Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема:"Гласный звук [у]. Буквы У, у".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Варламова Мария Ивановна

Данный конспект урока предназначен для учащихся 1 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_v_1kl.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В 1 «Г» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [У], БУКВЫ У, у».

Учитель: Варламова М.И.

Урок изучения нового материала.

Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у».

Цель урока: формирование у обучающихся умения выделять звук в слове; находить слова с заданным звуком; различать звуки и буквы: буква как знак звука; умения анализировать текст.

             Предметные результаты:

  1. производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком;
  2. выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему модель слова;
  3. наблюдать над особенностями произнесения звука [у];
  4. характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу;
  5. доказывать, что звук [у] гласный;
  6. слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове;
  7. приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова;
  8. узнавать, сравнивать заглавные и строчные печатные буквы У, у;
  9. соотносить звук [у] и букву, его обозначающую;
  10. соотносить предметные картинки и схемы-модели слов;
  11. характеризовать особенности изученных гласных звуков;

12)     определять место изученной буквы на «ленте букв».

Метапредметные результаты:

           Познавательные УУД:

          1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

          2) формировать умение представлять информацию в виде схемы;

          3) формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

          4) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

          5) формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

          6) формировать умение ориентироваться на развороте учебника;

          7) формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

           Коммуникативные УУД:

          1) формировать умение слушать и понимать других;

          2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

          3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

          4) формировать умение работать в паре.

           Регулятивные УУД:

          1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

          2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

          3) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

          4) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

        1) формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

        2) формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

             деятельности;

        3) формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

            Духовно-нравственное развитие и воспитание:

          1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе

               речевые;
        2) гражданско-патриотическое воспитание;
        3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
        4) воспитание здорового образа жизни;
        5) экологическое воспитание;
        6) эстетическое воспитание.
Оборудование: наглядный материал: цветные карточки с предметами, карточки с гласными буквами А, О, И, Ы, картинки с изображением утки, звуковые схемы слов, презентация к уроку (Слайды 1 – 7).

Этапы урока (методы, приемы)

Время

Содержание урок (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

Этап самоопределения к деятельности (словесный, инструктаж)

1 мин.

Приветствие

-Здравствуйте, ребята

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Л.: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, беседа)

3-4 мин.

Отгадайте загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Что это? СЛАЙД 2

-Все мы знаем, что жители страны букв дружат с жителями страны звуков.

-А кто мне подскажет,  чем отличаются звуки от букв?

- С какими буквами мы уже познакомились?

-А чтобы вспомнить и не ошибиться, поиграем в игру «Собери букву».

– Рассмотрите элементы букв. Подумайте, какие буквы «рассыпались».

- Кто желает поработать у доски?

- А остальные дети на листиках

 на пустой строчке напишите буквы, которые можно построить из этих элементов.

Самостоятельная работа обучающихся.

-Какие это буквы?

- Проверка        СЛАЙД 3

Какие они дают звуки?

На какие 2 группы делятся все звуки?

- Гласные это -- …

Продолжите мою фразу

-  Гласные могут быть   (ударн и безуд)

-  Согласные это …

А что мы ёще знаем о согласных звуках?

-Буквы

-Звуки мы произносим, буквы пишем.

А И О ы

Ребята печают буквы

-Они гласные.

-Воздух проходит свободно через рот, не встречая преград; произносим звуки с голосом.

        

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Постановка учебной задачи (репродуктивный)

3 мин.

Работа над новым материалом.

- Сегодня у нас праздник новой буквы.

А чтобы узнать, с какой буквой мы сегодня познакомимся, вам нужно отгадать загадку:

СЛАЙД 4

Так с какой буквой мы сегодня познакомимся?

- На доске появляется изображение печатной буквы у     СЛАЙД 5


– Сегодня мы познакомимся с буквойУ. Какой звук обозначает эта буква гласный или согласный?
- Как догадались, что этот звук гласный?
- Кто в живой природе издаёт такой звук?
зобразите, как воет волк.
– Вы правы, гласный звук. Его можно петь низко и высоко, толстым и тонким голосом. Давайте попробуем вместе!

РАБОТА  В   ПАРАХ

- А теперь поработаем в парах.

- У вас на столе листики с предложением.

- Давайте я прочитаю.

- Ваша задача,  найти все буквы у, и обвести карандашом.

- Кто подскажет, каким карандашом их надо обводить?

- Не забудьте посчитать их количество.

слушать учителя, отвечать на вопросы

П.:  формулировать проблемы

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р.:Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Открытие нового знания

(практический, работа со схемами)

(словесный, беседа)

(наглядный, сравнение письменной и печатной буквы)

(поэлементный анализ буквы)

(наглядный, показ учителя с комментированием)

(копировальный, обведение)

(наглядный, показ учителя с комментированием)

(копировальный, обведение)

(наглядный, показ учителя с комментированием)

8-10 мин.

1.Работа в «Азбуке».

- откройте азбуку на стр. 37

- Посмотрите на букву У.

- Почему же она напечатана на красном фоне?

- Сравните заглавную и строчную буквы.

Чем отличаются?

- О чем нам это может сказать?

- С большой буквы им. собственные

- Сравните её с буквой ы, которую мы изучали на прошлом уроке.

- Почему?

_Подготовим руки к письму, этот пальчик папа,

- У вас на столе лежит лист с печатной буквой У, каким карандашом ее обведем? Возьмите и обведите.

- Молодцы.

А теперь давайте украсим ее теми буквами, с которыми мы уже познакомились.

- Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием. Выставка работ.

