Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Натарова Елена

Конспект урока литературного чтения. Тема: Е. Велтистов "Приключения Электроника".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«НОВОВОЛКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________________

                    143120 Московская область, Рузский городской округ, д. Нововолково ,ул.Центральная, д.6.

                  тел. 8(496)27-65-689    e-mail: wolruz@yandex.ru    сайт:  http://51-sch-nv.eduruza.ru 

        

 Урок литературного  чтения

«Е. С. Фелтистов. Приключения Электроника»

                                                                   https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=765962df8ca524d3f8f9f649f41e89a4-l&n=13                    Составила: учитель начальных         классов

                                             Натарова Е. А.

д. Нововолково 2019г.

Учитель:

Натарова Е. А.

Предмет:

Литературное чтение

Класс

4

Дата

19.04.2019г.

Тип урока.

Открытие нового знания

Цель:

Создание условий для знакомства с понятием «научно-фантастическая литература» на основе повести Е. С. Велтистова.

Тема урока.

Е. С. Фелтистов. Приключения Электроника

Вид урока

Урок литературного  чтения

Используемые технологии

Игровые, ИКТ, технология продуктивного чтения.

Задачи:

Способствовать пониманию авторской фантазии  в контексте жанра «научно-фантастическая литература».

Характеризовать героев произведения, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним.

Вырабатывать навыки анализа художественного произведения.

 Развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи.

Воспитывать любовь к чтению, вдумчивого читателя, собеседника, нравственные качества личности.

Планируемые
образовательные
результаты

    Предметные:

Познакомятся: с понятием научно-фантастической литературы, с произведением
Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним.

Метапредметные:

Познавательные:. ориентироваться в своей системе знаний. отличать новое уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

Личностные:  Уметь выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» 4 класс Л.Ф.Климанова

Презентация к уроку (для учащихся);

Словари, планшеты.

Карточки для работы в группах, парах.

Музыкальное сопровождение.

Макеты Электроника, города.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.

Этапы
урока

Задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

6

I. Учебная мотивация.

Эмоциональная мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Работа с информацией.

 -Здравствуйте, ребята!

Настроение у нас –отличное,

А улыбка-дело привычное.

Пожелаем друг другу добра.

Нам урок начинать пора!

В классе повсюду лежат разные предметы(бытовые приборы, предметы радиотехники, коробки). На столе листок с обрывком стихотворения:

Сегодня - кибернетика повсюду.
Вчерашняя фантастика - пустяк!
А в будущем какое будет чудо?
Конечно, точно утверждать не буду,
Но в будущем, наверно, будет так: …

- Ребята, как вы думаете, что бы это значило? Кто оставил нам такое послание?

- Давайте разбираться, меня очень удивили некоторые слова из стихотворения, а вас?

Что они обозначают? Какое отношение они имеют к уроку?

У вас на столах есть словари и планшеты с электронными словарями, которые вам помогут найти нужную информацию.

-Как вы думаете, над произведением какого жанра нам предстоит поработать?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку.

Кибернетика, фантастика.

Работают со словарями, находят значения слов, делают выводы.

«Фантастика» (от греч. «искусство воображать») - термин для обозначения литературных произведений, изображающих нереальное как реальное и реальное как нереальное.

К существительному «фантастика» часто добавляют эпитет «научная». Элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении.

Фантастическим, фантазийным…

Делают вывод, что это научная фантастика.

Фронтальная, групповая, парная.

Коммуникативные:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. 

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

1

2

3

4

5

6

II. Целеполагание.

Постановка проблемного вопроса.

Работа в группах.

Демонстрация, знакомство с книгой, автором, определение жанра.

Самостоятельное составление плана.

Работа над однокоренными словами, развитие речи.

Оглядываю взглядом кабинет

-Как неудобно, у нас урок, а вокруг – такое… Здесь тетради Гусева, Королькова, Кукушкиной, Чижикова, Сыроежкина. У нас в классе таких нет.

Кто они такие?

- Да, ребята, вы правы.

-  Попробуйте определить какова же тема нашего урока?

-Знаете ли вы автора?

Показываю книгу Е.С. Велтисова «Приключения Электроника».

Написал эту книгу Е. С. Велтисов.

Посмотрите на книгу, оцените её объём, это одно произведение Подумайте, может ли это быть рассказом?

-Какие жанры вам знакомы?

- Что за жанр это мог быть?

-Это повесть. Слово «повесть» происходит от глагола «поведать» . Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком.

Повесть — прозаический жанр, больше по объёму, чем рассказ. Сюжет сосредоточен вокруг главного героя.

-Да, Поэтому мы сегодня познакомимся с одной главой этой повести, потому что всё произведение объёмное. 

-Как мы построим нашу работу на уроке?

