АОП по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx83.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основекомпонента Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, АОП,  Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение. 1-4класс»

(учебно – методический комплекс «Школа России»)

        Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.    

        Адаптированная образовательная программа начального общего образования  адресована обучающимся сограниченными возможностями здоровья (ДЦП), которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза,  сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.

        В программе сохранено основное содержание  общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ограниченными возможностями здоровья и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе с ограниченными возможностями здоровья очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве.  У ученика с ограниченными возможностями здоровья проблема с речью связана и с темпом его развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.

        Программа строит обучение  детей с ограниченными возможностями здоровья на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса.

        Цель программы:обеспечить обучение детей с ОВЗ  средствами литературного чтения;

  • сформировать читательскую компетенцию младшего школьника на основе системно – деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • овладеть осознанным, правильным и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; развивать интерес к чтению и книге; формировать читательский кругозор и самостоятельную читательскую деятельность;
  • развивать художественно-творческие и познавательные способности, формировать эстетическое отношение к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащать нравственный опыт младших школьников средствами художественной литературы; формировать нравственные представления о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитывать интерес и уважение к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран;
  • обеспечивать условия для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:

  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
  • формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения про себя;
  • уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
  • формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
  • развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
  • преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
  • развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
  • привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению;
  • социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса;
  • формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

        Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

  1. Планируемые результатыосвоения учебного  предмета

Личностные

  • Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
  • Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои  альбомы, посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
  • Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
  • Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.).
  • Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей, находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
  • Делиться чувствами, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
  • Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания.
  • Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
  • Пользоваться разнообразными формами самооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
  • Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
  • Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
  • Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
  • Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
  • Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
  • Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
  • Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
  • Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
  • Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
  • Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
  • Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
  • Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
  • Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах.
  • Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Составлять план работы по решению учебной задачи урока, предлагать план изучения темы урока. Оценивать свои достижения по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
  • Определять границы знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

  • Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
  • Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
  • Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова  и др.) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
  • Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

КоммуникативныеУУД

  • Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
  • Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиесянаучатся:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и родителями;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства;
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

К концу 3 класса обучающиеся научится: будет сформирована готовность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного;

- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

- составлять план прочитанного;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

-  использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

-  расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

  1. Содержание  учебного предмета

№ п/п

Тема

Содержание курса

Всего часов

I

Самое великое чудо на свете

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, размышлять над прочитанным, читать вслух  с постепенным переходом на чтение про себя.

4 ч

II

Устное народное творчество

Прогнозировать содержание раздела, планировать работать с произведением в соответствии условными обозначениями  видов деятельности, читать с выражением, опираясь на ритм произведения, объяснять смысл пословиц, находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества, анализировать загадки, контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения

15 ч

III

Поэтическая тетрадь 1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности

12 ч

IV

Великие русские писатели

Знакомство с названием раздела, прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, сравнение текста – рассуждения и текста-описания, оценка достижений

23 ч

V

Поэтическая тетрадь 2

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности

6 ч

VI

Литературные сказки

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания раздела, характеристика героев сказок, нравственный смысл  сказки, сравнение героев сказки, составление плана сказки, подробный и выборочный пересказ сказки, оценка достижений

8 ч

VII

Были-небылицы

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания раздела, творческий пересказ, составление различных вариантов плана, пересказ, оценка достижений

11 ч

VIII

Поэтическая тетрадь 1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности

7 ч

IX

Люби живое

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать произведения о природе, животных, самостоятельно оценивать свои достижения

15 ч

X

Поэтическая тетрадь 2

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности

8 ч

XI

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание  раздела, объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме, воспринимать на слух произведение, читать вслух и про себя, осмысливая содержание

13 ч

XII

По страницам детских журналов

Знакомство с названием раздела, прогнозировать содержание раздела, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, придумывать вопросы по содержанию текста, готовить сообщение по теме, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

8 ч

XIII

Зарубежная литература

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, составлять рассказ о творчестве писателя, сравнивать сказки разных народов, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

6 ч

Итого

136 часов

  1. Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

№ урока

Количество часов

Дата проведения

Самое великое чудо на свете

(4 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению для 3 класса, с системой условных обозначений, с содержанием и словарем.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Введение в тему «Самое великое чудо на свете». Знакомство с рукописными книгами Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Знакомство с деятельностью первопечатника Ивана Федорова. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.

