А.Н.ПЛЕЩЕЕВ "ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА"
план-конспект урока по чтению (2, 3, 4 класс)

ГРЫЗАНЮК СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ  ВО 2  КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: « А.Н. ПЛЕЩЕЕВ «ВЕСНА», «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА»

 Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией и творчеством А. Н. Плещеева, с его стихотворениями «Весна» и «Сельская песенка»; продолжить формировать представление об окружающем мире; обучать элементарным приёмам анализа художественных текстов; совершенствовать навык чтения; развивать речь учащихся.

 

Планируемые результаты

Личностные: учить установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать навык давать характеристику героям и их поступкам; самоопределение.

 

 

Предметные:  учить прогнозировать содержание произведения, читать стихотворения выразительно, представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, раздаточный материал.

Технологии, используемые на УРОКЕ:     ИГРОВАЯ,  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

КРИТИЧЕСКhttps://1.bp.blogspot.com/-7_2uwJfKP8k/XoHYq7zLeMI/AAAAAAABLuI/3yCm1hiLSqAuS-InMwfU8L6KMpRNNuHKwCLcBGAsYHQ/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B413.JPGОГО МЫШЛЕНИЯ,  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ.

 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1046/00003755-84fe647c/img2.jpg

 

Этапы урока:

Методы и приемы.

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

1.Организационный этап.Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

1 мин.

 

 

 

- Здравствуйте, ребята!  

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу,

пожелайте мысленно удачи.

 

Приветствовать учителя.

 

 

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

 

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

 

10 мин.

 

4 мин.

Проверка домашнего задания.

 

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на парту. Скажите, что это такое я вам положила на белый листочек? (почки)
- А где мы в природе можем встретить почку? (на деревьях, кустарниках)
- А в какое время года мы можем увидеть почку? (зимой и весной)
- Ребята, оказывается, зимой почки спят. А как вы думаете, что они делают весной? Что с ними происходит? ( Почки пробуждаются, начинают раскрываться )
- Как вы думаете, что находится внутри почки ? (маленькие листочки)
- А хотелось бы вам увидеть эти маленькие спящие листочки? (да)
- А вы не догадываетесь для чего я для вас приготовила микроскопы?
( Мы будем рассматривать почку)
- Давайте мы сейчас с вами раскроем пальчиками эту почку и рассмотрим ее.
- Итак, что же вы там увидели? (что-то зеленое, красивое, капельки воды )
- А какие еще признаки весны вы знаете? (Тает снег, становится теплее, часто светит солнце, прилетают птицы).
- Молодцы! А почему мы именно на уроке чтения заговорили о весне и её признаках?
(Мы познакомимся с еще одним произведением о весне). Откройте свои учебники на стр. 112. Кто мне скажет, какая тема нашего сегодняшнего урока? (А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»). Какие цели мы поставим? (Познакомиться с биографией этого поэта, с его стихотворениями).

Читать выразительно стихотворения.

Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Словесный: слово о поэте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический: словарно-лексическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический: работа над выразительным чтением стихотворения.

 

 

 

 

 

 

Практический: выразительное чтение стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический: словарно-лексическая работа; работа со словарем.

 

 

 

 

 

 

Практический: чтение по цепочке.

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

3 мин.

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

 

 

 

- Прежде чем начать узнавать стихи поэта, познакомимся с его биографией (Слайд 1).

Алексей Николаевич Плещеев родился 200 лет назад - поэт, переводчик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых).
- Итак, сколько же лет назад жил А. Н. Плещеев? (200 лет назад)
- А для кого он писал ? (Для детей и для взрослых). Хорошо, молодцы!

Физминутка.

- Немного отдохнем!

- А теперь познакомимся с замечательным стихотворением «Весна». А во время прослушивания попробуйте догадаться о какой весне будет идти речь, о ранней или поздней? И почему?
(Первичное чтение учителем).

- О какой же весне шла речь в стихотворении? (о ранней).
- Почему? Докажите. (Тает снег, т.е. снег еще лежит, а во время поздней весны снега уже нет).

Словарно-лексическая работа.

- А теперь прочитайте стихотворение про себя. Молодцы! Встретились ли какие-то непонятные, незнакомые вам слова?

Лазурь – светло-синий цвет, синева. (Слайд 2: это чисто голубое небо, без единого облака)
- Ребята, а как вы понимаете вот эти слова?
Миновала – прошла.(Слайд 3)
Повеяло – подуло. (Слайд 4)
Буря – очень сильный ветер на суше или на море. (Слайд 5)
Метель – это тоже сильный ветер, но только со снегом.(Слайд 6).
- Ребята, а для чего мы с вами поработали над этими словами? (Чтобы был понятен смысл стихотворения).