-

Что нам необходимо сделать?

- Молодцы, вы предложили план для нашего урока. Давайте ему следовать.

-Ребята, а вот еще послание:

(на слайде презентации)

«Помогите! Я хотел телепартироваться к вам на урок, но произошёл сбой, попробуйте вернуть меня! Это получится, если вы осуществите задуманное! Эл».

-Давайте скорее этим займёмся, нужно спасать Электроника.

-Итак, работаем по вашему плану.

Откройте учебники на с. 144. прочитайте заголовок.

«Приключения Электроника»

- Где вы встречались с этим словом? Обсудите в группах.

Продолжаем работу в группах.

-Какое слово легло в основу слова «электроник»? Подберите однокоренные слова.

-Составьте схемы, листочки лежат у вас на партах.

-Что получилось?

-Молодцы!

- Это герои книги

«Приключения  Электроника».

Работа над рассказом «Приключения  Электроника».

Нет.

Сказка,рассказ,басня,былина.

?

Составим план.

Строят план урока:

1.Поработать с заголовком.

2.Познакомиться с автором.

3. Прочитать текст

4. Провести словарную работу.

5.Поработать с текстом.

6.Выразить своё отношение к прочитанному.

Игра у родителей  в детстве была «Электроника», магнитофон «Электроника», магазин «Электроника»

Электричество

Электровозэлектролитэлектронныйэлектрооборудование, электропоездэлектропроводкаэлектростанция

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная и индивидуальная.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Л - самостоятельно выполнять задания учителя.

К - находить информацию через  словари, интернет.

III. Подготовка к восприятию произведения.

Презентация детей.

Знакомство
с биографией Е. Велти
стова

-Продолжаем работать по плану.

Напомните следующий пункт.

-Маша познакомит нас с жизнью и творчеством Е. С. Велтистова

-Возникли ли у вас какие-либо вопросы?

Знакомство с автором.

Презентация и рассказ (Поликарова Мария)

Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве В 1956 г. окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. 

Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл повестей, объединенных главным героем — Электроником. 

???

Индивидуальная, фронтальная работа.

Л- проявляют интерес с творчеству писателя.

К – пользуются элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией.

IV. Работа над содержанием текста.

Словарная работа.

Работа с текстом.

Работа над созданием макета в группах.

Словарная работа

Создание макета Электроника

Выполняют физминутку.

Работа в парах по карточкам.

-Действуем по плану дальше. Что нам предстоит?

-Давайте прочитаем главу «Чемодан с четырьмя ручками»

-Вы послушаете и попробуете ответить согласны ли вы с тем, что автор будет описывать необычное событие?

-Что вы ещё запланировали?

-Какие слова вызвали интерес?

-Перед вами словари и планшеты.

 -Действуем!

-Хорошо!

 

-Как  была  организована  встреча  профессора  Громова?  

-   Как выглядел багаж  учёного?

- Что  предполагал  директор  гостиницы, увидев чёрный  чемодан?

-Каким был чемодан?

-Какие условия были созданы для гостей?

-Прочитайте описание города, на основе прочитанного мы воссоздадим небольшой макет  Синегорска.

-У вас на столах заготовки «инфраструктуры городского пространства»(макеты деревьев, цветников, домов и )т. п.

На доске - план города.

У каждой группы – задание. Вам выделен участок, описание которого нужно найти в тексте и отразить на плане (наклеить на ватман)

Приложение 1.

1 группа.

 Дорога от вокзала до гостиницы.

2 группа.

Новое в городе, что увидел профессор Громов.

3 группа.

Необычные сады.

4 группа.

Внешний вид зданий.

5 группа.

Воздушное такси.

Представители ваших групп закрепят элементы, а аналитики зачитают соответствующую часть текста,

Отлично! Синегорск во всей красе!

- Что-то показалось вам фантастическим?

-Найдите самые яркие моменты описания города.

-Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы читатели лучше представили город?

-Молодцы!

-Давайте предположим, что будет дальше?

-Читаем дальше.

 -Вы удивились содержимому чемодана? Почему?

-Каким был робот?

-Он сбежал от профессора Громова и у нас он не появился!

-Теперь мы знаем все данные Электроника, может быть мы можем его воссоздать?

У доски белый бумажный макет мальчика. На столе макеты лиц, элементов одежды.

-Какое лицо было у кибернетического мальчика?

-Во что он был одет?

- Вот он, Электроник, но он молчит, не работает. Что делать?

Включаем зарядное устройство. Пока Электроник заряжается, мы отдохнем.

Физминутка.

«Роботы»

-Вернёмся к нашему плану. Что мы делаем?

-Почему Электроник капризничал?

-Что не предусмотрел  профессор?

-Он был жестоким?