Обобщение знаний по теме «Самое великое чудо на свете».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читатьвозможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Рукописные книги Древней Руси.

1

1

Первопечатник Иван Федоров.

2

1

Урок-путешествие в прошлое.

3

1

Урок-путешествие в прошлое. Тест №1.

4

1

Устное народное творчество

(15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

 Углубление знаний о творчестве русского народа, о русском фольклоре. Знакомство с русскими народными песнями, с докучными сказками, с русскими народными сказками «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка». Работа с иллюстрациями к сказкам. Знакомство с особенностями волшебной сказки. Сочинение докучных сказок. Знакомство с произведениями прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Деление текста на части, составление плана сказки.

Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев. Осознанное чтение текста художественного произведения, пересказ сказки, с использованием иллюстраций учебника. Умение приводить примеры произведений фольклора. Сравнение художественного и живописного текстов.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверятьсебя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Устное народное творчество. Русские народные песни.

5

1

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

6

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7

1

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

8

1

Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

9

1

Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

10

1

Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

11

1

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

12

1

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

13

1

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

14

1

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

15

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

16

1

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

17

1

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

18

1

Проверочная работа №1.

19

1

Поэтическая тетрадь №1

(12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова.

Средства художественной выразительности: олицетворение, эпитеты, сравнение. Прием звукозаписи как средство выразительности. Подвижные картины природы. Выразительное чтение стихотворений. Подготовка сценария – утренника «Первый снег».

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

«Как научиться читать стихи»

20

1

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

21

1

Ф. И. Тютчев «Листья»

22

1

Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

23

1

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

24

1

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

25

1

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно».

26

1

И. С. Никитин  «Встреча зимы»

27

1

И. З. Суриков «Детство».

28

1

И. З. Суриков «Зима».

29

1

Путешествие в литературную страну «Поэтическая тетрадь №1»

30

1

Путешествие в литературную страну «Поэтическая тетрадь №1»

31

1

Великие русские писатели

(23 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А.С. Пушкин — великий русский писатель. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина»

Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Прием контраста как средство создания картин.

Сравнение народной и  литературной сказок. Тема сказки.  Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина. Соотнесение рисунков И. Билибина с художественным текстом, их сравнение.

Басни. Подготовка сообщения об И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Мораль басен. Герои басен. Нравственный урок читателю. Характеристика героев басни на основе их поступков.

Инсценирование басни.

Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове на основе статьи В. Воскобойникова. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

А. С. Пушкин «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

32

1

А. С. Пушкин Лирические стихотворения

33

1

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

34

1

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

35

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

36

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

37

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

38

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

39

1

И. А. Крылов

40

1

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

41

1

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

42

1

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

43

1

М. Ю. Лермонтов

44

1

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины».

«На севере диком …»

45

1

М. Ю. Лермонтов «Утёс».

46

1

М. Ю. Лермонтов «Осень»

47

1

 Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

48

1

Л. Н. Толстой «Акула»

49

1

Л. Н. Толстой «Прыжок»

50

1

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

51

1

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

52

Литературный праздник «Русские писатели».

53

1

Литературный праздник «Русские писатели».Проверочная работа №2.

54

1

Поэтическая тетрадь №2

(6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н. А. Некрасов Авторское отношение к герою в повествовательном произведении в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Выразительное чтение стихотворений Н. А. Некрасова, К.Д. Бальмонта, И. А. Бунина.  Создание словесных картин. Оценка планируемых достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Н. А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…»

55

1

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

56

1

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

57

1

И. А. Бунин «Детство». «Полевые цветы».

58

1

И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»

59

1

И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Тест №2.

60

1

Литературные сказки (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.   Сравнение литературной и народной сказок. Составление характеристики героев сказок. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ. Нравственный смысл сказки.  Оценка своих достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»

61

1

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

62

1

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

63

1

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

64

1

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

65

1

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

66

1

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

67

1

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

68

1

Были-небылицы

(11 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Использование приема сравнения  как основного приема описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. Определение жанра произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Составление характеристики героев.

