеевич «Узоры на снегу».

4. Вступительное слово учителя.

3. Откуда выпали слова?

1. Ветер, лёд, иней, снежинка» («Дети Деда Мороза» русская народная сказка)

2. Медведь, волк, лиса, Жучка» («Девочка Снегурочка» Владимир Иванович Даль)

3. Гнездо, подстилка, снег, орехи. («Как зимует белочка» Георгий Алексеевич Скребицкий и Вера Васильевна Чаплина)

4. «Узнай стихотворение»        

«Ах, до чего мороз сердит…» («О чём ты думаешь, снегирь» Иван Иванович Беляков)

«Полная счастья с горы ледяной…» («Саша» Николай Алексеевич Некрасов).

«Вот мой дом родной…» («Детство» Суриков Иван Захарович)

«И превратились лужицы в прозрачное стекло…» (Александрова Зинаида Николаевна «Зима»)

-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

-Давайте посмотрим « Зимнюю сказку».

Показ слайдов сопровождается чтением произведения Г еоргия Алексеевича Скребицкого « Зима», под музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года. Тройка»

« Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках. Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.  А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.  И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось. На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются. 
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»

-Зима это-обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, забавы детей и даже взрослых.

Физминутка для глаз.

-Вам понравилась «Зимняя сказка»?

-Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще?

( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

5. Сообщение темы урока.

-Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему: «Зимушка-зима»

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

-Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам в создании этой газеты.

-Работать будете в группах. Каждая группа будет работать над созданием своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.

Создание продукта проектной деятельности

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задание №1 «Назови свою страничку».

Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на вашу страницу.

Варианты названия странички:    

1. Гостья - зима.

2. Матушка - зима.

3. Волшебница - зима.

4. Чародейка - зима.

 Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор. Приклеивают название странички.

Задание №2. « Зима чародейка».

Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму. Откройте конверты под №2. Достаньте заготовки.

А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Подумайте и запишите их на заготовке и приклейте заготовку на страницу, по вашему усмотрению.

Зима ассоциируется со сказкой, в которой идет снег, припорошит дома и тогда, когда она полностью укроет все дома, дети приставляют личико к стеклу, нагревают своим дыханием и видят вокруг белоснежные пейзажи. В такую пору Снежная королева может украсть мальчика и увезти его в свое царство, если он ей понравится.

Зима - время снеговиков и игры в снежки, чтобы лепить снежные крепости и ледовые замки. Зима - время, когда рыбачат через прорубь, сидят над лункой в валенках и шапке-ушанке, ждут, чтобы там была щука и она тогда выполнит все желания. По крайней мере, если думать о чем-то в этот момент и желать сильно, то даже если не будет щуки, то все равно исполнится, - зима волшебная пора, она помогает сбываться желаниям, если сильно хотеть.

Зима ассоциируется с Новым годом, Дедом Морозом, что мчится поскорее сюда, ему надо будет присутствовать на всех утренниках и карнавалах накануне праздника, а когда будет сам праздник, то прийти ко взрослым и выполнить их желания, побыть вместе с ними, а потом можно ехать обратно.

 По окончании работы дети зачитывают ассоциации.

Задание №3 -  «Снежная палитра»   

- Зима в России долгая и снег в разное время выглядит по-разному. На уроке чтения мы с вами читали рассказ Сергея Анатольевича Иванова “Каким бывает снег”. Писатель приглашает нас понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы. Снег у него будто живой.

- Следующее задание называется “Снежная палитра”. У каждой группы  будет свой снег. У 1гр. -  это первый снег, у 2гр.  -  январский, у 3гр. - февральский. Найдите отрывок из рассказа С.Иванова “Каким бывает снег”, внимательно прочитайте его и на “Снежную  палитру”, которая есть у вас в раздаточном материале, выпишите те слова и словосочетания, которыми автор изображает особенности снега в разные месяцы.

Расположите палитру на листе и приклейте её.  Проверка работ.

Задание №4 – «Зимние зарисовки» 

Найдите или вспомните стихотворение о зиме, перепишите одно четверостишие на заготовкуи приклейте на вашу страницу. Материал подберите из учебника « Литературное чтение» 2 класс Л.А. Ефросининой или воспользуйтесь выставкой книг о зиме. Проверка.

ФИЗМИНУТКА.

Вот такая зима бывает у нас в России. За это и любима она многими поэтами и писателями. Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения

- Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников.

Перед вами репродукции картин великих художников: На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы.;

- «Зима», И. Саврасова у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого.

- «Русская зима», Константина Юона

 - «Первый снег», Аркадия Пластова У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза.

- «Март» Исаака Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский.

Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задание №5 – «Защита»

Представление (защита) работ по плану.

План:

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ. (Дети комментируют композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы цитаты из изученных произведений.)

3) Назвать источники информации.

4) Определить, где можно использовать готовый продукт.

Каждая группа вывешивает свою страничку на доску. Идёт защита работ.

8. Итог урока. Рефлексия.
-Подошёл к концу наш урок. Найдите конверт под №3, в нем лежат снежинки и снеговые тучки. Если вы довольны своей работой, то выберите снежинку. Если вы не очень довольны своей работой, то выберите снеговую тучку. 


Продолжите: Я узнал(а), что…
Я понял(а), что…
-Из ваших страничек мы обязательно сделаем зимнюю газету и украсим ими наш этаж перед Новогодним праздником. 


9. Домашнее задание. 
1. Найти и прочитать произведения о зиме.

2. Выучить стихотворение о зиме.

3.Перечитать понравившееся произведение из раздела;

4.Сочинить небольшой рассказ или своё четверостишие о зиме;

5.Нарисовать рисунок «Идёт Волшебница-Зима».

Слова –пожелания
Будь наблюдательней 
немножко,
И сам тогда увидишь ты,
Как много в мире красоты!
Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...