-Электроник не работает, а может быть он обладает и человеческими качествами? Я думаю, если мы их обнаружим, то он включится(оживёт)?

-У вас на столах карточки, объединитесь в группы, заполните их.

В карточках 2 колонки: робот, человек

-Какой вывод можно сделать?

-Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца?

- Чем обязательно обладает человек?

-Давайте подарим нашему кибернетическому мальчику частичку своей души!

Мальчик заговорил (голос с экрана)

-Ой, здравствуйте, ребята, я так рад, что могу с вами говорить, я всё слышал и видел. Я много хочу рассказать о разных науках, о будущем вообще. Хочу сказать, вы большие молодцы. Я со всеми вами буду рад познакомиться лично. Я не только на экране, но и на страницах книги Е. С.Фелтистова. А то, что вы прочли, это только начало.

От «Рекордов» и до «Панассоников», 
При полётах к Марсу и Луне, 
Люди применяют электронику, 
Что собой оправдано, вполне. 
  
Каждому из нас известно исстари, 
С той поры — «когда ещё тогда», 
Что от микросхемы и транзистора, 
Больше пользы, нежели вреда. Увлекайтесь научной фантастикой, науками вообще.

До новых встреч! 

-Ребята, понравилось вам знакомство с Электроником?

Мы выполнили намеченный план?

-Хочется прочитать повесть целиком?

-Я рада за вас!

Прочитать текст.

(читают 1 часть)

Отвечают, высказывают своё мнение, анализируют.

 

-Это была важная встеча - конгресс кибернетиков, значит будут обсуждать что-то важное.

Словарную работу.

Конгресс- съезд 

ученых для обсуждения спорных вопросов

 в науке, обмена опытом.

Футляр- вместилище для хранения чего -либо

Контрабас - это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент.

Генератор –устройство которое вырабатывает энергию.

Торжественно, у встречающих были приветливые лица, в руках - букеты цветов

Большой чемодан с четырьмя ручками, с закруглёнными краями, напоминал футляр контрабаса

Что  в  нём  приборы.

Очень тяжёлым, ручки для 4 человек. Когда директор его поднял, лицо его покраснело.

Удобная комната, приятная атмосфера(даже аромат можно было выбрать)

Крепкие дубки, яблони и вишни в белых накидках, маленький вертолёт -воздушное такси, километровые цветники, везде  что-то новое, крыши зданий, защищённые прозрачными куполами

от непогоды…

Ветолёты - воздушные такси, купола над воздушными садами.

Зачитывают описание города.

Эпитеты, сравнения, олицетворения.

-растения цеплялись за камни и бетон;

-яблони и вишни в белых накидках  …

Предположения обучающихся(профессор будет обустраиваться, разберёт свой чемодан, проверит приборы, будет готовиться к конгрессу )

Читают часть,

где дано описание Электроника.

Робот был очень похож на обычного мальчика.

-Попробуем!

Зачитывают из текста, выбирают подходящее, прикрепляют.

Зачитывают, выбирают, прикрепляют.

Зарядить?

Продолжаем работать с текстом. Читаем последнюю часть.

Ответы детей.

Робот: питается от электричества, молниеносно бегает, прыгает с большой высоты

Человек: выглядит как человек, может сидеть на стуле, разговаривает , капризничает,

чувствует ток.

Электроник –почти человек.

Душой, умеет сопереживать, радоваться, грустить…

Дети прикладывают руки к сердцу, протягивают ладони и направляют в сторону макета.

Ответы обучающихся.

Да! Этим оживили Электроника.

Фронтальная , индивидуальная, парная.

К-строить речевое высказывание в устной форме.

Л- обосновывать свое мнение

Р- осуществлять анализ произведения

П- находить информацию через  словари, интернет

V. Итог урока. Рефлексия

Объясняет домашнее задание.

-Вы все сегодня прекрасно потрудились. Отметки за урок.

Закрасьте  у своего робота большие круги

Желтый- на уроке мне было комфортно, всё понравилось.

Красный- были затруднения, у меня не все получилось.C:\Users\Татьяна\Desktop\робот цветной 1.jpg

Поднимите своих роботов.

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы.

Фронтальная

Л-осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

VI. Домашнее задание

Оценка результатов выполнения заданий на уроке..

Общее фото на память.

Задания вам передал Электроник:

1.Кто хочет попробовать себя в роли художника-фантаста? Нарисуйте меня.

2.Те, кому интересна наука- найдите информацию о развитии робототехники.

3.Кто любят работать с текстом, придумайте 3-4 вопроса по тексту, которые вы сможете задать одноклассникам.

Спасибо за урок, а теперь все вместе сфотографируемся с Электроником!

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Фронтальная, индивидуальная.

Р-осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...