Работа над выразительностью стихотворения.

- Давайте поработаем со стихотворением. Как вы думаете, что мы будем сейчас делать? (Расставлять паузы, выделять главные слова, выбирать правильную интонацию)
- Возьмите в руки простой карандаш. Читаем 1-ю строчку…2-у строчку и т.д.
- С каким настроением мы будем читать это стихотворение? Почему? (Радостно и весело, потому что все тает, наступает приход весны, вся живая природа пробуждается).

- Давайте попробуем прочитать это стихотворение.

Несколько учеников выразительно читают.

- Молодцы! Ребята, у поэта есть еще одно стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся поближе.
- Прослушайте аудиозапись и скажите, знакомо ли вам это стихотворение. 
Включаю аудиозапись «Сельская песенка».
- Кто слышал уже это стихотворение? А где? (Оно из сказки «12 месяцев»). Верно!

Словарно-лексическая работа.

-На стр. 113 представлено это стихотворение. Прочитайте его про себя и скажите, почему оно так названо?
- Внимательно посмотрите текст стихотворения, какое слово нам поможет сказать о том, что это «Сельская песенка»? (сени).
- А что такое «сени»? Где мы можем посмотреть это слово? (В словаре).
Сени – нежилая часть деревенского дома. Хорошо!

- Прочитаем стихотворение по строчке, по цепочке.

 – Какое настроение вызывает стихотворение? 
– Как поэт относится к ласточке? Какие слова подтверждают это?

Знакомиться с поэтом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнять физические упражнения.

 

 

 

 

Анализировать, отвечать на вопросы, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делать пометки в учебниках.

 

Отвечать на вопросы, рассуждать.

 

 

Выразительно читать.

 

 

 

 

 

 

Анализировать, отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работать со словарем.

Читать стихотворение по цепочке.

Отвечать на вопросы, приводить примеры.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

 

 

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

 

2 мин.

-Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? (А. Н. Плещеев).
- С какими произведениями мы познакомились сегодня? («Весна», «Сельская песенка»)
- Что вам больше всего понравилось на уроке?

-Как вы думаете, какое домашнее задание вас ожидает?  (Читать выразительно стихотворение «Сельская песенка» и выучить наизусть стихотворение «Весна»).
                      - Спасибо за урок. Урок окончен. 

Вспоминать, отвечать на вопросы.

 

 

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_2klass_ves.docx345.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ  ВО 2  КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: « А.Н. ПЛЕЩЕЕВ «ВЕСНА», «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА»

 Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией и творчеством А. Н. Плещеева, с его стихотворениями «Весна» и «Сельская песенка»; продолжить формировать представление об окружающем мире; обучать элементарным приёмам анализа художественных текстов; совершенствовать навык чтения; развивать речь учащихся.

Планируемые результаты

Личностные: учить установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать навык давать характеристику героям и их поступкам; самоопределение. 

Предметные:  учить прогнозировать содержание произведения, читать стихотворения выразительно, представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, раздаточный материал.

Технологии, используемые на УРОКЕ:     ИГРОВАЯ,  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

КРИТИЧЕСКhttps://1.bp.blogspot.com/-7_2uwJfKP8k/XoHYq7zLeMI/AAAAAAABLuI/3yCm1hiLSqAuS-InMwfU8L6KMpRNNuHKwCLcBGAsYHQ/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B413.JPGОГО МЫШЛЕНИЯ,  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1046/00003755-84fe647c/img2.jpg

Этапы урока:

Методы и приемы.

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

1.Организационный этап.Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!  

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу,

пожелайте мысленно удачи.

Приветствовать учителя.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

10 мин.

4 мин.

Проверка домашнего задания.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на парту. Скажите, что это такое я вам положила на белый листочек? (почки)
- А где мы в природе можем встретить почку? (на деревьях, кустарниках)
- А в какое время года мы можем увидеть почку? (зимой и весной)
- Ребята, оказывается, зимой почки спят. А как вы думаете, что они делают весной? Что с ними происходит? ( Почки пробуждаются, начинают раскрываться )
- Как вы думаете, что находится внутри почки ? (маленькие листочки)
- А хотелось бы вам увидеть эти маленькие спящие листочки? (да)
- А вы не догадываетесь для чего я для вас приготовила микроскопы?
( Мы будем рассматривать почку)
- Давайте мы сейчас с вами раскроем пальчиками эту почку и рассмотрим ее.
- Итак, что же вы там увидели? (что-то зеленое, красивое, капельки воды )
- А какие еще признаки весны вы знаете? (Тает снег, становится теплее, часто светит солнце, прилетают птицы).
- Молодцы! А почему мы именно на уроке чтения заговорили о весне и её признаках?
(Мы познакомимся с еще одним произведением о весне). Откройте свои учебники на стр. 112. Кто мне скажет, какая тема нашего сегодняшнего урока? (А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»). Какие цели мы поставим? (Познакомиться с биографией этого поэта, с его стихотворениями).

Читать выразительно стихотворения.

Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать.

Предполагать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Словесный: слово о поэте.

 

Практический: словарно-лексическая работа.

Практический: работа над выразительным чтением стихотворения.

Практический: выразительное чтение стихотворения.

Практический: словарно-лексическая работа; работа со словарем.

Практический: чтение по цепочке.

3 мин.

1 мин.

3 мин.

.3 мин.

3 мин.

3 мин.

3 мин.

3 мин.

4 мин.

- Прежде чем начать узнавать стихи поэта, познакомимся с его биографией (Слайд 1).

Алексей Николаевич Плещеев родился 200 лет назад - поэт, переводчик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых).
- Итак, сколько же лет назад жил А. Н. Плещеев? (200 лет назад)
- А для кого он писал ? (Для детей и для взрослых). Хорошо, молодцы!

Физминутка.

- Немного отдохнем!

- А теперь познакомимся с замечательным стихотворением «Весна». А во время прослушивания попробуйте догадаться о какой весне будет идти речь, о ранней или поздней? И почему?
(Первичное чтение учителем). 

- О какой же весне шла речь в стихотворении? (о ранней).
- Почему? Докажите. (Тает снег, т.е. снег еще лежит, а во время поздней весны снега уже нет).

Словарно-лексическая работа.

- А теперь прочитайте стихотворение про себя. Молодцы! Встретились ли какие-то непонятные, незнакомые вам слова?

Лазурь – светло-синий цвет, синева. (Слайд 2: это чисто голубое небо, без единого облака)
- Ребята, а как вы понимаете вот эти слова?

Миновала – 
прошла.(Слайд 3)
Повеяло – 
подуло. (Слайд 4)
Буря – очень сильный ветер на суше или на море. (Слайд 5)
Метель – это тоже сильный ветер, но только со снегом.(Слайд 6).
- Ребята, а для чего мы с вами поработали над этими словами? (Чтобы был понятен смысл стихотворения).

Работа над выразительностью стихотворения.

- Давайте поработаем со стихотворением. Как вы думаете, что мы будем сейчас делать? (Расставлять паузы, выделять главные слова, выбирать правильную интонацию)
- Возьмите в руки простой карандаш. Читаем 1-ю строчку…2-у строчку и т.д.
- С каким настроением мы будем читать это стихотворение? Почему? (Радостно и весело, потому что все тает, наступает приход весны, вся живая природа пробуждается).

- Давайте попробуем прочитать это стихотворение.

Несколько учеников выразительно читают.

- Молодцы! Ребята, у поэта есть еще одно стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся поближе.
- Прослушайте аудиозапись и скажите, знакомо ли вам это стихотворение. 
Включаю аудиозапись «Сельская песенка».
- Кто слышал уже это стихотворение? А где? (Оно из сказки «12 месяцев»). Верно!

Словарно-лексическая работа.

-На стр. 113 представлено это стихотворение. Прочитайте его про себя и скажите, почему оно так названо?
- Внимательно посмотрите текст стихотворения, какое слово нам поможет сказать о том, что это «Сельская песенка»? (сени).
- А что такое «сени»? Где мы можем посмотреть это слово? (В словаре).
Сени – нежилая часть деревенского дома. Хорошо!

- Прочитаем стихотворение по строчке, по цепочке.

 – Какое настроение вызывает стихотворение? 
– Как поэт относится к ласточке? Какие слова подтверждают это?

Знакомиться с поэтом.

Выполнять физические упражнения.

Анализировать, отвечать на вопросы, делать выводы.

Делать пометки в учебниках.

Отвечать на вопросы, рассуждать.

Выразительно читать.

Анализировать, отвечать на вопросы.

Работать со словарем.

Читать стихотворение по цепочке.

Отвечать на вопросы, приводить примеры.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

2 мин.

-Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? (А. Н. Плещеев).
- С какими произведениями мы познакомились сегодня? («Весна», «Сельская песенка»)
- Что вам больше всего понравилось на уроке?

-Как вы думаете, какое домашнее задание вас ожидает?  (Читать выразительно стихотворение «Сельская песенка» и выучить наизусть стихотворение «Весна»).
                      - Спасибо за урок. Урок окончен. 

Вспоминать, отвечать на вопросы.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.