Описание основных событий произведения А. И. Куприна «Слон». Составление различных вариантов плана. Подготовка пересказа.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Определять  особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

69

1

М. Горький «Случай с Евсейкой»

70

1

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

71

1

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

72

1

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

73

1

А. И. Куприн «Слон».

74

1

А. И. Куприн «Слон».

75

1

А. И. Куприн «Слон».

76

1

А. И. Куприн «Слон».

77

1

А. И. Куприн «Слон».

78

1

Тест №3.

79

1

Поэтическая тетрадь №1

(7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

Звукозапись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворений.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

С. Чёрный «Что ты тискаешь утенка?».

80

1

С. Чёрный «Воробей». «Слон»

81

1

А. А. Блок «Ветхая избушка».

82

1

А. А. Блок «Сны». «Ворона».

83

1

С. А. Есенин «Черёмуха»

84

1

С. А. Есенин «Черёмуха»

85

1

Проверочная работа №3.

86

1

Люби живое

(15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста М. М. Пришвина «Моя Родина»

Определение жанра произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» - главные герои рассказа.

В. В. Бианки «Мышонок Пик» - составление плана на основе названия глав. Составление рассказа о герое произведения.

Б. С. Житков «Про обезьянку» - герои произведения. Пересказ, краткий пересказ.

В. П. Астафьев «Капалуха» - герои произведения.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

М. М. Пришвин «Моя Родина»

87

1

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

88

1

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

89

1

В. И. Белов «Малька провинилась».

90

1

В. И. Белов «Ещё про Мальку»

91

1

В. И. Белов «Ещё про Мальку»

92

1

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

93

1

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

94

1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

95

1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

96

1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

97

1

В. П. Астафьев «Капалуха»

98

1

В. П. Астафьев «Капалуха»

99

1

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

100

1

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Тест  №4.

101

1

Поэтическая тетрадь №2

(8 ч)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Выразительное чтение стихотворений. Работа над проектом «Праздник поэзии.» Оценка своих достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной»

102

1

А. Л. Барто «Разлука».

103

1

А. Л. Барто «В театре».

104

1

С. В. Михалков «Если».

105

1

Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».

106

1

Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».

107

1

Крестики-нолики по теме «Поэтическая тетрадь №2».

108

1

Крестики-нолики по теме «Поэтическая тетрадь №2».Проверочная работа №4.

109

1

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

 (13 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Особенности заголовка произведения В. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама» - герои рассказа, особенности речи героев, чтение по ролям.

М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники» - смысл названия рассказов. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

Н. Н. Носов «Федина задача», «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Сборник юмористических рассказов Н. Н. Носова.

Оценка планируемых достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определятьотношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

110

1

А. П. Платонов «Цветок на земле»

111

1

А. П. Платонов «Цветок на земле»

112

1

А. П. Платонов «Еще мама»

113

А. П. Платонов «Еще мама»

114

1

М. М. Зощенко «Золотые слова»

115

1

М. М. Зощенко «Золотые слова»

116

1

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

117

1

Н. Н. Носов «Федина задача»

118

1

Н. Н. Носов «Телефон»

119

1

Н. Н. Носов «Телефон»

120

1

Оценка достижений.

-проверять предметные универсальные учебные умения

Н. Н. Носов «Телефон»

121

1

Оценка достижений.

-проверять предметные универсальные учебные умения;

-составлять списки книг для чтения летом (с учителем)

Н. Н. Носов «Телефон»

122

1

По страницам детских журналов

(8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Путешествие по страницам журналов для детей.

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города.

Выразительное чтение стихотворений Р. Сефа.

Оценка планируемых достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы

123

1

Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

124

1

Ю. И. Ермолаев «Проговорился».

125

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»

126

1

Г. Б. Остер «Вредные советы».

127

1

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

128

1

Р. Сеф «Веселые стихи».

129

1

Р. Сеф «Веселые стихи». Тест №5

130

1

Зарубежная литература

(6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» - нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка планируемых достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

131

1

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

132

1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

133

1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

134

1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

135

1

Контрольная работа

136

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...