Молодцы.

Отложите в сторону.

- Ребята, посмотрите на эту картинку (Учитель её показывает). Стр 36

- Кто здесь изображён? Назовите.

-

- Как назвать  одним словом.

-А какие это птицы?

- Почему их называют домашними птицами?

                                                                                 

- Правильно.

-

- Догадались ли вы где здесь главный герой?

- А в кого он превратился в конце сказки вы помните?

- И так как же называется сказка и кто её автор? Кто знает?

- Молодцы. Правильно.

-   СЛАЙД 6

А сейчас назовите мне птиц в названии которых звук [у] слышится в начале слова.

- А сейчас давайте прочитаем стихотворение Берестова про маленьких желтеньких утятах.

- А кто догадался почему автор называет утят малютками?

- А сейчас давайте рассмотрим и сравним схемы которые находятся под заглавной и строчной буквой У.

- Итак какому слову соответствует первая схема.

- изобразите схему этого слова на листиках.

- Кто хочет поработать у доски?

- Давайте проверим. СЛАЙД 7

- Назовите первый слог в этом слове.

- Как он образован?

- Какой слог произносится с большей силой?

- Какой он?

- Как вы думаете мягкость или твёрдость предшествующего согласного звука обозначает буква У.

- Правильно. Об этом нам говорит правило, которое выделено жирным шрифтом (Учитель его читает).

- Подумайте и скажите какому слову соответствует вторая схема?

- Назовите первый слог.

- Как он образован?

- Какой слог произносится с большей силой?

- Какой он?

- Итак кто же может сделать вывод. Как образуется слог?

- Молодцы.

-

- Ребята, каждый народ подмечал какие-то важные вещи в жизни и составлял мудрые выражения. Они называются пословицы.

- Вот послушайте одну из них: «Ученье-путь к уменью». Как вы понимаете смысл этой пословицы.

- А у нас кто-нибудь старается в учёбе?

- Кого можно  назвать прилежным учеником?

- Ребята, а следующие пословицы, которые находятся в самом низу страницы вы прочитаете дома с родителями и выясните почему так говорят.

- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями

Смотрят.

- Она гласная буква.

- Они одинаковые, но отличаются только размером.

- Буква ы бывает только строчной.

- Заглавной буквы ы нет, так как нет слов, которые начинались бы с заглавной буквы ы.

- Утята, ндюк, петух, гусь, утка, утята, утёнок.

- Птицы.

- Домашние птицы.

- Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получить яйца, мясо, перья, пух.

- Да. Гадкий утёнок.

- В прекрасного белого лебедя.

- Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утёнок».

- Утка, утята, утёнок.

- Буквой У.

Читает ученик.

- Потому что они совсем маленькие.

- Слову куры.

- Слог «ку».

- Путём слияния согласного с гласным. Это слог слияния.

- Слог «ку».

- Он ударный.

- Слову утка.

- Слог «ут».

- Путём слияния гласного звука с согласным.

- Слог «ут».

- Он ударный.

- Путём слияния согласного с гласным и с помощью звуков.

Произносят.

- Буква У обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

- Пословица говорит, что нужно хорошо учиться и будешь всё уметь делать.

Перечисляют.

П.: отвечать на вопросы

П.: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию

Р.:умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Динамическая пауза

1 мин

Физминутка

Участвовать в физминутке.

Р.:умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Открытие нового знания (практический, работа со схемами)

(словесный, беседа)

8-10  мин

Посадка.

– Переверните страницу, посмотрите на изображения, кто там изображен?

- Как вы думаете, то случилось с девочкой?

- А что она кричит?

-Давайте вместе прочитаем.

_Ребята, что это?- А что мы знаем о предложениях?

- А теперь переставим буквы, что получится? (Уа!) Что это? (предложение) Почему? Как нужно его читать?

- Кто так кричит?

- Давайте все вместе.

- Сколько слогов?

Слушать учителя, отвечать на вопросы, смотреть на экран, запоминать информацию, работать в прописях

П.: отвечать на вопросы

П.: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию

Динамическая пауза.

1 мин

Физминутка

Участвовать в физминутке.

Р.:умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Закрепление изученного.

Первичное закрепление во внешней речи (словесный, беседа)

(наглядный, показ учителя с комментированием)

5-6 мин.

 

Работа в парах. 

Приложение 1. Найди слова с буквой Уу. Проверка – Слайд 10.

Волчонок  воет  на  луну.

Волчонку  грустно  одному: «У-у-у…!»

Отвечать на вопросы, выполнять задание

Слушать учителя, запоминать информацию, выполнять задание

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию

Итог  урока

2 мин.

–С какой буквой мы сегодня познакомились??

-Для чего нужна заглавная буква У?

Обучающиеся отвечают на вопросы, читают с доски буквы, предложения с разной интонацией.

Р.: анализировать собственную работу

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия

2 мин

- Ребята, у каждого у вас лежит солнышко, давайте нарисуем улыбку и подарим их друг другу.

Закончите фразы:

-Я узнал…

-Мне понравилось…

-Мне было интересно…

Заканчивать фразы.

Р.: давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.

·         Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;·         рас...

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме "Гласный звук [у]. Буквы У, у".

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме «Гласный звук [у].  Буквы У, у»....

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш.

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш. Программа "Школа России "...

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ....

Технологическая карта урока обучение грамоте/ письмо по теме «Гласные звуки [й\' о], [\'о], буквы Ё,ё»

Цель урока: совершенствование знаний о букве Ё ,ё; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:формировать умение сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой...